Рефераты. Реклама в предпринимательской деятельности






p> Завершаю свой маленький экскурс по вопросу саморегулирования рекламы за рубежом и перехожу непосредственно к тому, как это в настоящее время происходит у нас.
Российская практика

В России имеется ряд организаций, которые так или иначе связаны с развитием рекламного бизнеса и саморегулированием рекламы. Это Российская ассоциация рекламных агенств, Национальная рекламная ассоциация, Ассоциация по связям с общественностью, Фонд поддержки рекламопроизводителей и ряд других. Для большинства из них этическое саморегулирование рекламы - лишь побочный вид деятельности, поскольку в основном они заняты развитием рекламной отрасли как таковой. Кроме того, вопросам деловой этики в рекламе уделяют внимание различные отраслевые и межотраслевые организации бизнеса, например аналог американских БББ Ассоциация добросовестных предпринимателей, объединяющая ряд ведущих российских и иностранных компаний и ориентированная на помощь предпринимателям во взаимодействии с потребителями.

Особо хотелось бы сказать о Судебной палате по информационным спором при Президенте РФ. Деятельность судебной палаты по регулированию рекламы не является для нее определяющей, но она играет существенную роль в саморегулировании рекламной сферы.

Судебная палата по информационным спорам была создана Указом
Президента РФ в декабре 1993 г. Статус этой организации довольно специфический. С одной стороны это постоянно действующий орган, созданный государством для рассмотрения споров в сфере информации, однако в систему судов Судебная палата не входит. Состав судебной палаты утвержден
Президентом России. В нее входят известные и уважаемые специалисты и юристы. Возглавляет палату доктор юридических наук, профессор Анатолий
Венгеров.

Указом Президента утверждены основные задачи Судебной палаты:[21]
-содействие Президенту РФ в защите прав и свобод средств массовой информации
- обеспечение объективности и достоверности сообщений
- обеспечения принципа равноправия в сфере массовой информации
- обеспечения принципа плюрализма в информационных и общественно- политических телерадиопрограммах
- разрешение споров о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном собрании
- исправление фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы.

Однако никаких властных полномочий у Судебной Палаты нет. Она рассматривает дела, практически по той же процедуре, что суд, может быть даже с большим профессионализмом, т.к. в рассмотрении дела участвуют как юристы, так и журналисты с большим опытом. Решения палаты носят рекомендательный характер , механизма принуждения у Судебной палаты нет.

Несмотря на рекомендательный, в основном, характер деятельности,
Судебная палата завоевала популярность среди средств массовой информации и уже сам факт обращения в палату с жалобой зачастую является основанием для публикации опровержения. Таким образом, Судебная палата является по существу, одним из органов саморегулирования информационной сферы в целом и сферы рекламы в частности.

Проблемам регулирования рекламы Судебная палата придает большое значение. Самой первой рекомендацией, принятой Судебной палатой в начале ее деятельности, стала рекомендация, посвященная распространяемой средствами массовой информации рекламе, опасной для жизни и здоровья граждан ( в первую очередь рекламе алкогольных и напитков и табачных изделий)

При подготовке и рассмотрении вопроса об опасной для жизни и здоровья рекламы в СМИ Судебная палата сочла необходимым сделать акцент на двух аспектах взаимоотношения рекламы и средств массовой информации:

- реклама, как тип финансирования прессы, способ обеспечить экономическую независимость и самостоятельность средств массовой информации;
- недопустимость нарушения законодательства России средствами массовой информации, причинения ущерба самой незаконной рекламой или товарами, которые рекламирутся в средствах массовой информации, причинения ущерба самой незаконной рекламой или товарами, которые рекламируются в средствах массовой информации с нарушениями законодательства, здоровью и безопасности граждан, их правам свободам и законным интересам.

За время своей деятельности Судебная Палата рассмотрела большое число дел, связанных с недобросовестной рекламой товаров (работ,услуг) в средствах массовой информации.

Показательно одно дело, которое было рассмотрено в Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ.

Решение по нему вынесено Судебной палатой 23 июня 1995 г., т.е. до принятия закона РФ "О рекламе". Хотя в решении Палаты нет ссылок на
Международный кодекс рекламной практики, его влияние явно прослеживается.
Это дело можно назвать иллюстрацией к норме, закрепленной в статье 4
Международного кодекса рекламной практики - норму о правдивости рекламы, согласно которой "рекламное послание не должно содержать каких-либо утверждений или изображений, которые прямо или косвенно, путем недомолвки или двусмысленности, а также преувеличения могли ввести покупателя в заблуждение." Указанное дело возникло в связи с обращением Председателя комитета по организации работы Думы В.А. Бауэра по факту рекламы в средствах массовой информации Федерального инвистиционного фонда социальной защиты. В рекламе этого фонда использовались кадры с изображением Кремля, зданий Государственной Думы, Правительства, других мест, связанных с деятельностью органов власти. При просмотре рекламы у потребителя могло возникнуть представление о том, что указанный фонд учрежден государственными органами, является государственной организацией. К такому же выводу пришла Судебная Палата, признав рекламу некорректной и неправомерной, содержащей недостоверную и вводящую в заблуждение информацию.

