Рефераты. Агропромышленная интеграция






2. Зарубежный опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации и агропромышленной интеграции

Несмотря на то что кооперативное движение зародилось в Европе еще в XVII--XVIII вв., правительства многих стран, преимущественно европейских, вплоть до 70-х годов XIX в. использовали законодательные, налоговые и административные меры для его сдерживания. Главной причиной было то, что кооперативы, особенно потребительские, являлись крупными объединениями трудящихся, а это пугало власть, тем более что часть кооперативов начала широко пропагандировать идеи «кооперативного социализма».

Постепенно, с развитием идей кооперации, вовлечением в нее все большего количества населения, в том числе сельского, изменением понимания правительственными органами ее роли в развитии национальных экономик, многие государства мира стали проводить последовательную политику расширения кооперативной деятельности. Это выражалось как в принятии базовых законодательных актов, узаконивающих и упорядочивающих процессы правовой организации и функционирования кооперативных формирований, так и в разработке и применении комплекса мер по созданию льготных условий их развития. Особенно это стало проявляться после Второй мировой войны. Была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а в ее составе -- занимающийся вопросами кооперации Экономический и социальный совет, который в первых же своих резолюциях «Земельная реформа» (1951г.) и «Экономическое развитие менее развитых стран» (1954 г.) признал особо важную роль кооперации в развитии сельского хозяйства. Рассмотрим опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации в разных регионах мира.

США. Показательно развитие кооперации в США, особенно в кредитной сфере. В 1916 г. по инициативе Конгресса США была создана Система кредитования фермеров (Farm Credit System), для того чтобы обеспечить сельское хозяйство надежным источником кредита.

Система кредитования фермеров (СКФ) является частной собственностью входящих в нее банков и ассоциаций, которые владеют ею на кооперативной основе. Члены СКФ -- фермеры и их кооперативы -- руководят ее деятельностью через выборный Совет директоров. СКФ состоит из 7 кооперативных банков (Farm Credit Banks), которые предоставляют фонды 232 локальным ассоциациям заемщиков. Последние, в свою очередь, размещают кредиты среди сельских клиентов и одного банка, обслуживающего кредитные потребности сельскохозяйственных кооперативов (СоBank).

Локальные ассоциации занимаются как краткосрочным, так и долгосрочным кредитованием. Перечисленные выше финансовые институты предлагают кредитные ресурсы сельскохозяйственным товаропроизводителям и их кооперативам во всех 50 штатах страны. СКФ обеспечивает более четверти всех кредитов, используемых американскими фермерами, и является основным источником кредитования покупки недвижимости и деятельности фермерских кооперативов. Деньги для займов СКФ получает под гарантии со стороны Федеральной корпорации по финансированию банков Системы кредитования фермеров (Federal Farm Credit Banks Funding Corporation). Займы СКФ подлежат страхованию Страховой корпорацией Системы кредитования фермеров (Farm Credit System Insurance Corporation).

Правовую основу организации системы фермерского кредита в разное время составляли законы США: «О федеральных фермерских кредитах» (1916г.), «О сельскохозяйственном кредите» (1923 г.), «О сельскохозяйственном маркетинге» (1929 г.), «О фермерской ипотеке» (1933 г.), «О фермерском кредите» (1933 г.), «О фермерской ипотеке» (1934 г.), «О фермерском кредите» (1971 г.), «О сельскохозяйственном кредите» (1987 г.), «О реформе фермерской кредитной системы» (1996 г.). Правовые основы деятельности кредитных союзов определяет Закон США «О кредитных союзах» (1934 г.).

В целом на протяжении всей истории развития сельскохозяйственной кооперации в США государство оказывало существенную помощь кооперативному движению, всегда участвовало и участвует в предоставлении специальных долгосрочных кредитов для системы кооперативного кредита. Так, в 20-х годах государство выделило 9 млн долл. для начала работы федеральных земельных банков (долг был возвращен в 1932 г.); в 1933--1937 гг.-- 189 млн долл. (возврат долга состоялся в 1947 г.). В 1983 г., перед кризисом, долговые обязательства фермеров Farm Credit System составляли 86 млрд долл., но Farm Credit System ничего не должна была бюджету. В 1987 г. снова было выделено 4 млрд долл. для восстановления Farm Credit System после кризиса.

