Процесс разгосударствления путем расширения негосударственного сектора, развития новых форм кооперации, фермерских хозяйств, других хозяйственных форм, а также изменения в самом государственном хозяйстве через введение арендных отношений и акционирование способствуют вытеснению существующих видов теневой экономики, но в ряде случаев вызывают ее основные разновидности. Так, были легализованы и стали действовать на кооперативных принципах многие ранее бывшие нелегальные производства, которые не считали для себя выгодным и возможным в условиях жесткой централизации, администрирования, унификации и единообразия хозяйственных форм включаться в легальную государственную систему. Законами о кооперации, о собственности, законодательными актами об аренде и земле, постановлением об акциях и акционировании декретируется введение элементов рынка путем вовлечения средств населения в производство, допускаются договорные и свободные цены на некоторые продукты и виды услуг, начинается регулирование видов деятельности и доходов с помощью налогов, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Все это в некоторой мере ослабило закрепощенность хозяйства, способствовало созданию условий для усиления заинтересованности работников в труде (возросла оплата труда, в ряде случаев произошла персонификация собственности, расширились возможности вторичной занятости и т.д.), ликвидация ряда убыточных предприятий путем перевода их в кооперативы, сдачи в аренду, что освободило бюджет от необходимости выплачивать им дотации, рационализации некоторых хозяйственных связей и т.п.
Однако в полной мере новые отношения реализоваться не могли, ибо отсутствует современный рынок, сохраняется и продолжает действовать административная система с набором ее регламентаций, регулирований, нормирования и т.п. Несопоставимы пока по масштабам охвата экономики новые отношения и старые устоявшиеся системы (новая кооперация, например, дает не более 5% общего объема производства товаров и услуг в стране), что не может не вести к подстраиванию новых форм под старые структуры.
Появление новых отношений в старой экономической системе привело к возникновению целого ряда обстоятельств, обусловивших новые теневые отношения.
Во-первых, введение новых отношений (функционирование новых хозяйственных форм даже при дозированных хозяйственных свободах) не увязывалось с существующими в старом огосударствленном хозяйстве, более того, иногда наметившиеся перемены искусственно ограничиваются (сдерживается становление крупных акционерных компаний, перевод предприятий на реальную аренду, выделение земли фермерам и сельскохозяйственным кооперативам и т.п.).
С одной стороны, это способствует деформации новых отношений, их встраиванию в огосударствленные структуры, ведет к потере ими ряда сущностных черт, их дискредитации (из-за отсутствия оптовой торговли происходит ориентация на нематериалоемкие сферы деятельности; двойной гнет партийных и отраслевых структур в сельской местности не позволил развиваться там кооперации; колебания правительства и ведомств при выборе тактических решений при проведении нового курса, частые отступления, принятие сдерживающих производство мер, произвол мест при создании новых форм хозяйства – все это привело к резкой дифференциации экономического состояния самих этих форм, монопольному положению некоторых из них, дифференциации в уровне доходов работников разных социальных форм хозяйства и т.п.).
С другой стороны, отсутствие сущностных крупномасштабных перемен в по-прежнему доминирующем государственном хозяйстве, а также принятие некоторых правительственных решений провоцируют теневые явления. Так, постановлением правительства о запрещенных видах деятельности кооперативов разрешено последним заниматься отдельными видами деятельности только на основе договоров, заключаемых с государственными предприятиями, для которых эти виды деятельности являются основными. Государственные предприятия, обладая ресурсами, а кооперативы – большими хозяйственными свободами, объединив свои усилия фактически на теневых начала, используют свободное ценообразование в кооперативах, посредничество, особенности формирования и расходования фондов и т.п. для вполне определенных целей, в том числе и для получения максимально высокой оплаты, незаработанных денег, перелива безналичных денег в наличные и т.п.
Во-вторых, сами новые отношения и базирующиеся на них хозяйственные формы воспринимаются официальными структурами и государственными органами без учета тенденций и динамики их трансформации в существующих экономических условиях. Иногда желаемое в таких случаях выдается за действительное. В частности, допустив развитие новой кооперации на своей периферии, огосударствленная система не могла и предположить, что даже в условиях ограниченных свобод разовьются многообразные хозяйственные отношения, отличные от кооперации и несущие в своей основе столь необходимые нашей экономике предпринимательские, коллективные или индивидуальные начала, не вписывающиеся ни в закон о кооперации, на в закон об индивидуальной трудовой деятельности. А поскольку законодательно подобные хозяйственные формы не разрешены, то создается питательная среда для расширения теневых отношений в негосударственном секторе, вместе с тем возникают и новые опасения относительно правомерности введения рынка.
Процесс разгосударствления, многообразие форм собственности, в том числе ее приватизация, создание полноправного рынка не только не усилят теневую экономику, но частично, напротив, заставят ее выйти из подполья, нести большие затраты, а частично приведут к ее самоликвидации в связи с ростом эффективности официальной экономики вследствие ее отделения от криминальной и возникновения нормальных экономических отношений
Привлекательность и живучесть теневой экономики так же, как и эффект, приносимый ею для ее участников, объясняются и тем, что в ней человек в принципе находит себе применение в соответствии со своими возможностями в отличие от официальной экономики, в которой наблюдается перевернутость – личные способности человека часто не важны, а важны другие факторы – анкета, родственные связи, знакомства, занимаемая должность и т.п.
