Рефераты. Аграрные отношения и их особенности в современной России






Выбор показателей обусловлен необходимостью дать характеристику удовлетворения первоочередных потребностей человека в качественном жилище, чистой воде, здоровой экологии. В развитии инфраструктуры жизнеобеспечения приграничных районов Оренбургской области имеются диспропорции. Так, разрыв в уровне благоустройства водопроводом составляет от 35,4 % в Акбулакском районе до 76,5 % в Светлинском районе. Надо отметить, что уровень благоустройства водопроводом в районах области, по -сравнению с 2005 годом, снизился в связи с увеличением объемов жилищного строительства, за которым не всегда «успевают» организации жилищной инфраструктуры. Такие показатели, как обеспеченность жильем, благоустройство газом, доля дорого с твердым покрытием в изучаемых районах - на ровне среднеобластных.

В Оренбуржье в последние годы активно осуществляются программы по жилищному строительству, по газификации жилья, строительству дорог. В частности, в области в течение 7 лет действует программа «Сельский дом» в рамках которой в селах области было построено более 6 тысяч домов усадебного типа, в том числе в 2006 году - 1,2 тысячи, в 2007 год - 1,3 тысячи. В рамках «Программы газификации регионов РФ в 2005 - 2007 годах» при поддержке ОАО «Газпром» и Администрации Оренбургской области в регионе в 2007 году планируется газифицировать более 6 тысяч домовладений. Благодаря программе благоустройство газом во многих сельских районах области достигает 99 - 100 %. Состояние автомобильных дорог в области в целом и в приграничных районах в последние годы улучшается. Это - результат выполнения федеральной программы «Модернизация транспортной системы России».

Экологическое состояние атмосферного воздуха сельских территорий в целом по области благоприятно. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ по 13 приграничным районам составляют 13,1 % от объема выбросов в целом по области. Неблагополучным по данному показателю является Первомайский район (5,6 % от объема выбросов в целом по области). Это обусловлено наличием газодобывающих установок.

Рис. 4. Рейтинг приграничных сельских районов Оренбургской области по развитию инфраструктуры жизнеобеспечения в 2005 и 2006 годах

На рисунке 4 представлен рейтинг приграничных сельских районов по уровню развития инфраструктуры жизнеобеспечения Оренбургской области, полученный на основе интегральной оценки методом Паттерн. Лидером в полученном рейтинге является Илекский район, в котором высокий уровень обеспеченности населения благоустроенным жильем, хорошие дороги. Следствием сравнительно высокого развития инфраструктуры жизнеобеспечения в этом районе является устойчивый миграционный прирост населения. На 13 месте в рейтинге находится Акбулакский район, в котором вопросы обеспечения жизненно важных потребностей населения не решены в полной мере.

Одним из условий развития любой территории является политика в отношении занятости населения. В этой связи необходимо уделить внимание состоянию сельскохозяйственного производства в приграничных сельских районах Оренбуржья. Результаты сравнительной оценки даны в таблице 3.

Таблица 3 Сравнительная оценка показателей развития сельскохозяйственного производства по приграничным районам Оренбургской области в 2005 году

Показатели

В среднем

Минимальное

Максимальное

по области

по 14 районам

Рентабельность (убыточность) реализованной продукции, %

7,0

-

- 9,0

Илекский

22,2

Ясненский

Рентабельность реализации продукции растениеводства, %

13,1

-

- 11,4

Соль-Илецкий

31,8

Ясненский

Рентабельность реализации продукции животноводства, %

4,7

-

- 19,8

Илекский

24,1

Гайский

Урожайность зерновых, ц/га

7,6

5,8

2,5

Домбаровский

9,6

Гайский

Надой на одну молочную корову, кг

2027

1860,9

1701

Домбаровский

2633

Ташлинский

Доля сельскохозяйственного производства в экономике приграничных сельских районах области высока - в семи из тринадцати районах составляет 40 - 65 %. В сельскохозяйственном производстве приграничных районов занято 31 % от общей численности занятых в экономике. Это почти в четыре раза больше, чем в среднем по области. Однако различие между максимальным и минимальным значениями велико: от 7,2 % в Новоорском районе до 69 % в Гайском районе. Высока доля занятых в сельскохозяйственном производстве в таких районах, как Кувандыкский (57 %), Ясненский (61 %). В связи с неустойчивым состоянием сельскохозяйственного производства в этих районах низкий уровень заработной платы, сопоставимый с прожиточным минимумом, и, как следствие, низкий уровень РЧП.

Эффективность сельскохозяйственного производства по территориям значительно различается. В районах, где традиционно развито растениеводство ,как правило, рентабельность хозяйственной деятельности выше. Показатели состояния сельскохозяйственного производства в крупных и средних организациях Соль-Илецкого района минимальные в изучаемой совокупности. Но при этом в районе развито фермерское движение. В частности, в районе в 2006 году зарегистрировано 428 крестьянских (фермерских) хозяйств, что на 6 хозяйств больше, чем в предыдущем году. Для сравнения: в Гайском районе - всего 65 фермерских хозяйств.

