Рефераты. Аграрная политика Беларуси






Сельхозорганизации лучше сработали в плане поддержания плодородия почвы. Агромелиоративные мероприятия и реконструкция мелиоративных систем проведены на всей запланированной площади - соответственно 339 га и 355 га. Произвестковано 2,9 тыс. га кислых почв при установленных в Программе 2,8 тыс. га. Органических удобрений внесено в объёме 375 тыс. тонн. что на 60 тыс. т превышает показатель предыдущего года. Хозяйствами района закуплены комплексные микроудобрения и средства защиты растений в объёмах, определённых мероприятиями. Только по минеральным тукам не обеспечены предусмотренные Программой параметры - вместо 11,8 тыс. т д.в. внесено 8,7 тыс. т д.в.

В связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота и необходимостью создания надлежащих условий для их содержания в 2009 г. хозяйствами района проведены реконструкция и техническое переоснащение 14 животноводческих помещений. Дальнейшее наращивание производства сельскохозяйственной продукции сопряжено с освоением прогрессивных технологий на основе применения высокопроизводительной техники. В 2009 г. хозяйствами за счёт различных источников приобретено 117 единиц техники.

Реализация мероприятий Программы возрождения непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и качественного состава кадрового потенциала. В этой связи в текущем году прошли повышение квалификации на базе Белорусского государственного аграрно-технического университета 10 специалистов и руководителей организаций АПК района.

Одно из основных направлений реализации Программы возрождения - обустройство производственно-социальных объектов агрогородков. За 5 лет в 13 введенных агрогородках за счёт различных источников на эти цели использовано свыше 32 миллиардов рублей. За счёт бюджетных средств приобретено оборудование для молочно-товарных ферм (молокопроводы, охладители молока, транспортёры, кормораздатчики, прицепы). На асфальтирование территорий мехдворов, ферм, зернотоков затрачено более 3,5 млрд. руб.

В плане создания надлежащих социально-бытовых условий и улучшения качества жизни сельского населения в районе реализуется комплекс мер по жилищному строительству, расширению сферы бытовых услуг, развитию сетей коммуникации и объектов инженерной инфраструктуры. Начиная с 2005 г. в сельскохозяйственных предприятиях возведено 246 новых жилых дома, проведена реконструкция 63 квартир. За 2005-2009 годы в сельских населённых пунктах отремонтировано 84 км дорог, на укладку твёрдого покрытия израсходовано 4,2 млрд. руб. денежных средств. Общая протяжённость Сети водоснабжения в агрогородках 2009 г. составила 7,3 км.

В течение 5 лет районным узлом электрической связи выполнена значительная работа по телефонизации сельского населения: сеть связи в населённых пунктах зоны действия АТС расширена до 1209 номеров. В 2009 году количество абонентов увеличилось до 1360 человек.

Бытовое обслуживание сельского населения осуществляется через 11 комплексных приёмных пунктов (далее - КПП). На текущий ремонт КПП во вводимых агрогородках израсходовано 54 млн. руб. В настоящее время на комплексных приёмных пунктах имеются современные рабочие места приёмщика, парикмахера, специалистов по ремонту швейных изделий и бытовой техники. Согласно графикам организовано выездное обслуживание жителей отдаленных деревень, входящих в зону обслуживания КПП.

Таким образом, по преимущественному большинству позиций Программы возрождения и развития села за 2008 год отмечается выполнение утверждённых производственных показателей и мероприятий в социально-бытовой сфере.

4. Проблемы агропромышленного комплекса

Вместе с тем, в аграрной отрасли существуют и проблемы. Основной проблемой агропромышленного сектора экономики можно считать низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Например, по итогам работы за 9 мес. 2009 г. рентабельность от реализации продукции в целом по сельскохозяйственным организациям района составила (-0,5 %).

Причины экономических трудностей в аграрной сфере многосторонни, часть из них имеют объективный характер, например, постоянное удорожание материальных и энергетических ресурсов, импортируемых в республику или изготавливаемых отечественной промышленностью из импортного сырья и комплектующих изделий.

Азотные и фосфорные удобрения в республике производятся из импортного сырья. Практически нет собственного производства действующего вещества для пестицидов. Около 90% горюче-смазочных материалов в стране производится из импортируемой нефти. Нет собственного газа. Поэтому ценовой механизм на ввозимую в республику продукцию сложно поддается регулированию на национальном уровне. Однако неэффективная работа некоторых предприятий аграрного сектора страны объясняется и недостаточным профессионализмом части руководителей и специалистов, выбором в ряде сельскохозяйственных организаций неправильных стратегических подходов, несовершенством применяемых технических решений и технологий как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Исходя из нынешнего состояния внутреннего и внешних продовольственных рынков и необходимости существенного повышения конкурентоспособности белорусской продукции следует неотложно усовершенствовать специализацию отрасли с учетом эффективного и рационального использования природных и трудовых ресурсов, накопленного и создаваемого в перспективе производственного потенциала [9, c. 26].

