Рефераты. Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурой сфере






Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограни­чено во времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, например, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого пред­принимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокраще­нием прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предпри­ятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая ма­лый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального на­копления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать законо мерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались слу­чаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоя­щие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс погло­щения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприя­тия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных тор­говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме.

_________________

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, создан­ных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перере­гистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числивших­ся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существен­ный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в соци альном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприя­тия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.


Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства.  Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нор­мальному развитию российского малого предпринимательства.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отра­жение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увели­чилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслу­живании произошло абсолютное сокращение числа малых предприя­тий (-18,7 и -5,6°о).

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая россий­ским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стаби­лизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедле­нием темпов роста количества МП , но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП нача­ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор­мальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя­тельно приспосабливаться к сложностям рынка.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенден­ций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государ­ственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в под­держке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне­са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрез­вычайно важно также расширение инновационной и научной деятель­ности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четверто­му этапу по-настоящему рыночного развития российского малого пред­принимательства.




1.2. Понятие малого предприятия.

Малые предприятия — это не организационно-правовая фор­ма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются чис-ленность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в ус­тавном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совме­стительству. К малому бизнесу относятся предприятия с чис­ленностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслу­живании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.


































1.3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ.

 

Организационно-правовая форма МП устанавливается в со­ответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных об­ществ, государственных (муниципальных) предприятий.

МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельно­стью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, рас­поряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании ус­тава, где определены организационно-правовая форма предпри­ятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образо­вания имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизи­руется), условия реоганизации и прекращения деятельности и др.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйствен­ной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;

выделение малых предприятий из крупных путем демонопо­лизации, разукрупнения и приватизации;

создание новых малых предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобра­зования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах де­ятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблаго­приятной общей экономической ситуацией.












1.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике.


Значение малого бизнеса в рыночной экономике,очень велико. Без

 малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП.

 Поэтому абссолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса.

  В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн.  Этот малый бизнес,  например,только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

  Но дело не только в этом...  Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

  Существенный вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды,  что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение.

  Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

  Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Всеэти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

  Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

  Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной  экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например,  в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок  ежегодно.

  В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе  стоит  Администрация по делам малого бизнеса.  В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -  поддержка  малого  бизнеса  на государственном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.