Следует отметить, что мнение Судебной Палаты при рассмотрении данного дела разошлось с мнением судебных органов, которые отказались признать то, что, именно поверив рекламным обещаниям и государственным гарантиям, большинство граждан приобрели акции этого фонда. Таким образом, Судебная
Палата стала одним из реальных органов, регулирующих рекламу.

Общественный Совет по рекламе

В России существует и специальная организация, направленная именно на саморегулирование в рекламной сфере. Практически одновременно с принятием закона "О рекламе" в феврале 1995 г. был создан Общественный Совет по рекламе. Это общественное объединение, членами которого являяются физические лица (возможно также членство юридических лиц - общественных объединений) - известные общественные деятели, государственные чиновники, в обязанности которых входит контроль за добросовестностью рекламы, представители рекламного бизнеса СМИ, различных объединений предпринимателей. Возглавляет Совет пять сопредседателей, обладающих равными правами. Имеется небольшой аппарат, занятый в основном подготовкой и проведением заседаний Совета. Совет задумывался как организацияобщественного регулирования рекламы, которая позволит решать возникающие в этой сфере проблемы без вмешательства государственных органов.

Совет декларировал свои цели, которые могут вызвать только уважение:

Организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами; предупреждение и содействие разрешению споров, конфликтов в рекламной сфере.

Разработка и реализация системы мер, направленных на создание механизмовсаморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке.

Содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы.

Создание условий для профессионального общения и обсуждения совместных программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций.

Развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями как в России так и за рубежом.

Организация и проведение мероприятий, направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе.

Содействие подготовке высокопрофессиональных кадров дл рекламного бизнеса, защите авторских прав и интересов членов Совета.

Проведение независимой экспертизы рекламной продукции.[22]

Персональный состав Совета, в который вошли люди, реально определяющие лицо рекламного бизнеса. имеющие влияние на общественное мнение и СМИ, а также обладающие административными рычагами воздействия на нарушителей закона "О рекламе", в принципе обеспечивает этой организациивозможность эффективно воздействовать на рекламопроизводителей и рекламораспространителей, которые нарушают закон или этические принципы рекламы.

Однако Совет не стал действительно реальным органом саморегулирования.
Практически ни одно из упомянутых выше условий эффективности самореглирования не реализуется в полном объеме.

Прежде всего не очень понятно, какие, собственно, этические принципы в рекламе проповедует Совет. В отличие от аналогичных организаций в других странах деятельность Совета не базируется на неком написанном кодексе. При этом Совет не отвергает идею создания подобного кодекса - "Свода обычаев и правил делового оборота в рекламной практике" - но считает, что он должен базироваться на рассмотрении конкретных прецендентов из российской рекламной практики.

На деле это выглядит следующим образом. На заседаниях Совета обсуждается проблема рекламы того или иного вида товаров. При этом на обсуждение выносятся конкретные примеры рекламы, которые, с точки зрения экспертов и докладчика, некорректны и неэтичны, (не только с точки зрения закона, а с точки зрения восприятия докладчика). На основе обсуждения конкретных ситуаций и предлагаются некие нормы, из которых формируется
"Свод обычаев и правил делового оборота".

Так, например, на заседании, посвященном рекламе медикаментов, методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью, было предложено пять принципов, касающихся этой сферы. Так, субъектам рекламной деятельности предлагалось воздержаться от рекламы товаров, имеющих отношение к здоровью, которая
Вызывает чувство страха
(В качестве негативного примера приводится реклама зубной пасты "Сорти дент", в которой используется звук дрели, вызывающий ассоциации с зубной болью, бормашиной и посещением стоматолога).
Содержит заявления, что консультации с врачом не нужны
( Пример: Рекламная брошюра препарата "Колдрекс", призывающая к самостоятельному лечению инфекционных и простудных заболеваний).
Усиливает комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего подростковые
(Реклама ласьена "Клерасил", которая показывает в невыгодном свете молодого человека, который не использует данный лосьен и поэтому вынужден ходить в шлеме).
Показывает нехирургические способы лечения необратимых процессов старения, создавая иллюзию полного восстановления и вызывает таким образом необоснованные ожидания
(Реклама косметических продуктов фирмы "Клиник", применение которых, гарантирует ровную, прозрачную кожу в любом возрасте).[23]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.