1. Описание проблемы
2. Общие положения построения деятельности психолога на предприятии
3. Диагностическое направление деятельности
4. Предполагаемые результаты диагностики
5. Мероприятия по устранению и/или снижению воздействия негативных факторов оказывающих влияние на мотивацию, уровень профессионального стресса, производительность труда и в целом на организацию.
6. Список литературы
На предприятии (машиностроительный завод - штат 1500 человек ) имеется большое количество проблем, связанное с общим упадком производства:
- низкая производительность труда
- слабая производственная дисциплина
- высокая текучесть кадров
- частые случаи пропусков по причине болезней и т.д.
При построении своих взаимоотношений с администрацией следует сразу же взять инициативу в свои руки. Необходимо постоянно самому предлагать провести те или иные незапланированные занятия, да еще с обязательным приглашением администрации. Важно, чтобы не психолог прятался (“бегал”) от администрации, а администрация от него. Естественно, при разговоре с начальством необходимо соблюдать определенные требования субординации и такта, умело демонстрируя свою коммуникативную культуру.
Особые отношения образуются у психологов, с коллективом, который обычно ревностно наблюдает за его работой. Одним из лучших способов снять напряжение в этом плане является организация нескольких методических семинаров по знакомству с новыми методами работы психолога на предприятии. При проведении таких семинаров(особенно первого) важно не столько что-то разъяснить работникам предприятия, сколько суметь произвести на них впечатление (понравиться им). При любых разговорах с работниками необходимо иногда обращаться к ним за советом и помощью, всячески подчеркивать их большой опыт и знание (в большинстве случаев это не лесть, а признание действительного положения вещей..).
Первым шагом в работе психолога должно быть наблюдение и исследование работы отдельных цехов, отделов и их руководителей, специалистов и рабочих. Для анализа психологического состояния коллектива (цеха, отдела) хорошо использовать методику:
Можно оценить уровень социально-психологического климата в коллективе. Методика (3, 319) диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
Среди руководящего персонала психолог может провести исследование по методике:
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики К.Н.Томоса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации (3, 290). Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
По каждому из пяти разделов опросника (соперничества, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Исследование состояния человека в труде и исследование стресса, а именно:
можно определить с помощью двух методик:
“Самочувствие - активность -настроение”
(Предназначается для комплексной оценки преобладающего настроения человека)
В этой методике (4, 435) испытуемому предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение.
Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что происходит (4, 455). В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.
Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Кроме того психологу надо провести исследование многих моментов, которые влияют на эффективность работы всего предприятия в целом. Использовать при этом можно беседы с коллективами, с отдельными людьми, собственные наблюдения, анализ работы отдельных подразделений. Исследуются:
Психологическая структура специалиста
Ошибки на производстве
Профессиональный рост и обучение
На оперативных совещаниях руководящего персонала неодходимо провести анализ работы структурных подразделений, при котором рассматривались бы вопросы:
По результатам проведения методики “ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ” и “ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ” можно будет определить в каком отдельном коллективе наихудший психологический климат, эти данные будут соотносится с результатом опроса руководителя такого коллектива, Для такого руководителя будут преобладать позиции: соперничество или избежания.
Методика САН предназначается для комплексной оценки преобладающего настроения человека и, следовательно, даст представление о эмоциональном состоянии сотрудников. Можно предположить, что определится круг людей с пониженным эмоциональным фоном, особенно в подразделениях с плохим психологическим климатом, с авторитарным руководителем.
Методика УКС поможет определить потенциально новых лидеров, которые могут войти в круг руководящего персонала.
Проведение опросов (аномимные и неаномимные)
Анализ работы структурного подразделения:
Исследование психологической структуры специалиста
Исследование мотивации
- Тест ТАТ
- методика незаконченных предложений
- метод критических инцидентов
Исследование состояния человека в труде
Исследование стресса
Методики самоотчета
Методика САН (самочувствие, активность, настроение
Опросник Спилберга (уровень тревожности)
Опросник эмоциональной неустойчивости (ЭН)
Тесты, позволяющие диагностировать уровень стресса
- опросник Тейлора
- Кеттел
- MMPI
- Люшер
Исследование ошибок на производстве
- слабая или черезмерная высокая мотивация
- из-за высокого уровня мотивации
- недостаточная компетентность работника
- недостаточная проработка окружающей среды
Исследование профессионального роста и обучения
Исследование успешности деятельности
Проектирование
- профилактика профессионального стресса
- организация физической среды
- привлечение работников при планировании работы,
различных нововведений, режимов работы
- переквалификация и повышение квалификации
работников
- кабинеты психологической разгрузки (релаксация, медитация и т.д.)
Стратегия работы с ошибками
- “Замена” работника (повышать возможности
- организация рабочего пространства
- совместное решение проблемы
1. Климов Е.А. “Психология профессионала”, М. Изд-во “Институт практической психологии”, 1996.
2. Пряжников Н.С. “Профессиональное и личностное самоопределение”, М. Изд-во “Институт практической психологии”, 1996.
3. Рогов Е.И. “Настольная книга практического психолога в образовании”, М., “Владос”, 1995.
4. Немов Р.С. “Психология”, М., “Просвещение”, 1995.
5. Кенджеми Д.П. “Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий”/ “Иностранная психология”, №7, 1996.