Не менее значительными, чем в Приморье, представляются (по приблизительным оценкам) ресурсы прибрежной зоны других краев и областей Дальнего Востока (табл. 7).
Таблица 7 Ресурсы прибрежного рыболовства краев и областей Дальнего Востока на период до 2005 г., тыс. т.
|Регион |Показатели | | |Возможный вылов |В т.ч. рыбы |Нерыбных объектов| |Приморский край |70-100 (90) |30-50 (40) |40-60 (50) | |Сахалинская область |225-366 (295) |110-200 (155) |115-166 (140) | |Хабаровский край |13-39 (26) |12-37 (25) |1-2 (1,5) | |Магаданская область |28-125 (76) |25-121 (73) |3-4 (3,5) | |Камчатская область |180-350 (265) |165-323 (243) |17-28 (23) | |Корякский АО |40-95 (67) |35-85 (60) |5-10 (7,5) | |Чукотский АО |5-7 (6) |0,5 |5,6 (5,5) | |ВСЕГО |560-1100 (830) |376-816 (596) |185-275 (230) |
Можно констатировать, что ресурсы территориального моря Дальнего Востока России в целом весьма велики и при их освоении можно выйти на дополнительный вылов порядка 560-1100 тыс. тонн, из которых примерно 600 тыс. тонн составляет рыба и 230 – нерыбные объекты (ракообразные, моллюски, иглокожие, водоросли, морские млекопитающие).
В территориальном море южных районов российского Дальнего Востока (Южные Курилы, Приморье) в теплое время года формируются единовременные запасы субтропических мигрантов, таких как анчоус, скумбрия, сайра, тихоокеанский кальмар, за счет которого может быть значительно увеличен вылов. Для их полного и биологически обоснованного освоения потребуется серьезная проработка международно-правовых вопросов совместного с определенными странами освоения этих запасов.
1.3. Анализ инвестиционного климата
Приморский край имеет все необходимые предпосылки для вхождения в XXI- век в качестве одного из лидеров в области рыбохозяйственной деятельности. Разработанные в последние годы инвестиционные проекты направлены в основном на строительство и реконструкцию рыболовных судов и береговых рыбообрабатывающих предприятий, разработку и выпуск биологически активных веществ, различной продукции на основе морепродуктов и отходов от их переработки, создание информационных мониторинговых систем.
Строительство и модернизация флота – первоочередная задача рыбной промышленности не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. Известно, что социально-экономическая обстановка на всей территории дальневосточного побережья очень сложная. Существующий добывающий флот, занятый в прибрежном рыболовстве, экономически не эффективен и физически излишен. Маломерные суда, составляющие 31,8% от общей численности добывающего флота Приморья и являющееся основой прибрежного имеют устойчивую тенденцию к утрате своих позиций. При нормативном списании малотоннажного флота к 2005 году может остаться только 8 судов подобного типа, так как в настоящий момент 76% таких судов имеют белее чем 15-летний срок службы (рис. 2).
Возрастной состав малотоннажного флота Приморского края
Рис. 2
В течение ближайших 10 лет необходимо провести их замену и обновление. Одним из приоритетных направлений в этой области является строительство маломерного флота – стеклопластиковых судов и промысловых лодок. Как показывает опыт японских судостроителей, цех для постройки небольших ботов (до 100 единиц в год) имеет в длину 60, в ширину – 40, в высоту – 8 м. В цехе, наряду со стапельными площадками, размещаются помещения для стекловолокна, плотницкая, установка пескоструйной очистки и кладовая. Склад для сырья занимает площадь в 150 кв. м. Число работающих составляет 120 человек, из них 110 рабочих.
В рамках деятельности Инициативной рабочей группы «Российский Дальний Восток – Западное побережье США» администрацией Приморского края и Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья в октябре 1997 года на рассмотрение Комиссии «Черномырдин – Гор» был предложен проект «Развитие прибрежного рыболовства. Строительство судов для прибрежного рыболовства». Предполагалось совместное с американской стороной строительство порядка 600 судов и реконструкция рыбообрабатывающих предприятий. Полная стоимость проекта составляет свыше 600 млн. долл., срок реализации – 10-15 лет. После того, как проект получил положительную оценку Комиссии было предложено в качестве испытания претворить «Пилотный проект», предусматривающий строительство 12 судов на сумму в 15 млн. долл. в течение 1,5 – 2 лет.
Подобные разработки имеются и на предприятиях рыбохозяйственного комплекса Приморья. Например, ОАО «Находкинский судоремонтный завод» направил в подразделение ООН по промышленному развитию (UNIDO) проект «Строительство рыболовных судов». В проекте рассмотрена возможность диверсификации судоремонтного производства в области судостроения, получены приемлемые показатели коммерческой эффективности инвестиций при лизинговой схеме финансирования. Цель проекта – при минимальных затратах на модернизацию оборудования возобновить работы по судостроению и освоить строительство высокоэффективных малых рыболовных судов в количестве до 20 единиц в год.
