Выбор показателей обусловлен необходимостью дать характеристику удовлетворения первоочередных потребностей человека в качественном жилище, чистой воде, здоровой экологии. В развитии инфраструктуры жизнеобеспечения приграничных районов Оренбургской области имеются диспропорции. Так, разрыв в уровне благоустройства водопроводом составляет от 35,4 % в Акбулакском районе до 76,5 % в Светлинском районе. Надо отметить, что уровень благоустройства водопроводом в районах области, по -сравнению с 2005 годом, снизился в связи с увеличением объемов жилищного строительства, за которым не всегда «успевают» организации жилищной инфраструктуры. Такие показатели, как обеспеченность жильем, благоустройство газом, доля дорого с твердым покрытием в изучаемых районах - на ровне среднеобластных.
В Оренбуржье в последние годы активно осуществляются программы по жилищному строительству, по газификации жилья, строительству дорог. В частности, в области в течение 7 лет действует программа «Сельский дом» в рамках которой в селах области было построено более 6 тысяч домов усадебного типа, в том числе в 2006 году - 1,2 тысячи, в 2007 год - 1,3 тысячи. В рамках «Программы газификации регионов РФ в 2005 - 2007 годах» при поддержке ОАО «Газпром» и Администрации Оренбургской области в регионе в 2007 году планируется газифицировать более 6 тысяч домовладений. Благодаря программе благоустройство газом во многих сельских районах области достигает 99 - 100 %. Состояние автомобильных дорог в области в целом и в приграничных районах в последние годы улучшается. Это - результат выполнения федеральной программы «Модернизация транспортной системы России».
Экологическое состояние атмосферного воздуха сельских территорий в целом по области благоприятно. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ по 13 приграничным районам составляют 13,1 % от объема выбросов в целом по области. Неблагополучным по данному показателю является Первомайский район (5,6 % от объема выбросов в целом по области). Это обусловлено наличием газодобывающих установок.
Рис. 4. Рейтинг приграничных сельских районов Оренбургской области по развитию инфраструктуры жизнеобеспечения в 2005 и 2006 годах
На рисунке 4 представлен рейтинг приграничных сельских районов по уровню развития инфраструктуры жизнеобеспечения Оренбургской области, полученный на основе интегральной оценки методом Паттерн. Лидером в полученном рейтинге является Илекский район, в котором высокий уровень обеспеченности населения благоустроенным жильем, хорошие дороги. Следствием сравнительно высокого развития инфраструктуры жизнеобеспечения в этом районе является устойчивый миграционный прирост населения. На 13 месте в рейтинге находится Акбулакский район, в котором вопросы обеспечения жизненно важных потребностей населения не решены в полной мере.
Одним из условий развития любой территории является политика в отношении занятости населения. В этой связи необходимо уделить внимание состоянию сельскохозяйственного производства в приграничных сельских районах Оренбуржья. Результаты сравнительной оценки даны в таблице 3.
Таблица 3 Сравнительная оценка показателей развития сельскохозяйственного производства по приграничным районам Оренбургской области в 2005 году
Показатели
В среднем
Минимальное
Максимальное
по области
по 14 районам
Рентабельность (убыточность) реализованной продукции, %
7,0
-
- 9,0
Илекский
22,2
Ясненский
Рентабельность реализации продукции растениеводства, %
13,1
- 11,4
Соль-Илецкий
31,8
Рентабельность реализации продукции животноводства, %
4,7
- 19,8
24,1
Гайский
Урожайность зерновых, ц/га
7,6
5,8
2,5
Домбаровский
9,6
Надой на одну молочную корову, кг
2027
1860,9
1701
2633
Ташлинский
Доля сельскохозяйственного производства в экономике приграничных сельских районах области высока - в семи из тринадцати районах составляет 40 - 65 %. В сельскохозяйственном производстве приграничных районов занято 31 % от общей численности занятых в экономике. Это почти в четыре раза больше, чем в среднем по области. Однако различие между максимальным и минимальным значениями велико: от 7,2 % в Новоорском районе до 69 % в Гайском районе. Высока доля занятых в сельскохозяйственном производстве в таких районах, как Кувандыкский (57 %), Ясненский (61 %). В связи с неустойчивым состоянием сельскохозяйственного производства в этих районах низкий уровень заработной платы, сопоставимый с прожиточным минимумом, и, как следствие, низкий уровень РЧП.
Эффективность сельскохозяйственного производства по территориям значительно различается. В районах, где традиционно развито растениеводство ,как правило, рентабельность хозяйственной деятельности выше. Показатели состояния сельскохозяйственного производства в крупных и средних организациях Соль-Илецкого района минимальные в изучаемой совокупности. Но при этом в районе развито фермерское движение. В частности, в районе в 2006 году зарегистрировано 428 крестьянских (фермерских) хозяйств, что на 6 хозяйств больше, чем в предыдущем году. Для сравнения: в Гайском районе - всего 65 фермерских хозяйств.
