Рефераты. Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества






p> Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон

РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне.

В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности.

В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами

России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.

В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям.

Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Источники финансирования программы определены. Это федеральный бюджет, в котором на нужды малых предприятий предусмотрены средства в размере 73 млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн. рублей – Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Реализация целей Федеральной программы в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции.

ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 23 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве- 80%, оптовой торговле-86%, сфере обслуживания- 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах.
Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

Этапы становления малого предпринимательства.

Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

Этапы развития малого предпринимательства в России.

|№ |Нормативный |Дата |Основное содержание |Последствия |
|пп|акт |принятия | |применения |
| | | | |В экономике |
|1 | 2 | 3 | 4 | |
| | | | |5 |
|1 |Закон СССР |26.08.1988|Созданы |Отток |
| |«О кооперации | |привилегированные |квалифицированной |
| |в СССР» | |условия одной форме |рабочей силы с |
| | | |собственности |государственных |
| | | |(отсутствие для |предприятий в |
| | | |кооперативов платежей в |кооперативы |
| | | |бюджет, возможность | |
| | | |устанавливать | |
| | | |неограниченные надбавки | |
| | | |к заработной плате | |
| | | |работников кооперативов)| |
| | | | | |
|2 |«Положение об |6.06.1988 |Введен упрощенный |Началось создание |
| |организации | |порядок создания и |в различных |
| |деятельности малых| |регистрации малых |отраслях |
| |предприятий» | |предприятий. Они |промышленности и |
| |(Протокол №6 | |получили статус |регионах страны |
| |заседания Комиссии| |юридического лица, |малых предприятий |
| |по | |большую | |
| |совершенствованию | |самостоятельность в | |
| |хозяйственного | |осуществлении | |
| |механизма при | |хоздеятельности и | |
| |Совете Министров | |распределении | |
| |СССР) | |хозрасчетного дохода | |
| | | | | |
|3 |Закон СССР |4.06.1990 |Объявлено о равенстве |Рост предприятий |
| |«О предприятии в | |организационно-правовых |различных форм |
| |СССР» | |форм предприятий, |собственности |
| | | |основанных на любой | |
| | | |форме собственности | |
| | | | | |
|4 |Постановление |8.07.1990 |Определены основные |Развитие малого |
| |Совета Министров | |документы для |предпринимательств|
| |СССР № 790 «О | |государственной |а, основанного на |
| |мерах по созданию | |регистрации малых |различных формах |
| |и развитию малых | |предприятий, утвержден |собственности, их |
| |предприятий» | |двухнедельный срок |сочетании |
| | | |госрегистрации, | |
| | | |определены льготы малому| |
| | | |бизнесу по | |
| | | |налогообложению, | |
| | | |амортизации и др. | |
| | | | | |
|5 |Постановление |18.06.1991|Определены направления |Развитие малого |
| |Совета Министров | |государственной |бизнеса в стране |
| |РСФСР 1991 № 406 «| |поддержки малого бизнеса| |
| |О мерах по | |в России | |
| |поддержанию и | | | |
| |развитию малых | | | |
| |предприятий» | | | |
| | | | | |
|6 |Закон РСФСР «О |27.12.1991|Определены |Усилена |
| |налоге на прибыль | |дополнительные льготы |государственная |
| |предприятий и | |для малых предприятий |поддержка малого |
| |организаций» | | |бизнеса |
| | | | | |
|7 |Постановление |11.05.1993|Указано, что |Эффективность |
| |Совета Министров- | |государственная |работы малого |
| |Правительства РФ | |поддержка малого |предпринимательств|
| |№446 «О | |предпринимательства - |а |
| |первоочередных | |одно из важнейших | |
| |мерах по развитию | |направлений | |
| |малого | |экономической реформы. | |
| |предпринимательств| |Определены приоритеты | |
| |а в РФ» | |развития малого | |
| | | |предпринимательства | |
| | | | | |
|8 |Федеральный Закон |12.05.1995|Определены признаки |Развитие и |
| |«О государственной| |субъекта малого |повышение |
| |поддержке малого | |предпринимательства, |эффективности |
| |предпринимательств| |инфраструктура поддержки|деятельности МП |
| |а в РФ» | |и развития МП | |
| | | | | |
|9 |Федеральный Закон |08.12.1995|Предусмотрена замена |Дальнейшее |
| |«Об упрощенной | |уплаты совокупности |развитие малого |
| |системе | |установленных |бизнеса в стране |
| |налогообложения, | |законодательством РФ | |
| |учета и отчетности| |Федеральных, | |
| |для субъектов | |региональных и местных | |
| |малого | |налогов и сборов уплатой| |
| |предпринимательств| |единого налога, | |
| |а | |исчисляемого по | |
| | | |результатам | |
| | | |хозяйственной | |
| | | |деятельности предприятий| |
| | | |и организаций | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.