Основы, виды, разрастание теневой экономики, ее сращивание с официальными экономическими структурами свидетельствуют о том, что современная экономика нашей страны в целом должна быть в корне изменена, и как можно скорее.
* * *
Коль скоро теневая экономика существует в сфере базисных отношений, она создает и свои «теневые» надстроечные структуры: этику, неофициальное право, свои внешнюю (коррумпированная власть государственных структур) и внутреннюю (рэкетиры, боевики) службы безопасности, парламентское лобби, свою идеологию прикрытия.
Роль такого прикрытия вольно или невольно выполняет консервативная идеология с присущими ей лозунгами борьбы с разгосударствлением экономических и других общественных отношений, против широкого развития разнообразных форм хозяйства, включающих частное хозяйство, и перехода к рынку. Ведь успешная реализация этих мер, демонтаж административно- централистской системы лишили бы теневиков самого выгодного условия деятельности – использование государственной собственности для целей частного присвоения.
Парадокс современной общественно-политической борьбы состоит в том, что нередко люди, искренне выступающие против эксплуатации населения страны дельцами теневой экономики, своими догматическими позициями способствуют сохранению государственной системы и объективно оберегают ее «сиамского близнеца» - теневую экономику.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ САМООКУПАЕМОСТИ
Для расчета точки самоокупаемости необходимые данные приведены в таблице 2.1. Так же предполагается, что все значения и расчеты будут проводиться по состоянию на начало 2000 года, следовательно, все расчетные показатели и налоги берутся по ставке на I квартал 2000 года.
Исходные данные Таблица 2.1. |№ |Наименование показателя |Ед. |При объеме производства | |показателя | |изм.| | | | | |1 ед. |100 ед.|1000 ед.| |1. |Доход от реализации |тыс.|- |- |5331 | | |продукции без учета |тг | | | | | |косвенных налогов | | | | | |2. |Численность |чел |49 |49 |49 | | |промышленно-производственног| | | | | | |о персонала | | | | | |2.1. |Основные промышленные |чел |33 |33 |33 | | |рабочие | | | | | |2.2. |Вспомогательные рабочие |чел |6 |6 |6 | |2.3. |Инжингерно-технические |чел |6 |6 |6 | | |работники | | | | | |2.4. |Служащие |чел |4 |4 |4 | |3. |Цена единицы продукции без |тг |- |- |5331 | | |учета косвенных налогов | | | | | |4. |Совокупный годовой доход |тыс.|- |- |5331 | | | |тг | | | | |5. |Производительность труда |тг |- |- |108800 | | | |чел | | | | |6. |ВЫЧЕТЫ |тг |2600365|2734015|3949015 | |6.1. |Затраты на производство |тг |2441090|2574740|3789740 | | |продукции | | | | | | |6.1.1.2.|Социальный налог |тг |80 |8000 |80000 | | |6.1.2.2.|Социальный налог | |154440 |154440 |154440 | | |6.1.3. |Сырье, материалы, |тг |330 |33000 |330000 | | | |конструкции, полуфабрикаты | | | | | | |6.1.4. |Стоимость ГСМ и |тг |550 |55000 |550000 | | | |электроэнергии | | | | | | |6.1.5. |Амортизация автотранспортных|тг |660000 |660000 |660000 | | | |средств | | | | | | |6.1.6. |Амортизация прочих основных |тг |550000 |550000 |550000 | | | |производственных фондов | | | | | | |6.1.7. |Затраты на ремонт |тг |385000 |385000 |385000 | | |6.1.8. |Арендная плата за |тг |13200 |13200 |13200 | | | |использование машин и | | | | | | | |механизмов | | | | | | |6.1.9. |Процент за кредит |тг |3900 |3900 |3900 | | |6.1.10. |Страховые платежи |тг |11000 |11000 |11000 | | |6.1.11 |Прочие постоянные затраты |тг |2200 |2200 |2200 | | |6.1.12 |Прочие переменные затраты |тг |60 |6000 |60000 | |6.2. |Дополнительные вычеты и |тг |159275 |159275 |159275 | | |льготы | | | | | | |6.2.1. |Вычеты по расходам на НИОКР |тг |17600 |17600 |17600 | | |6.2.2.2. |Налог на транспортные |тг |81675 |81675 |81675 | | | |средства | | | | | | |6.2.2.3. |Налог на землю |тг |5000 |5000 |5000 | |7. |Налогооблагаемый доход |тыс.|- |- |1382 | | | |тг | | | | |8. |Ставка подоходного |% |30 |30 |30 | |9. |Сумма подоходного налога |тг |- |- |414600 | |10. |Чистый доход |тыс.|- |- |957 | | | |тг | | | | |11. |Стоимость автотранспортных |тыс.|4400 |4400 |4400 | | |средств |тг | | | | |12. |Стоимость прочих основных |тыс.|5500 |5500 |5500 | | |производственных фондов |тг | | | | |13. |Уровень валовой прибыли |% |- |- |75 | |14. |Косвенные налоги (НДС) |тг |- |- |888500 | |15. |НДС к возмещению |тг |- |- |146667 | |16. |НДС к уплате в бюджет |тг |- |- |741833 | |17. |Выручка от реализации |тыс.|- |- |6397 | | |продукции с учетом НДС |тг | | | | |18. |Цена с учетом НДС |тг |- |- |6397 | |19. |Рентабельность |% |- |- |35 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5