Таким образом, франчайзинг требует от обеих сторон (и от франчайзера и от франчайзи) серьезного отношения к делу. Каждый из них прежде чем начать совместное дело, должен произвести анализ и оценку всех факторов (товар, рынок, цены, издержки, конкуренты), взвесить свои возможности и разработать концепцию вхождения во франчайзинг.
Франчайзинг требует четкого юридического оформления взаимных отношений франчайзера и франчайзи. Оно осуществляется посредством заключения франчайзингового соглашения. Это важнейший документ, и не следует экономить ни времени, ни денег на юридическую и экономическую проработку деталей франчайзингового соглашения. Рублевая экономия на стадии подготовки соглашения может обернуться потом миллионными потерями.
Франчайзинг может стать успешным только при соблюдении принципов равноправного сотрудничества и взаимной выгодности. Ни франчайзер, ни франчайзи не должны искать для себя односторонних преимуществ. Это требование не только деловой этики, но и экономики. Всякая потеря у одной из сторон неизбежно приведет к потерям и у другой стороны. На всех стадиях отношений при подготовке договора, при его заключении и в процессе исполнения сторонам следует опираться на экономические расчеты, соблюдать требования закона и нормы деловой этики.
Содержание договора о франшизе
Важнейшим элементом системы франчайзинга является соглашение о франшизе. Именно оно определяет весь характер и технологию взаимоотношений франчайзера и франчайзи, поэтому, решая вопрос о вступлении в бизнес через франчайзинг, необходимо предельно четко представлять себе какую роль, сыграет конкретное содержание этого документа.
Законодательство ни в России, ни в других странах мира не выделяет соглашение о франшизе в качестве особого вида договоров, таких, как, например, договор купли–продажи, договор аренды, договор подряда и т. д. Юристы обычно рассматривают этот договор как гибридную форму, сочетающую в себе элементы лицензионного соглашения и дистрибьютерского договора.
Несомненно, в нем есть и то, и другое. В то же время содержание соглашения, как правило, существенно шире, поскольку отношения между франчайзером и франчайзи намного разнообразнее. Поэтому более точно суть этого договора выражается в понятии «договор о сотрудничестве".
Согласно действующему в России законодательству любой договор должен иметь обязательные условия:
·предмет договора;
·цена,
·сроки исполнения.
Наряду с этими обязательствами для всякого договора условиями в соглашении о франчайзинге предусматривается целый ряд дополнительных условий, устанавливающих и конкретизирующих формы сотрудничества франчайзера и франчайзи.
Включение или невключение в договор этих дополнительных условий и их конкретное содержание с юридической точки зрения целиком зависит от воли сторон, то есть потенциальных франчайзера и франчайзи. Сам предмет договора требует, чтобы целый ряд аспектов не оказался упущенным, а получил в нем то или иное отражение. Поэтому, приступая к составлению соглашения, стороны должны четко уяснить себе, о чем они хотят договориться и что будет являться предметом их договора. Этим будут предопределены все остальные положения, которые будут включены затем в окончательный текст соглашения.
Что же является предметом соглашения о франшизе?
Во всех случаях им является право на использование имени, регуляции и способов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и зарекомендовавших себя на рынке.
Это может быть право на обслуживание клиентов с использованием рекламы и торговой марки фирмы–франчайзера (как, например, в системе кафе МакДональдс или в системе фирменных магазинов ADIDAS Sport. Это может быть право на продажу товаров определенного вида (как, например, в автомобильной промышленности США, где дилеры часто выступают в роли франчайзи). Это, наконец, может быть право на производство товаров особой конструкции и/или технологии, разработанными фирмой–франчайзером.
Какими бы ни были различные сферы бизнеса, ведущегося на условиях франчайзинга, предметом соглашения всегда является передача прав и возможностей эффективного ведения бизнеса, которыми располагает франчайзер и которые отсутствуют у франчайзи.
Может возникнуть вопрос: почему же франчайзи не заимствуют эти возможности (технологию, рекламные вывески, методы организации и управления), просто изучив их методом наблюдения и не прибегая к заключению договора? Почему сотни тысяч предпринимателей соглашаются платить за право пользования системой франчайзера даже в тех нередких случаях, когда они знают ее во всех деталях?
Ответ на эти вопросы дает понятие ,,промышленная собственность". Оно охватывает широкий круг объектов: изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, опытные модели, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товаров. Именно потому, что они защищены и в случае неправомерного заимствования права собственности на эти объекты его можно защитить в судебном порядке, потенциальные франчайзи вынуждены заключать договор и получать права пользования соответствующими объектами промышленной собственности за плату.
Таким образом, заключая договор о франшизе, нужно прежде всего определить, какой именно объект промышленной собственности будет передан от франчайзера к франчайзи и действительно ли он защищен от несанкционированного использования и может быть предметом продажи.
Это не простой вопрос, и здесь, как правило, требуется консультация юриста. Ведь каждый объект промышленной собственности имеет свое специфическое правовое значение и свои способы защиты. Так например, очень надежно защищены права на изобретения, промышленные модели, промышленные образцы. В Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. детально определены критерии охраноспособности изобретений полезных моделей промышленных образцов, способы и процедуры признания их охраноспособности Патентным ведомством россии, права и обязанности авторов и патентообладателей и авторов. То же можно сказать и о защите прав на товарные знаки, поскольку закон о товарных знаках от 23 сентября 1992 г. содержит подробную регламентацию отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Напротив, объекты промышленной собственности в виде секретов производства (так называемые «ноу–хау») защищены весьма слабо. Пожалуй, единственным специальным нормативным актом по этому вопросу является постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Правда, существуют примерные формы договоров на покупку–продажу патентных лицензий, беспатентных лицензий, которыми можно воспользоваться как прототипами при составлении франшизного соглашения, но интересы каждой из сторон будут более надежно защищены, если в подготовке соглашения будет использована помощь опытного юриста. Следует обратить особое внимание на такой аспект предмета соглашения, как исключительность передаваемых франшизопользователю прав. В соглашении должно быть четко определено, будут ли передаваемые франчайзером права исключительными и, если это предусматривается, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Может быть также предоставлена возможность не только пользоваться передаваемыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это значит, что франчайзи, купивший лицензию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.
Специфика предмета договора в отношениях франчайзинга обуславливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи является достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста договора в приложение (которое, разумеется, должно быть неотъемлемой составной частью договора).
Самостоятельный блок условий соглашения о франшизе—обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяются предметом договора. Основное из них—плата за пользование лицензией. Здесь же нужно отметить, что способы установления платы могут быть весьма различными. Обычно они включают в себя единовременный вступительный ВЗНОС, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Могут быть установлены и дополнительные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу. Но не исключено, что фирма–франчайзер ограничит платежи со стороны франчайзи по некоторым видам соглашений на определенном этапе развития только единовременной оплаты поставляемого оборудования и материалов.
Из специфики предмета соглашения о франшизе следует также предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой системы в целом. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы.
Как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные договоры всех видов: о сроках действия договора, ответственности сторон, правопреемстве, способах разрешения споров.
Одна из сложнейших задач франчайзера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и исполнении оговоренных в нем обязательств—это поддержание корректного уровня контроля над деятельностью франчайзи так чтобы контроль этот не был чрезмерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия–франчайзи о компенсации или жалобы о нанесенном ущербе от третьего лица, которое понесло убыток во франчайзированном предприятии. Лица, подающие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за деятельность и оплошности своих франчайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера над деятельностью франчайзи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12