Проведенный анализ свидетельствует, что до настоящего времени направляемые в АПК бюджетные средства часто используется недостаточно эффективно, так как большая их часть используется не на создание инновационной инфраструктуры, а на решение текущих задач: обслуживание кредитов, удешевление сельскохозяйственной техники, компенсации роста цен на основные материальные ресурсы (нефтепродукты, удобрения, средства защиты), а также на приобретение материальных ресурсов, которые безвозмездно или по сниженным ценам передаются сельхозорганизациям. На прямые инвестиции направляется не более четверти выделяемых средств.

Существующий порядок государственной поддержки породил иждивенчество кадров. Сегодня определенная часть руководителей и специалистов в материальном и финансовом обеспечении надеются на государство, игнорируя меры по повышению эффективности собственного производства. Поэтому приоритетное использование консолидированного бюджетного фонда поддержки сельхозпроизводителей - финансирование крупных окупаемых объектов на основе бизнес-планов, прошедших строгую государственную экспертизу.

С государственной точки зрения было бы целесообразным Национальному банку Республики Беларусь дифференцировать процентные ставки по кредитополучателям, снизив их для агропромышленного комплекса и повысив для отраслей, имеющих короткий по времени оборот капитала [4, c. 17].

Сегодня АПК представлен разрозненными субъектами хозяйствования, не увязанными единой идеологией в цепи производство - переработка - реализация. В большей мере в их деятельности предусматриваются узкокорпоративные цели. Взаимоотношения между партнерами чаще строятся на принципах извлечения выгоды за счет других, что наносит ущерб аграрной отрасли в целом.

Для реального придания приоритета экономике в АПК основным показателем следует установить прибыль с учетом условий хозяйствования. Он будет наиболее объективно характеризовать уровень хозяйствования на земле и деловые качества руководителей и специалистов.

Заключение

Агропромышленный комплекс - важнейший межотраслевой комплекс сферы материального производства, сформированный на базе агропромышленной интеграции. Результаты работы агропромышленного комплекса страны за последние годы свидетельствуют о стойкой тенденции дальнейшего повышения продуктивности как земледелия, так и животноводства, что говорит об эффективности направлений государственной аграрной политики.

Система государственного регулирования в республике складывается с учетом того, что на сегодняшний день еще не созданы условия для регулирования деятельности аграрного сектора посредством рыночного механизма. Его формирование должно быть эволюционным и, следовательно, охватит длительный промежуток времени. Необходимость поддержания структурных пропорций, межотраслевых и внутриотраслевых связей требует действенного вмешательства государства, при этом расширяет сферу применения административных методов регулирования [2, c. 530].

Для внедрения в Беларуси достижений научно-технического прогресса крайне важно предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность вести прибыльный бизнес. Это означает необходимость совершенствования механизма ценообразования. Закупочные цены должны покрывать среднеотраслевые или нормативные затраты на производство продукции. При этом, разрабатывая регламенты, важно учитывать уровень самостоятельности хозяйствующих субъектов [4, c. 16].

Вместе с тем в работе АПК наблюдается ряд проблем, для решения которых необходимо консолидировать усилия специалистов на местах, ученых, государственных структур. Безынициативность некоторых производителей приводит к низкой эффективности сельхозпроизводства.

Для решения этой проблемы глава государства дал поручение продолжить формирование агропромышленных холдингов, включив в них сельхозорганизации молочной, мясной и пивоваренной отраслей. Пример таких гигантов, как агрокомбинат «Дзержинский» и «Снов», каждое из которых объединило более 5 сельхозорганизаций, показал: агропромышленный холдинг адаптирован к рыночной экономике и работает с рентабельностью минимум 30%.

Нужно также усовершенствовать практику кредитования аграрной отрасли с учетом длительности ее производственных циклов.

С учетом мировой практики необходимо усовершенствовать организационную структуру агропромышленного комплекса республики.

Необходимо продолжить совместную работу по поиску новых решений по эволюционному реформированию АПК с целью повышения рентабельности производства, гарантирующего продовольственную безопасность страны и существенный вклад в экспортный потенциал Беларуси.

Список использованных источников

1. Абрамова И.Е. Поиск модели соотношения государственного и регионального уровней в развитии аграрного сектора России в современных условиях // Вестник аграрной науки Дона. 2008. № 3. - 0,4 п.л.

2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. - Мн.: АУП, 2002. - 775 с.

3. Беларусь в цифрах: статистический сборник. - Мн.: Нац. стат. комитет, 2009. - 96 с.

4. Гусаков В.Г. Основные концептуальные подходы перспективной организации сельского хозяйства // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. - 2008. - №4. - С.12-19.

5. Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. -- Минск: ГУ «БелИСА», 2008. -- 316 с.

6. Сушко В. Анализ особенностей и тенденций развития сельскохозяйственных производителей Беларуси // Директор. - 2008. - №8. - С.75-81.

7. Рылько Д., Демьяненко В. Проблемы и противоречия развития мировой агропродовольственной сисиемы // Мировая экономики и международные отношения. 2000. № 8. С. 47.

8. Чешков М.А. О видении глобализирующегося мира. // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6. С. 46(54).

9. Шапиро С.Б. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса Беларуси // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. - 2008. - №4. - С.20-27.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.