Сравнивая данные в таблицах, можно сделать вывод о низком уровне развития человеческого потенциала в тех приграничных районах, где основой экономики является сельское хозяйство. Причем, сельскохозяйственное производство в таких районах, как Ясненский, Гайский рентабельно. Это обстоятельство указывает на низкую цену сельскохозяйственного труда: как бы эффективно сельские труженики ни работали ,доходов на РЧП не хватает.

В последние годы правительство области принимает меры по улучшению качества жизни в сельской местности. Кроме названных выше целевых программ, направленных на решение социальных проблем, в Оренбургской области принята целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2007 - 2010 гг.». Программой определены пять зон приоритетного развития туризма и рекреации в Оренбуржье. В число рекреационных территорий входят и три приграничные: Кувандыкский район (горнолыжный центр), Новоорский район (Ириклинское водохранилище), Соль-Илецк (целебные озера, грязелечебница). Развитие туризма и рекреации должно способствовать развитию несельскохозяйственных видов экономической деятельности, повышению занятости и доходов сельского населения.

Изучив основные параметры приграничных сельских районов области я сформировала SWOT-матрицу (табл. 4). SWOT-анализ - одно из современных направлений исследования потенциала и эффективности предприятия ,отрасли, региона с целью стратегического планирования.

Таблица 4 SWOT-матрица социально-экономических параметров приграничных сельских районов Оренбургской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Снижение уровня младенческой смертности

2. Высокий уровень развития инфраструктуры жизнеобеспечения

3. Значительные площади сельскохозяйственных угодий

4. Наличие туристско-рекреационных объектов

1. Низкая плотность населения

2. Отрицательное сальдо миграции

3. Низкий уровень доходов населения

4. Значительные диспропорции в социально-экономическом развитии районов

5. Низкая эффективность сельскохозяйственного производства в большинстве районов

Возможности

Угрозы

1. Приграничное сотрудничество

2. Создание рекреационных центров регионального, всероссийского и международного значения

3. В сельском хозяйстве:

- переход к интенсивному (инновационному) земледелию

- развитие семеноводства

-развитие предпринимательства в АПК

1. Исчезновение крупного сельскохозяйственного производства

2. Потеря кадрового потенциала

3. Демографический кризис

4. Технологическая отсталость

5. Контрабанда, незаконный оборот наркотиков и т.п.

6. Утрата культурного наследия

Подводя итоги исследования можно сформулировать цели развития приграничных сельских территорий:

1. Увеличение численности постоянного населения в приграничных районах;

2. Повышение степени удовлетворения потребностей населения, в том числе за счет сокращения дифференциации в потреблении благ и услуг между населением городской и сельской местности;

3. Создание рациональной структуры экономики региона на основе приоритетного развития отраслей жизнеобеспечения населения.

В качестве инструментов достижения целей можно назвать:

1) социальную поддержку семей, стимулирование рождаемости;

2) улучшение качества жизни населения за счет повышения качества и доступности медицинского обслуживания;

3) социальная поддержка мигрантов, в первую очередь стимулирование семейной миграции на постоянное жительство;

4) сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе за счет развития индустрии туризма и рекреации;

5) целевое инвестирование в развитие инновационных видов деятельности;

6) государственная поддержка сельскохозяйственного производства в приграничных районах с целью сохранения кадрового потенциала и культуры сельскохозяйственного труда;

7) развитие приграничной инфраструктуры;

8) формирование зоны беспошлинной торговли товарами, производимыми в приграничных территориях;

9) эффективное использование возможности транзита людей и грузов по территории области (экологический сбор, платные участки дороги). При этом значительная часть платежей должна оставаться в распоряжении территорий, так как приграничная территория - «лицо» России.

Заключение

В результате проделанной работы мною была рассмотрена тема «Аграрные отношения и их особенности в современной России», которая является одной из самых актуальных для нашей страны в настоящее время.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Конечно, сельское хозяйство нашей страны находится в плачевном состоянии. Причин этому множество, в том числе последствия перестройки, неправильная государственная политика и т.д. Однако существует множество предпосылок для коренного преобразования и улучшения сложившейся ситуации.

В итоге, поставленные в начале работы задачи мною выполнены, а также достигнута главная цель - выяснение особенностей воспроизводства в аграрной сфере, сущности рентных отношений, основных путей радикального преобразования собственности в сельском хозяйстве.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997.-48с.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году».

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ» от 04.0269..2006. № 69.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2005.

5. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М., 2006.

6. Электронный учебник ОГИМ - 2 курс.

7. Города и районы Оренбургской области: Стат. сб. / Территориальный орган ФСГС по Оренбургской области. - Оренбург, 2007.

8. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. - М.: Весь мир, 2006.

9. Информационно-аналитический сборник «Некоторые проблемы сельского хозяйства зарубежных стран», 2006.

10. Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика. Теория и практика» (56, 60), - 17.12.2007; 03.01.2008.

11. Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. № 7, 2004. С. 5-55.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.