Лекция № 1
Введение.
1. Основные направления и задачи научно-технического прогресса в торговле. 2. Классификация торгового оборудования. Требования работников торговли к современной торговой технике. 3. Предмет "Техническое оснащение и охрана труда в отрасли".
Его значение для подготовки специалиста. Цели, задачи и объекты
изучения.
1. Основные направления и задачи научно-технического прогресса в торговле.
НТП – это широкое и планомерное внедрение достижений науки и техники на предприятиях розничной и оптовой торговли с целью улучшения экономических и социальных результатов торговли.
Экономическое значение НТП: повышение производительности труда; сокращение числа работников; сокращение издержек по заработной плате.; увеличение товарооборота; повышение прибыли предприятия; сокращения транспортных простоев; сокращение товарных потерь и потерь по таре; повышение респектабельности предприятия.
Социальное значение НТП: снижается утомляемость работников; снижается производственный травматизм; повышается привлекательность профессии; улучшается организация торгово-технологического процесса; увеличивается быстрота и качество обслуживания.
Основные направления НТП.
1. Совершенствование торговой сети.
2. Механизация тяжелых и трудоемких процессов.
3. Внедрение прогрессивных форм продажи товаров.
Задачи НТП
1. Модернизация действующего оборудования.
2. Снятие с эксплуатации устаревших моделей оборудования.
3. Внедрение нового оборудования.
2. Классификация торгового оборудования. Требования работников торговли к современной торговой технике.
Для систематизации технологического процесса, начиная от доставки, приемки, нарезки, фасовки, упаковки, хранения, и кончая расчетом с покупателями, торговое оборудование классифицируется по ряду обобщающих признаков:
. по функциональному назначению (весоизмерительное, холодильное и другое оборудование);
. по характеру воздействия на обрабатываемый продукт (в холодильном оборудовании для хранения охлажденных или замороженных продуктов);
. по структуре рабочего цикла (машины для периодического или непрерывного действия);
. по степени автоматизации (машины неавтоматического или автоматического действия);
. по виду используемой энергии (ручной привод, электрический и др.)
. по степени универсальности (специализированное оборудование для выполнения одной операции технологического процесса или универсальное для выполнения нескольких операций);
По функциональному назначению торгово-технологическое оборудование согласно торговому процессу следует классифицировать на группы:
. оборудование для доставки товаров в магазин;
. оборудование для разгрузки и перемещения товаров в магазине;
. оборудование для приемки товаров по весу;
. оборудование для хранения товаров;
. оборудование для нарезки, фасовки и упаковки товаров;
. оборудование для выкладки, показа и продажи товаров;
. оборудование для взвешивания товаров на рабочем месте продавца;
. оборудование для расчета с покупателями.
3. Предмет "Техническое оснащение и охрана труда в отрасли". Его значение для подготовки специалиста. Цели, задачи и объекты изучения.
При изучении дисциплины студенты должны овладеть теоретическими знаниями, умениями и навыками практической работы.
Дисциплина рассматривает классификацию и характеристику важнейших видов торгового оборудования, используемых в магазинах, фирмах и других торговых организациях, а также их устройство, принципы действия.
Предмет знакомит студентов с новыми основами законодательства РФ по охране труда, организацией работы по обеспечению техники безопасности, методами и устройствами, применяемыми для создания нормальных условий труда на торговых предприятиях, а также с экологической безопасностью, мероприятиями по предупреждению травматизма и мерами первой помощи при несчастных случаях. В конце курса излагаются основы противопожарной защиты торговых объектов.
В результате изучения дисциплины студент должен знать: классификацию оборудования; характеристику отдельных групп оборудования; их назначение, особенности устройства, критерии выбора; организацию оснащения и технического обслуживания оборудования в торговых организациях; правовые и организационные основы охраны труда; технику безопасности при эксплуатации торгово-технологического оборудования; пожарную безопасность.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: подбирать для торговых предприятий необходимое количество и тип оборудования; эксплуатировать различные типы оборудования и средства тушения пожаров, обеспечивать безопасные условия труда; оформлять различные документы по приему, техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Полученные теоретические знания необходимо увязывать с практической деятельностью предприятий торговли.
Лекция № 2
Тема: Мебель, торговый инвентарь, тара-оборудование.
1. Значение и классификация мебели в торговле.
2. Требования, предъявляемые к торговой мебели.
3. Мебель торговых залов магазинов, ее типы, назначение, особенности устройства и применения.
4. Мебель подсобных помещений и складов, ее типы, назначение,
Особенности устройства и применения.
