Рефераты. Общие характеристики средств массовой информации






p> Телевидение как механизм социального контроля

Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения . Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных наук . Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни . Сейчас я попытаюсь рассмотреть телевидение как институт, оказывающий существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику.

Именно так определяли суть социологического направления в теории массовых коммуникаций его основоположники У. Шрамм, Г.

Лассуел, П. Лазерсфелд, Р. Мертон, Б. Берелсон, У. Риверс, Г.

Шиллер, Дж. Гербнер, и др. Специфика подхода к СМИ, по мнению этих исследователей, состоит в " изучение их структурно - функциональных взаимосвязей с общественными системами, гарантирующими гуманное равновесие между свободой и контролем, обусловленное в конечном счете осознанно - ответственным отношением к использованию СМИ на благо социального согласия " ( Землянова Л.

М. Современная американская коммуникативистика . Теоретические концепции, проблемы, прогнозы . М. 1995 . с. 51 . )

Характер взаимоотношений и взаимодействия общества и СМИ зависит от того, на каких базовых принципах они функционируют в конкретных политика - культурных и национально - государственных системах . Анализ организации и деятельность СМИ в разных странах позволил ученым сделать вывод , что, с одной стороны, любая общественная система так или иначе контролирует СМИ, а с другой - сами СМИ являются важнейшим источником контроля и формирования общественного мнения в обществе .

Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе . Где - то такое служение обеспечиваются откровенным вмешательством правительства ( с помощью цензуры и других средств контроля ), где - то - боле тонкими экономическими ( коммерческими ) механизмами

. Но находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.

Сегодня, когда изменилась основа существования и деятельности отечественного телевидения как института общества, функционирование нынешнего российского телевидения имеют большие сходства с американским или, по крайне мере, европейским ТВ, нежели с бывшим советским . Рассмотрим основные теоретические концепции и эмпирические исследования американских ученых влияние СМИ а в частности телевидения на общественное сознание .

***********

Вопросы, связанные с эффективностью воздействия СМИ на общество, волновали исследователей еще в 50 - 60 - е. . гг. Один из основоположников коммуникативистики У. Шрам в трактовках эффективности этого воздействия выделяют два типа крайностей : либо преувеличение пропагандийских и манипулятивных возможностей информационных систем и их роли как источника социальных изменений, либо утверждение их исключительно стабилизирующего и консервативного воздействия на общество . В качестве примера первой позиции он приводит антиутопический роман Дж. Оруэлла "

1984 ". Этому произведению противопоставляется позиция П.

Лазерефелда и Р. Мертона которые не отрицают ни возрастающей роли

СМИ в жизни общества, ни их пропагандистских возможностей, но считают, что огромные дозы массовой информации сами по себе могут стать " социальным наркотиком " для масс, отучая их от активного участия в общественной жизни, познания ее законов и превращая в пассивных потребителей новостей . В статье " Массовые коммуникации, популярные вкусы и организованное социальное действие

", эти социологи отмечают, что поскольку СМИ поддерживаются большим бизнесом, связанным с существующей социально - экономической системой, они вносят свой вклад в сохранение этой системы .

Поддерживая статус - кво , эти средства оказываются неспособными ставить по сомнение структуру общества и даже оказывают на нее

" цементирующее воздействие " ( Землянова Л.М. Указ. соч. с. 51 -52 )

Гербер Шиллер, автор таких известных трудов, как " Массовые средства информации и американская империя " ( 1973 ), " Средства массовой информации и культурное господство " ( 1976 ), также рассматривает американские СМИ как средства манипулятивного воздействия, направленного на поддержание и сохранения статус - кво

. " Содержание и форма средств массовой информации Америки - утверждает Шиллер, - мифы и средства их передачи полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие .

Именно такого состояния индивида и стремится добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность " гарантирует сохранение статус - кво " ( Шиллер Г. Манипуляторы сознанием . М . , 1980 . с . 47

) .

