Рефераты. Предпринимательская Тайна






         Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб,  специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона    или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление.

         В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций,  следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.

         В частности, Закон предусматривает возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, сре6ди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;...установление обстоятельств...недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...”. (ст. 3.).


         Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных  электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.


6. КОММЕРЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ.



         Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы. Предпринимательство тесно взаимосвязанно с конкуренцией. Осуществление последней может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилось довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. И не возникало необходимости в более глубоком изучении этого явления. Тем не менее подходы к такому общественному явлению, как шпионаж, в условиях рыночно-конкурентной деятельности резко меняются, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится сталкиваться с этой проблемой. С одной стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве. Цель данного раздела, хотя бы в очень краткой форме, изложить отдельные вопросы, характеризующие понятие шпионажа, его виды и способы осуществления и тем самым оказать практическое содействие лицам, прямо или косвенно причастным к предпринимательской деятельности.

         Термин “шпионаж” (с прилагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”, “научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

         Экономический шпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, для удовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет общеизвестное название “шпион”. В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства:

         1. Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации);

         2. Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты. То, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

         Возникает вопрос о том, как рассматривать промышленный (коммерческий) шпионаж с позиций действующего законодательства . В литературе о промышленном шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать к уголовно-правовой защите.

         В этих целях более подробно рассмотрим признаки, характеризующие промышленный шпионаж. К ним относятся:

-        субъект (кто может заниматься данным видом деятельности);

-        предмет (на что посягается промышленный и иной шпионаж);

-        способ, средство (действия, с помощью которых осуществляется      овладение закрытыми сведениями);

-        адресат (кто выступает заказчиком).

         Субъектами промышленного (коммерческого) шпионажа могут быть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам.

         Анализ зарубежной практики показывает, что у частных служб безопасности, специализирующихся на хищении чужих секретов, имеется значительная по числу клиентура заказчиков и покупателей. Например, в Великобритании одно из частных сыскных агентств, наряду с расследованием фактов о промышленном шпионаже, обеспечением безопасности предприятий и фирм, занимается также добыванием (хищением) информации о конкурентных частных предприятиях. Подобные фирмы не стремятся особо конспирировать, скрывать свою деятельность. Их координаты имеются в специальных справочниках. В настоящее время в странах рыночной экономики действуют сотни и тысячи агентств и десятки тысяч промышленных шпионов.

         Подобные агентства начинают образовываться и действовать и на территории Российской Федерации. Однако резкий рост таких служб следует ожидать только в условиях сформировавшейся рыночно-конкурентной экономики, аналогичной западным странам.

         По вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели. Так, сотрудники общеизвестного АНТа на страницах газет довольно подробно делятся информацией о том, как они занимались внутренней безопасностью своего кооператива. Вначале принимали к себе на работу только тех, кого знали лично и могли им доверять. Расширение штата сотрудников увеличивало опасность утечки информации. Поэтому руководством АНТа принимается решение о создании специального подразделения - департамента по проверке людей, поступавших к ним на работу. На кандидатов заводились досье, в которых концентрировались результаты их изучения и проверок. Проверяемые могли знакомиться с досье на себя. Трудно пока вести речь о том, что любой предприниматель может иметь такие же возможности или создать их. Но подход к защите своих секретов у них был правильный и их опыт может использоваться другими фирмами с учетом своих возможностей и потребностей.

         Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования. бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.