Для осуществления проекта на заводе имеются соответствующие производственные мощности – слипы, площадки, причалы и технологические схемы. Получены положительные результаты экспертизы специализированных организаций г. Владивостока о технических возможностях и готовности компании к строительству данных типов судов (табл. 8).
Таблица 8
Характеристика судов инвестиционного проекта ОАО «НСРЗ» |Типы судов|Длина, м |Водоизмеще|Объем |Мощность |Автономнос|Экипаж, | | | |ние, т |трюма, |главного |ть, суток |чел. | | | | |куб.м. |двигателя,| | | | | | | |кВт | | | |МДСм |34,5 |390 |145 |390-440 |12 |8 | |«Курилы» | | | | | | | |МРДС-650 |44 |800 |240 |650 |24 |20 | |МДС - 165 |19,37 |- |20 |165 |3 |5 | |ПрБ - 90 |17,6 |- |20 |90 |5 |5 | |РПБ - 125 |11,4 |- |10 |93 |2 |3 |
Проекты предлагаемых типов судов имеют значительные преимущества перед действующими аналогами: универсальность видов лова, высокая экономичность силовой установки, повышенная автономность, возможность заморозки рыбопродукции, небольшая численность экипажа.
Выгодное расположение на пересечении морских и железнодорожных путей, на берегу незамерзающей бухты обеспечивают бесперебойную поставку материалов и оборудования, круглогодичные постройку, испытания и сдачу судов. Потенциальными потребителями являются рыбопромышленные предприятия различных форм собственности Дальневосточного региона России, а также страны АТР. Экспортно-импортные операции предполагается осуществлять через собственный таможенный склад. Руководством компании проведены переговоры с рядом рыбопромышленных предприятий и выявлена их заинтересованность в строительстве и эксплуатации судов по лизингу. Проект сможет обеспечить до 30% ежегодной потребности Приморского края в малых рыболовных судах. Общая сумма инвестиционных затрат составляет 62,26 млн. долл., из них доля российских инвесторов – 19,43 млн. долл., иностранных партнеров – 42,83 млн. долл.
С выходом рыбопромышленных предприятий на внешний рынок особое значение приобретают вопросы снабжения их тарой и тарными материалами, которые могли бы отвечать современным требованиям в этой области и обеспечивать привлекательность и конкурентоспособность отечественных продуктов. ОАО «Находкинская жестяно-баночная фабрика» в будущем предполагает реализовать три перспективных проекта в этом направлении.
Первый проект – производство изделий из полипропилена (полипропиленовых мешков), которые будут продаваться российским предприятиям рыбной, пищевой промышленности и на экспорт, в страны АТР. Второй проект предусматривает производство изделий из полимеров – стаканчиков, подложек, различных видов пленок. Третий выпуск изделий из картона, в том числе тары для пищевой и рыбной промышленности. Характеристика проектов дана в табл. 9.
Таблица 9
Характеристика проектов ОАО «НЖБФ» |Вид производства |Стоимость |NPV, млн. |PI |IRR, % |Срок | | |проекта, |долл. | | |окупаемости| | |млн. долл.| | | |, лет | |Производство изделий |6 |1,96 |1,12 |34,9 |3,4 | |из полипропилена | | | | | | |Производство изделий |3,75 |2,5 |1,09 |48,5 |3,1 | |из полимеров | | | | | | |Производство изделий |4,5 |1,96 |1,12 |34,0 |3,4 | |из картона | | | | | |
NPV – интегралый эффект, PI – индекс рентабельности, IRR – внутренняя норма рентабельности
В рамках федеральной целевой программы «Развитие промышленной биотехнологии на период до 2010 года» существует несколько проектов, связанных с использованием гидробионтов и отходов от их переработки в целях производства биологически активных веществ (БАВ), пищевых и кормовых продуктов.
Морские объекты представляют собой особый вид сырья, характеризующийся высоким содержанием биологически активных соединений (гликозиды, голотурины, низкомолекулярные ДНК, ганглины), витаминов, минеральных и других веществ. Наиболее фармакологически ценными представляются гидролизаты, получаемые из отходов рыбной промышленности путем ферментолиза, что позволяет сохранить в активном состоянии БАВ различных классов. Технология производства ферментированной продукции с использованием микроорганизмов на основе морских гидробионтов позволит получать структурно новые продукты как общего, так и специального назначения, в том числе с диетическим и лечебно-профилактическим действием. Гидролитические ферменты можно использовать и как самостоятельный продукт в виде капсул или драже, и в качестве добавок к пищевым продуктам.
Данный проект – «Разработка технологий получения биологически активных продуктов из морского сырья методом ферментативного гидролиза» – осуществляется ТИНРО-центром. Для этого предусматривается строительство завода по производству биологически активных препаратов. Источниками финансирования проекта должны выступать как федеральный и краевой бюджеты, так и внебюджетные средства – кредиты, инвестиции, собственные средства учредителей.
Другой проект – «Биотехнология пищевых и кормовых продуктов на основе морских гидробионтов, животного и растительного сырья» – предусматривает использование микроорганизмов (лактобактерий) для получения продуктов с заданными свойствами, обладающими вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью. Проект предполагает строительство цеха по производству молочнокислых продуктов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5