Рефераты. Семейное воспитание как социокультурный феномен






Семейное воспитание как социокультурный феномен

Семейное воспитание как социокультурный феномен

А. Х.-М. Тоторкулова

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Семья – первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Русский ученый И.А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть «целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад.

История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И.А. Ильин подчеривал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству» [1]. Содержание народных традиций во взаимосвязи с религиозными, выявленное Г.Н. Волковым, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием.

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье – одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Она по сути дела изображается как «краеугольный камень» семьи, основанной на любви и верности. При этом верность прославляется как высшее нравственное качество, как условие прочности и счастья семьи, успеха семейного воспитания. Всякая измена в любви, особенно женская неверность, осуждается сурово и жестоко. Песни – элегии об измене в любви наполнены чувством ненависти к неверным, полны печали и проклятий.

Так, в карачаевской народной песне «Таукъан» героиня посылает проклятье возлюбленному, изменившему ей. Для большей убедительности в выражении прибегают к поэтическому языку: «Пусть папаха сгорит в огне с головою твоею вместе».

По мнению З. Нигматова, народная педагогика учит ценить семью, заботиться о родителях, формирует представление об ответственности любого члена семьи за благополучие каждого. Самая большая ценность в семье – согласие, в народе говорят: «не надобен и клад, коли в семье лад», «где в семье лад, там и ребят хорошо растят».

Лад в семье не исключает твердости и требовательности в воспитании. Народ высоко ценит воспитание в жизни человека: «человек без воспитания тело без души», «дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».

Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Народ определенно высказывается о пользе и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание их капризам, утверждает силу родительского примера.

Обобщая опыт воспитания, педагогика народов Северного Кавказа приходит к выводу, что именно семья имеет главное значение в становлении личности, ее развитии и воспитании человека, а значит, в жизни общества. Она сформировалась под воздействием социальноэкономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных традиций. Семья карачаевцев, балкарцев, абазин, черкесов, нагайцев имела много общего, порожденного укладом жизни горцев Северного Кавказа, их общими историческими судьбами, культурой, религией. В то же время каждый народ самобытен отличается от другого языком, образом жизни и образом мыслей, обычаями и традициями. Все это не могло не оказывать влияния на семью, взаимоотношения в ней и педагогическую культуру родителей, на формирование самобытной народной педагогики.

В народной практике накоплены традиции семейного воспитания. Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах. Но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство.

Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувстви,е – основа того, что мы называем родовой духовной связью.

Народная педагогика русская, карачаевская, балкарская, черкесская, абазинская, ногайская сохранила семейные идеалы чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему одно из жизненных правил вышеперечисленных народов.

Уважение у народов Северного Кавказа выражается в многообразии жизнедеятельности и предусматривает систему взаимоотношений молодежи со старшим поколением: оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим, при беседе не прерывать его речь.

 В семье должны преобладать традиции добрых отношений. Для этого родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям. Но малейший избыток, «перебор» родительской ласки и всепрощение зорко подмечаются окружающими и подвергаются родительскому осуждению. Главная помощница в воспитании искренняя, неподдельная и глубокая любовь членов семьи друг к другу. Это одна из главных традиций народов Северного Кавказа.

Религия связана с образом жизни людей, с их пониманием того, что следует считать добром, а что злом. Основой общества, его моральных ценностей является семья, и все традиционные религии нашей страны поддерживают нравственные ценности, необходимые для развития и существования семьи, цивилизации. Эти ценности – честность, целомудрие, уважение к собственности. Религия учит этим нравственным категориям, наполняет их смыслом и показывает, как им следовать в жизни. Одной из целей религии является нравственное и духовное совершенствование каждого человека и общества. Раскрывая историю общества, мы видим, что семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье от поколения к поколению передавались основы религиознгой веры, пути достижения мира, обычаи и традиции – все то, что составляет жизнь человека. В семье люди постигали ценность личностной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви.

Касаясь религии, обратимся к статистике: как показывают социологические исследования, около 60 млн. граждан России считают себя православными, свыше 1 млн. верующих являются протестантами и около 12 млн. мусульманами. Социологические данные поддерждают факт роста числа верующих в России. Резко возросло посещение храмов. В них бывает много людей не только в праздники, но и в обычные дни. Стало привычным молодым венчаться в церкви. Некоторые люди считают религию, особенно в наше время, престижным средством для достижения успеха и всеобщего внимания. Здесь сразу приходят на ум строки из Евангелия: «Берегитесь пророков, приходящих в овечьих одеждах». Сура 52 из Корана гласит: «И не облекайте истину ложью, чтобы сокрыть истину».

Ислам призывает к доброжелательности, взаимопониманию между народами, уважает традиции и обычаи всякого народа, если они гуманны и направлены на благо человека. Исламские ученые считают традиции и обычаи одним из источников шариата. Когда речь заходит о народах из «Ахли китаб», подразумеваются народы, владеющие священными книгами,евреи и христиане. К ним в исламе особое отношение. Мусульманам разрешается брать в жены их женщин.

Объяснение этому дает строки из айят: «И ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы християне!».

Любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами составляют основу жизни и формирует личность. Любая семья определяется взаимоотношениями. В семье каждый человек является частью единого целого, обладает уникальной личностью, но в то же время отражает в себе всю семью.

Понимая это, все мировые религии сходным образом относятся к семье, подчеркивая важность чистоты, любви и справедливости взаимоотношений в семье.

Религию можно назвать хранилищем коллективной мудрости и опыта человечества. Все мы осознаем, зачастую ценой собственного горького опыта, что быть человеком означает обладать нравственностью. Религия постигала и распространяла нравственные и духовные истины.

Через религию можно унаследовать мудрость народа.

Православная церковь накопила опыт, который позволяет регулировать семейную жизнь. Брак в православии и учение о нем является одним из приоритетных. Слово «пол» в русском языке означает «половина». Если существует мужской пол и женский, целым следует считать семью тот уникальный союз, где чужие друг другу люди, не связанные кровным родством, становятся более близкими родственниками, чем со своими родителями. Основой понимания брака является православное осознание триединого Бога. Три лика Троицы –БогОтец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух – едины, и это единство основано на любви.

Состоящие в браке мужчина и женщина являются образом триединого Бога. Таким образом, брак понимается как «союз двух существ в одном, единая плоть» или «союз единой души и тела, но двух человек».

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений.

Семейное воспитание это ход последовательной и систематической деятельности рода, других членов семьи по передаче детям общественно исторического опыта, формированию ценностных отношений и подготовке их к жизни, труду. Семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей, выработку норм нравственности. Непосредственное педагогическое воздействие включало в себя определенную систему средств и методов, используя которые родители решали образовательно-воспитательные задачи, готовили подрастающее поколение к жизни, в том числе и семейной.

Список литературы

1. Ильин И.А. О семье. Собр. соч. Т.1. М.: Русская книга, 1993.С.142-167.

2. Там же.

3. Коран; Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. Изд. 2-е.М.: Наука, 1986. С.727.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.