Кооперативы получали и получают от правительства налоговые льготы. В соответствии с федеральным законом о налогообложении уплата налога должна происходить на одном уровне -- кооператива или его члена. Денежные средства, вовлекаемые в кооперативный бизнес, не становятся корпоративным доходом, поэтому и не облагаются налогами. На их деятельность не распространяется антитрестовское законодательство, которое ограничивает горизонтальное слияние, т. е. процессы централизации и монополизации производства и капитала. Кооперативы в США вовлечены в процессы образовательной деятельности, научных исследований, поддержки фермеров, представляют интересы своих членов в органах государственной власти.

В соответствии с законодательством США кооперативы могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Некоммерческие кооперативы поощряются правительством США путем проведения льготной налоговой и кредитной политики. Контроль за коммерческим или некоммерческим поведением кооперативов возложен на налоговые и финансовые инспекции. Если увеличивается доля чистой прибыли, идущей на зарплату работников, это ведет к увеличению налогообложения.

Европа. Правовой основой деятельности кооперативов в Европе являются специальные законы о кооперации, регламентирующие статус кооперативной организации как добровольного объединения фермеров, функционирующего на демократических началах. В различных странах эти правовые положения оформлены по-разному. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы приняты во второй половине XIX в., ни один из них не был отменен. В XX в. в кооперативные законы введены поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.

Германия. Деятельность кооперативов регламентируется законодательством о производственных и потребительских кооперативах. Всем кооперативам, в том числе и сельскохозяйственным, придан унифицированный правовой статус. Федеральное правительство в целях стимулирования развития кооперации предоставляет налоговые льготы, материальную помощь. В фермерских кооперативах, занимающихся производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной продукции, снабжением и производственным обслуживанием фермерских хозяйств, в облагаемые налогом суммы не входят экономические операции кооперативов с их членами. Наряду с прямой материальной помощью, существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В последние годы усилились контакты высших государственных чиновников с представителями кооперативных предприятий, стало практиковаться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.

Франция. В Законе «О кооперации» кооперативы определяются как общества, основные цели которых -- уменьшение себестоимости или продажной цены товаров и услуг, улучшение качества товаров и обслуживания. В стране есть Министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в оперативную хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики.

Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляет крупнейшая кооперативная кредитная система «Креди Агриколь». Она обслуживает 75 % кредитных потребностей в сельской местности. Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации осуществляется на основании специального кооперативного законодательства.

Помимо общего Закона «О кооперации» (1947 г.), закрепляющего основные кооперативные принципы, разработано более 10 законов, специально посвященных сельскохозяйственным кооперативам. Из них статус банковских кооперативов определен в законе Франции «О банковских кооперативах» (1982 г.). Все эти законы систематизированы и включены в Аграрный кодекс Франции в виде пяти книг.

Кроме того, разработано специальное законодательство, регулирующее деятельность касс взаимного сельскохозяйственного кредита -- это законы Франции 1894, 1898 и 1920 гг. На организацию касс сельскохозяйственного кредита распространяется Закон Франции «О банках» (1984 г.), определяющий специфику кооперативных кредитных учреждений, отличающую их от иных банковских учреждений.

Законодательство Франции признает коммерческий характер деятельности кооперативов, но в то же время ремесленные, транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Законодательство также освобождает сбытовые, снабженческие и обслуживающие кооперативы от налогов, за исключением операций с не членами кооперативов. Сельскохозяйственные кооперативы освобождены от налога на застроенные и незастроенные земельные участки.

Кооперативы по совместному использованию техники, искусственному осеменению скота, а также зерновые кооперативы не платят налог на собственную деятельность, в том числе связанную с созданием или увеличением капитала, по операциям с третьими физическими и юридическими лицами (купля-продажа, аренда и т.д.). Кооперативы по совместному использованию техники и искусственному осеменению скота освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Италия. Правовую основу кооперации прежде всего составляет ст. 45 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в которой сказано, что Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей спекуляции. Более подробно цели кооперации сформулированы в Гражданском кодексе Италии, где предусмотрено, что задача кооперации -- это предоставление непосредственно ее членам благ, услуг или места работы на более выгодных условиях, чем это может сделать свободный рынок.

Итальянское законодательство различает общества, ставящие целью получение прибыли, и общества взаимопомощи, к которым относятся кооперативы. Нормативные акты группируются в три блока: по управлению сельским хозяйством; лесоводческие и животноводческие; по транспортировке, переработке, продаже и услугам. Кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов в течение первых десяти лет. Кроме того, не облагаются налогом на добавленную стоимость товары и услуги, реализуемые внутри данного кооператива. Государство освобождает потребительскую кооперацию от необходимости торговать в глубинных районах, где торговля является убыточной, и создает для этого собственные магазины.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.