В развитых капиталистических странах на рынке транспортных услуг транспортно-экспедиторскими операциями занимают многочисленные фирмы. Основная роль в обслуживании международного грузооборота принадлежит крупнейшим компаниям, располагающим широкой сетью корреспондентских связей с фирмами и представителями во многих странах мира.
Экспедиторские фирмы совместно с монополиями в линейном судоходстве выдвигают идею полного освобождения грузовладельцев от забот по организации перевозок: подготовку товара к отправке и доставку его в порт принимает на себя экспедитор продавца, линейный перевозчик обеспечивает погрузку, транспортировку морем и выгрузку, транспортировку морем и выгрузку в порту назначения, а экспедитор покупателя - доставку товара к месту потребления. Появление этой идеи вызвано в первую очередь возрастающим уровнем централизации экспедиторского капитала в крупных фирмах, созданием национальных союзов и ассоциаций экспедиторов, координирующих свои действия с транспортными монополиями.
Изучение экспедиторских фирм стран - торговых партнеров, их роли и возможностей в процессе транспортировки грузов, их взаимоотношений с перевозчиками имеет большое значение для повышения эффективности советских экспортно-импортных операций. Поэтому представляется целесообразным дать краткую характеристику крупнейшим транспортно-экспедиторским фирмам основных капиталистических стран Западной Европы.
Германия. Фирма “Шенкер” основана в 1872 году в Вене и является одной из самых крупных экспедиторских фирм в Западной Европе. Основной капитал фирмы принадлежит железным дорогам Германии, в силу чего она является практически государственной и имеет хорошие связи с железными дорогами европейских стран, от которых получает значительные скидки на перевозку грузов. Центральное управление фирмы находится во Франкфурте-на-Майне. Фирма имеет весьма разветвленную сеть отделений и филиалов в Западной Германии, странах Европы и других континентов и дочерних компаний. В целом “Шенкер” участвует в прямой или косвенной форме в 110 фирмах, что позволяет ей обходиться практически без корреспондентов, прибегая к их помощи только в случае кооперации при отправках грузов на определенных направлениях.
Фирма занимается также организацией перевозок морским, авиационным и автомобильным транспортов. Центр обработки грузов по перевозке морем находится в Гамбурге.
Кроме экспедирования внешнеторговых, транзитных и прочих грузов, фирма осуществляет чартерное фрахтование морских судов и самолетов, перевозку грузов собственным автотранспортом на короткие расстояния, подработку и хранение грузов на собственных складах, экспедиторское страхование грузов и некоторые другие операции.
Фирма “Кюне-Нагель”. Основана в 1980 году и является частной фирмой. Предмет ее деятельности - транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок грузов всеми видами транспорта во внутреннем и международном сообщении. Кроме того, фирма осуществляет перевозку, хранение, упаковку, таможенную очистку грузов, занимается фрахтовыми операциями, выполняет стивидорные работы, страховые операции.
В настоящее время фирма “Кюне-Нагель” является основным конкурентом фирмы “Шенкер”.
Франция. Фирма “Кальберсон Интернасиональ”. Является акционерным обществом с ограничивающейся ответственностью. В главном предприятии фирмы 52% акций находится в руках французских железных дорог, являющихся государственным предприятием.
“Кальберсон” - самое крупное транспортно-экспедиторское предприятие Франции.
В собственности фирмы имеются грузовые автомобили, вагоны, автомашины для перевозки негабаритных грузов и тяжеловесных грузов, платформы для перевозки тяжеловесов до 480 кг.
Фирма “Жили Э Си”. Фирма осуществляет главным образом перевозки грузов в контейнерах железнодорожно-автомобильным транспортом. Основным центром фирмы по международным перевозкам является агентство в Парижском порту (Женевилье). В этом порту для перевалки и обработки контейнеров имеются открытая складская площадь 20 тыс. кв. м, передвижной портальный кран грузоподъемностью 3500 т, закрытые таможенные склады площадью 10 тыс. кв. м, из которых 1500 кв. м предназначены для подгруппировки и разгруппировки грузов, автопогрузчик грузоподъемностью 25 т, множество передвижных электропогрузчиков грузоподъемностью 2-12 т. В случае необходимости “Жили Э Си” арендует в порту необходимые технические средства. Имеет своих агентов и корреспондентов примерно в 30 городах Франции, что позволяет ей обеспечивать прием и доставку грузов практически в любой пункт на территории Франции. Через своих агентов “Жили Э Си” осуществляет операции по приемке контейнеров, перевозке контейнеров автотранспортом, подгруппировку и разгруппировку грузов, таможенные формальности, хранение грузов и контейнеров, расчеты по тарифам, подыскание грузов для обратной разгрузки контейнеров.
Осуществляя экспедиторское обслуживание контейнеров в порту Гавр, “Жили Э Си” тесно сотрудничает со стивидорной агентской компанией Минморфлота “Мезон Перриго” и при этом исходит из ставок, разработанных и применяемых указанной компанией.
В настоящее время фирма занимается экспедированием на территории Франции всех контейнеров, принадлежащих Латвийскому пароходству.
Создание экспедиторских компаний на Украине (перестройка и правовая база для экономической самостоятельности)
Транспортно-экспедиторская обработка отечественного грузооборота практически сосредоточена в руках агентских фирм и отечественных пароходств, представленных фирмами “Хейтман” в Норвегии, “Гамбург” в Драммене, “Олсон и Райт” в Стокгольме и “Кристиан Енсен” в Копенгагене. Все эти фирмы имеют долголетний опыт работы с отечественными грузами и фактически являются в своих странах монопольными представителями отечественных пароходств.
Транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых грузов в Украине осуществляло Всесоюзное объединение “Союзвнештранс”. Объединение действует от имени и по поручению организаций и выступает их генеральным экспедитором. Основными целями деятельности В/О “Союзвнештранс”, согласно уставу, является: организация перевозок внешнеторговых грузов морским, речным, железнодорожным, автомобильным, воздушным видами транспорта; обеспечение транспортно-экспедиторского обслуживания отечественного внешнеторгового грузооборота на Украине и за границей; повышение эффективности внешнеторговых операций за счет выбора наиболее рациональных и прогрессивных способов перевозки внешнеторговых грузов на территории Украины и иностранных государств, концентрация и хранение, подработка, сортировка и комплектация внешнеторговых грузов на базах и складах.
В январе 1980 года было образовано Всесоюзное хозрасчетное объединение “Союзтранзит”. На это объединение были возложены привлечение и регулирование перевозок грузов транзитом через территорию СНГ. Объединению поручено заключать сделки по организации транзитных перевозок и устанавливать тарифы за транспортировку, перевалку таких грузов. В/О “Союзтранзит” обеспечивало привлечение грузов для перевозки транзитом через территорию Украины более чем из 30 стран. Целями деятельности объединения было привлечено и организованы перевозки иностранных грузов транзитом через территорию СНГ, а также третьих стран морским, речным, железнодорожным, автомобильным и воздушным видами транспорта и в смешанном сообщении; повышение валютной эффективности операций, связанных с перевозкой транзитных грузов, путем выбора наиболее рациональных и прогрессивных путей и способов перевозки. С 1989 года В/О “Союзтранзит” вошло в состав В/О “Союзвнештранс”. Важное место в работе “Союзвнештранса” занимает организация перевозок из района Дальнего Востока морем и по железной дороге через территорию Украины в европейские страны.
В рамках Транссибирского контейнерного сервиса (ТСКС) функционирует три основных вида сообщения для перевозки транзитных грузов: “Трансрейл”, “Трансси”, “Траконс”. Сообщение “Трансрейл” обеспечивает перевозку грузов в контейнерах от портов Японии, Гонконга, Филиппин и Австралии до советских пограничных станций Лужайка, Брест, Чоп, Унгены, Кушка и в обратном направлении. Сообщение “Трансси” перевозит грузы в контейнерах на условиях ФИОС (погрузка, выгрузка и укладка за счет отправителя (получателя)) от портов Японии, Гонконга, Филиппин и Австралии до европейских портов Балтийского, Черного и Средиземного морей и в обратном направлении. Сообщение “Траконс” обеспечивает перевозку грузов в контейнерах от портов Японии, Гонконга, Филиппин и Австралии до Высоко-Литовска и далее автотранспортом на склад получателя в пункте назначения в Европе и в обратном направлении.
Основными обязанностями В/О “Союзвнештранс” как генерального оператора ТСКС при перевозке грузов в сообщении “Трансрейл” являются следующие: подача тоннажа в порты погрузки: перевалка в портах Находка и Восточный; передача контейнеров европейским железным дорогам на западных пограничных станциях для дальнейшей перевозки (в связи с разной шириной железнодорожной колеи в странах назначения, за исключением Финляндии); информация отправителей и получателей о продвижении контейнеров; осуществление расчетов с украинскими транспортными организациями. Транзитное время - 20-25 дней.
Круг обязанностей В/О “Союзвнештранса” в сообщении “Трансси” включает в себя, кроме того, прием и перевалку контейнеров в советских портах Балтийского, Азовского и Черного морей и их отправку судами- контейнеровозами в порты назначения европейских стран, а также в обратном направлении. Среднее время транспортировки контейнеров - 30-35 дней.
При сообщении “Траконс” В/О “Союзвнештранс” обеспечивает приемку и перевалку контейнеров на контейнерном терминале в Высоко-Литовске, их дальнейшую отправку автотранспортом в пункты назначения стран Западной Европы. Время транспортировки контейнеров - 30-40 дней.
В январе 1969 года между В/О “Союзвнештранс” и англо-советским пароходным обществом (АСПО) достигнута договоренность о заключении соглашения на экспедирование внешнеторговых грузов как по порту Лондон (где АСПО само выполняет работу), так и по другим видам портам Великобритании (где экспедирование осуществляется субагентами АСПО). В 1970 году был заключен договор между АСПО и В/О “Союзвнештранс”. АСПО принимает на себя обязательства по выполнению поручений советских внешнеторговых организаций - на транспортно-экспедиторское обслуживание грузов объединений в портах Великобритании, а именно: поручений по выгрузке, погрузке, отзыву, складированию, приемке, перевалке и отправке грузов транспортными средствами в пункты, указанные в поручениях, в том числе морскими и речными судами в соответствии с расписанием судов смешанной советско-английской линии и ежемесячными графиками расстановки советского и фрахтуемого В/О “Совфрахт” иностранного тоннажа под перевозку внешнеторговых грузов. Поручения выдаются АСПО советскими внешнеторговыми организациями в письменной форме на английском языке и должны содержать все необходимые данные для его исполнения, а именно: полное описание грузов, точный адрес и наименование поставщика - получателя, контрактные условия купли-продаже и др. АСПО осуществляет постоянный контракт с поставщиками грузов объединения для того, чтобы иметь информацию о сроках готовности грузов к отправке, и информировать об этом соответствующие объединения и организации. Не позднее 30 числа каждого месяца АСПО сообщает советским внешнеторговым организациям программу отгрузок из английских портов на следующий месяц с указанием наименования судна, его позиций, количества и наименования грузов, фирм- отправителей и номеров контрактов. АСПО производит отзыв грузов в английские порты при обнаружении каких-либо недостатков АСПО принимает меры к их устранению за счет объединения. При погрузке на судно АСПО обеспечивает контроль за надлежащей сепарацией грузов на судне по коносаментным партиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6