Сравнивая данные в таблицах, можно сделать вывод о низком уровне развития человеческого потенциала в тех приграничных районах, где основой экономики является сельское хозяйство. Причем, сельскохозяйственное производство в таких районах, как Ясненский, Гайский рентабельно. Это обстоятельство указывает на низкую цену сельскохозяйственного труда: как бы эффективно сельские труженики ни работали ,доходов на РЧП не хватает.
В последние годы правительство области принимает меры по улучшению качества жизни в сельской местности. Кроме названных выше целевых программ, направленных на решение социальных проблем, в Оренбургской области принята целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2007 - 2010 гг.». Программой определены пять зон приоритетного развития туризма и рекреации в Оренбуржье. В число рекреационных территорий входят и три приграничные: Кувандыкский район (горнолыжный центр), Новоорский район (Ириклинское водохранилище), Соль-Илецк (целебные озера, грязелечебница). Развитие туризма и рекреации должно способствовать развитию несельскохозяйственных видов экономической деятельности, повышению занятости и доходов сельского населения.
Изучив основные параметры приграничных сельских районов области я сформировала SWOT-матрицу (табл. 4). SWOT-анализ - одно из современных направлений исследования потенциала и эффективности предприятия ,отрасли, региона с целью стратегического планирования.
Таблица 4 SWOT-матрица социально-экономических параметров приграничных сельских районов Оренбургской области
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Снижение уровня младенческой смертности
2. Высокий уровень развития инфраструктуры жизнеобеспечения
3. Значительные площади сельскохозяйственных угодий
4. Наличие туристско-рекреационных объектов
1. Низкая плотность населения
2. Отрицательное сальдо миграции
3. Низкий уровень доходов населения
4. Значительные диспропорции в социально-экономическом развитии районов
5. Низкая эффективность сельскохозяйственного производства в большинстве районов
Возможности
Угрозы
1. Приграничное сотрудничество
2. Создание рекреационных центров регионального, всероссийского и международного значения
3. В сельском хозяйстве:
- переход к интенсивному (инновационному) земледелию
- развитие семеноводства
-развитие предпринимательства в АПК
1. Исчезновение крупного сельскохозяйственного производства
2. Потеря кадрового потенциала
3. Демографический кризис
4. Технологическая отсталость
5. Контрабанда, незаконный оборот наркотиков и т.п.
6. Утрата культурного наследия
Подводя итоги исследования можно сформулировать цели развития приграничных сельских территорий:
1. Увеличение численности постоянного населения в приграничных районах;
2. Повышение степени удовлетворения потребностей населения, в том числе за счет сокращения дифференциации в потреблении благ и услуг между населением городской и сельской местности;
3. Создание рациональной структуры экономики региона на основе приоритетного развития отраслей жизнеобеспечения населения.
В качестве инструментов достижения целей можно назвать:
1) социальную поддержку семей, стимулирование рождаемости;
2) улучшение качества жизни населения за счет повышения качества и доступности медицинского обслуживания;
3) социальная поддержка мигрантов, в первую очередь стимулирование семейной миграции на постоянное жительство;
4) сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе за счет развития индустрии туризма и рекреации;
5) целевое инвестирование в развитие инновационных видов деятельности;
6) государственная поддержка сельскохозяйственного производства в приграничных районах с целью сохранения кадрового потенциала и культуры сельскохозяйственного труда;
7) развитие приграничной инфраструктуры;
8) формирование зоны беспошлинной торговли товарами, производимыми в приграничных территориях;
9) эффективное использование возможности транзита людей и грузов по территории области (экологический сбор, платные участки дороги). При этом значительная часть платежей должна оставаться в распоряжении территорий, так как приграничная территория - «лицо» России.
Заключение
В результате проделанной работы мною была рассмотрена тема «Аграрные отношения и их особенности в современной России», которая является одной из самых актуальных для нашей страны в настоящее время.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Конечно, сельское хозяйство нашей страны находится в плачевном состоянии. Причин этому множество, в том числе последствия перестройки, неправильная государственная политика и т.д. Однако существует множество предпосылок для коренного преобразования и улучшения сложившейся ситуации.
В итоге, поставленные в начале работы задачи мною выполнены, а также достигнута главная цель - выяснение особенностей воспроизводства в аграрной сфере, сущности рентных отношений, основных путей радикального преобразования собственности в сельском хозяйстве.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997.-48с.
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году».
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ» от 04.0269..2006. № 69.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2005.
5. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М., 2006.
6. Электронный учебник ОГИМ - 2 курс.
7. Города и районы Оренбургской области: Стат. сб. / Территориальный орган ФСГС по Оренбургской области. - Оренбург, 2007.
8. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. - М.: Весь мир, 2006.
9. Информационно-аналитический сборник «Некоторые проблемы сельского хозяйства зарубежных стран», 2006.
10. Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика. Теория и практика» (56, 60), - 17.12.2007; 03.01.2008.
11. Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. № 7, 2004. С. 5-55.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6