Важная роль в рациональной организации торгово-оперативного процесса в магазине принадлежит торговой мебели. К ней относят: горки, прилавки, витрины, вешала, тара-оборудование и другие изделия, необходимые для выполнения торговых операций приема, подготовки товаров к продаже, выкладки и продажи товаров.
Классифицируют мебель по следующим признакам:
|ПРИЗНАКИ |ГРУППЫ | | |для приемки товаров | |1. По назначению |для хранения товаров | | |для подготовки товаров к продаже | | |для выкладки и показа товаров | | |для продажи товаров | | |для расчета с покупателями | | |для обслуживания покупателей | |2. По месту использования|в торговых залах магазинов | | |в помещениях для приема и хранения товаров | | |в помещениях для подготовки и фасовки | | |товаров | | |в подсобных помещениях | |3. По способу установки |пристенная | | |островная | | |навесная | |4. По товарному профилю |специализированная | | |универсальная | |5. По методу продажи |традиционный (через продавца) | |товаров |самообслуживание | |6. По материалу |из древесины | |изготовления |из металла | | |из пластмассы | | |комбинированный | |7. По конструкции |неразборная | | |сборно-разборная | | |складная (модульная) | |8. По комплектности |штучные | | |наборы | |По характеру производства |экспериментальный | | |серийный | | |массовый |
Для того, чтобы мебель отвечала задачам рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине, а также высокому уровню культуры обслуживания покупателей, она должна соответствовать ряду требований:
| | | |ТРЕБОВАНИЯ |ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |Технико – |Определяют практическую пригодность мебели к | |эксплуатационные |эксплуатации, удобства пользования ею. К | | |основным эксплуатационным требованиям | | |относятся: прочность, устойчивость, | | |разборность, подвижность, достаточная | | |вместимость, соответствие товарному | | |ассортименту, форме продажи товаров и лр. | |Эргономические |Указывают соответствие размеров мебели (длина, | | |ширина, высота) и ее деталей среднему росту и | | |пропорциям тела человека. Это обеспечивает | | |свободный доступ к товарам, хороший показ и | | |минимальную утомляемость работника. | |Экономические |Сводятся к созданию недорогой мебели. Поэтому | | |мебель изготовляют простой и облегченной | | |конструкции, из недорогого материала, | | |индустриальными методами производства. Снижению| | |стоимости мебели способствуют также ее | | |надежность, долговечность, возможность легкого | | |и быстрого ремонта. | |Эстетические |Характеризуют роль мебели в улучшении показа | | |товаров и украшении помещений торговых залов | | |магазинов. Красивый внешний вид мебели придают | | |простота формы, изящество и четкость линий, | | |использование современных материалов и высокое | | |качество декоративной отделки. | |Санитарно – |Предусматривают стойкость мебели к химическим и| |гигиенические |механическим воздействиям, легкость ухода за | | |ней. Мебель изготовляют с гладкой, ровной | | |поверхностью, без лишних углублений, зазоров и | | |выступов. | | |Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с | | |пищевыми продуктами, должны изготовляться из | | |материалов, допущенных к применению в | | |продовольственном машиностроении. |
Мебель торговых залов продовольственных магазинов:
1. Прилавки.
2. Горки.
3. Витрины.
4. Стенды.
5. Кассовая кабина.
6. Шкафы для хлеба.
7. Тара-оборудование.
8. Столы для упаковки товара.
Мебель торговых залов магазинов непродовольственных товаров:
6. Столы для упаковки товара.
7. Вешала.
8. Банкетки для примерки обуви.
9. Примерочные кабины.
10. Подставки для крупногабаритных товаров.
Характеристика:
Прилавки - предназначены для продажи товаров.
Виды прилавков:
. обыкновенный
. прилавок – витрина
. прилавок под кассу
. тумбочка для выписки чеков
. прилавок для хранения сумок покупателей
Основные узлы: вертикальные стойки, столешница, полки для сумок покупателей, могут быть шкафы с распашными и раздвижными дверцами, либо полки, либо выдвижные ящики
Прилавок-витрина: конструкция аналогична, кроме верхней части, которая застеклена.
Прилавок под кассу: столешница имеет боковые ограждения и имеется полка для запаса кассовых лент.
Прилавок-тумбочка для выписывания чеков – в верхней части имеется выдвижной ящик для хранения документов, печатей.
Прилавок для сумок – разделен на секции: вертикальные и горизонтальные перегородки и имеет большую высоту.
Горка. Предназначена для выкладки, показа и хранения товара.
Основные узлы: вертикальные стойки, рама, задняя стена, стяжки, каркас, приспособления для выкладки товаров.
Приспособления для выкладки товаров:
1. Полки: прямые и наклонные, сплошные и решетчатые, без ограждений или с боковыми ограждениями.
Страницы: 1, 2