Концепции " статус - кво " придерживаются ученые Анненберской школы ( Анненберская школа коммуникаций была создана при

Пенсивальском университете в 1959г. С целью изучения СМИ . Ученые

Анненберской школы под руководством профессора Джардджа Гербнер внесли значительный вклад в развитие теоретического базиса куманикативистики, а также провели серии уникальных исследований по программам " Профиль насилия " и " Культурные индикаторы ",) которые в ряде работ раскрыли системную сущность телевидения как одного из средств сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур . " Телевидение - это главное культурное оружие американского общества, - писал Гербнер и Гросс в 1976г. - это средство установления порядка, способствующее расширению и укреплению, а не изменению, ослаблению или угрозам уничтожения общепринятых концепций, верований и форм поведения . Его главной социальной функцией является распространение и стабилизация социальных моделей и культивизация не изменений, а сопротивления им ". Сравнивая теорию " статус - кво " и концепцию Дж. Оруэлла, У.

Шрвамм приходит к выводу, что истина, как всегда находится где - то посередине, вероятней, немного ближе к теории " статус - кво" .

Хотелось бы отметить, что эти концепции позволяют зафиксировать связь между реальными характеристиками деятельности

СМИ и нормативными теориями медиа . Если в романе Дж. Оруэлла в форме художественного вымысла представленная авторская мысль масс - медиа, то П. Лазерсфельд и Р. Мертон основывали свой выводы на анализе американской - рыночной - модели функционирования СМИ . Этим, на мой взгляд, во многом объясняется различное понимание эффективности и направленности воздействия массовой коммуникации на общество, содержащиеся в романе английского писателя и статье американских социологов . В подтверждении этой мысли можно привести вывод С. Хеда, Сделанный им в ходе сравнительного исследования трансляционных систем мира . ( Американский ученый

Сидни Хед предпринял сравнительное проблемно - типологическое исследование радио - и телетрансляционных систем мира, результаты которого изложил в книге " Трансляционные системы мира .

Сравнительный анализ " ( 1986 ) . Он выделил три основных типа функционирования вещательных систем в обществе . К первому он относит формы, характерные для стран, где превалирует частная собственность на СМИ ; ко второму - те где доминирующей является государственная собственность ; к третьему - те, сосуществует и частная и государственная формы владения радио и телевидением .

Систему частного владения информационным капиталом, господствующую в США, С . Хед называет " дозволяющей ", систему государственного контроля - " авторитарной ", европейскую - " попечительской " . Поясняя эти дефиниции, он отмечает, что американская модель ориентирована на рыночные отношения, предполагающие в первую очередь учет товарных вкусов потребителей, а не воспитательно - контролирующие функции государства, как это характерно для авторитарной формы владения информационными средствами . В попечительской модели предусматривается возможность удовлетворения и потребительского спроса и контроля за ним . В ходе сравнительного анализа С . Хед приходит к выводу, что наиболее плодотворными являются режимы контроля, обеспечивающие здоровую конкуренцию, необходимую для удовлетворения разнообразных интересов публики и повышения качества передач . По мнению С . Хеда, " чем более авторитарен режим, тем более эффективным считается воздействие радио - и телетрансляций на социальные изменения ".

Однако такая биполярность подходов в анализе влияния СМИ на население вряд ли может удовлетворить современные запросы как практики функционирования мультимедийных средств информации, так и специалистов, которые заняты этой проблемой . По мере все ускоряющегося процесса технизации информационных источников, превращения их во все более изощренные институты по воздействию на общественное сознание и поведение людей возникает настоятельная потребность понять более глубокие механизмы проникновения идей, распространяемых СМИ .

Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на общественное сознание внесли ученые Анненберской школы, осуществившие под руководством Дж . Гербнера большую серию исследований содержания телевизионных передач и воздействия телевизионных образов на аудиторию . Ими была предложена модель влияние телевидения, основанная на концепции символического интеракционизма . Центральная ее идея состоит в том, что телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом . В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля . В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение .

Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". И таких

" капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия ( хотя и необязательно и соглашения ) между большими и разнородными группами людей . Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом . Исходя из этих посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа .

Осмысляя данные своих исследований, Дж . Гербнер и Л . Гросс пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический мир, представляет собой выборочную и функциональную систему сообщаемых идей ".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.