Рефераты. лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина






лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина

Лекция №1

Введение, содержание и методология дисциплины.

План лекции:
1. Теоретические аспекты курса.
2. Цель и задачи курса в условиях рыночной экономики.
3. Содержание дисциплины и её связь с другими науками.
4. Основные принципы товароведения и их характеристики.
I Теоретические аспекты курса.

Основные теоретические понятия: рынок, функции рынка и его структура; определение товара, продукции, услуги.

Состояние экономики обеспечивает осуществление процесса включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Элементом товарного хозяйства является товарный рынок.

1. Рынок есть система многообразных экономических отношений возникающих в процессе производства, распределения, обмена, основанная на двух основных принципах:

1) Свобода экономической деятельности.

2) Свобода предпринимательства.

Состав единого рынка. сектора: социальный информационный экономической инф. технической инф.

1. Товарный рынок.

Современный товарный рынок включает в себя: рынок товаров и услуг и рынок средств производства. Он распространяет своё действие на потребительские (продовольственные и промышленные) товары и услуги, в том числе услуги предприятий сферы сервиса.

Рынок средств производства начал формироваться в экономике недавно, этот огромный по масштабам и стоимости рынок состоит из двух частей:

1) Орудия труда в виде производственных зданий, сооружений, аппаратуры и т.д.

2) Предметы труда в виде сырья, материалов, полуфабрикатов из которых посредством орудий труда появляется конечный продукт производства.

2. Рынок капитала.

Рынок финансов по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, чтобы получить определённую прибыль. В России быстрыми темпами развивается рынок ценных бумаг – особый вид денежных документов обладающих выраженной в денежных еденицах стоимостью. К ценным бумагам относятся сертификаты, акции, векселя и т.д. Рынок инвестиций и ценных бумаг являются частью экономики, он призван обслуживать товарный рынок и формировать на рыночной основе товарно-денежные отношения.

3. Рынок труда.

Рынок труда является единственным ценителем рабочей силы. Он побуждает работника компании (фирмы) повышать свой квалификационный уровень, повышать качество своего труда, совершенствовать его, стремясь не попасть в число безработных. Результатом этого является свойственная экономике более высокая эффективность труда.

2. Продукция – это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека. Продукции присущи две основные характеристики:

1) Продукция должна быть произведена.

2) Она должна удовлетворять чьим-либо потребностям.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли- продажи.

3. Товар – это материальная продукция предназначенная для купли- продажи, то есть под товаром подразумевается продукт труда предназначенный для обмена.

4. Услуга – представляет собой полезное действие или выгоду потребительской стоимости товара получаемую взамен выгоды или ценностей необходимых продавцу или производителю услуги.

Классификация услуг по Ловелоку.
|Основные классы услуг |Сфера услуг |
|1. Осязаемые действия направленные |Услуги спортивных заведений, |
|на тело человека. |парикмахерские, здравоохранение и |
| |т.д. |
|2. Осязаемые действия направленные |Все виды ремонтных работ, химчистка,|
|на товары и другие физические |мойка машин, СТО и т.д. |
|объекты. | |
|3. Неосязаемые действия направленные|Образование, наука, культурные |
|на сознание человека. |заведения и т.д. |
|4. Неосязаемые действия с |Банки, страхование, реклама, |
|неосязаемыми активами |торговля недвижимостью и т.д. |

Отличие услуг от товара: неосязаемость

неразрывность индивидуальный характер услуги производства от потребления изменчивость качества

5. Товароведение – это наука о характеристиках товара, определяющих их потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик.
Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

II Цель и задачи товароведения.

Задачи товароведения:
1. Управление ассортиментом товаров.
2. Оценка качества товаров (в том числе новых отечественных и импортных).
3. Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его научные основы.
4. Систематизация товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования.
Цель товароведения заключается в изучении основополагающих характеристик товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на всех этапах товародвижения.

III Содержание дисциплины и её связь с другими науками.

Эта наука включает в себя два раздела:
1. Общая часть.
2. Частное товароведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения.
Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы т.д.

Схема анализа данного раздела:
1. Понятие о товарной группе или виде товаров.
2. Краткая характеристика потребительских свойств товара (надёжность, назначение).
3. Частная классификация ассортимента.
4. Факторы формирующие качество и факторы влияющие на сохранность, хранение и подготовку товара к реализации.

1. Математика, статистика, математическое моделирование и т.д.
2. Химия, биология, физика, микробиология и т.д.
3. Стандартизация, сертификация и т.д.
4. Коммерция, организация и технология коммерческой деятельности, маркетинг и т.д.
5. Организация производства, экономика предприятия, бухгалтерский учёт и т.д.

IV Основные принципы товароведения и их характеристики.

1. Первый принцип товароведения – безопасность. Это принцип который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей
(данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).

2. Принцип эффективности – заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуотации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.

3. Принцип совместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий.

4. Взаимозаменяемость – это принцип, определяемый пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.

5. Систематизация – это принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодирование товаров.

Тест к лекции №1.

1. Что является предметом дисциплины товароведение, экспертиза и стандартизация? а) Товар б) Товарный рынок в) Потребительные стоимости товаров г) Все ответы верны

2. Какое определение товара правильное? а) это часть товарного обеспечения представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства к потребителю. б) Это материальная продукция предназначенная для купли-продажи.

3. Что подразумевается под следующим определением: "это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения потребности"? а) товар б) продукция в) услуги

4. В состав какого элемента из перечисленных ниже рынков входит рынок средств производства? а) товарного б) рынка труда в) рынка финансов

5. Что подразумевается под принципом совместимости? а) отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей б) пригодность товаров к совместному использованию в) пригодность одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.

Лекция №2

Классификация и функционирование предприятий торговли.

План лекции:
1. Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли.
2. Торговые услуги, их характеристики.
3. Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли.
4. Специализация и типизация магазинов.

I Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли.
Торговое предприятие – это основное звено сферы обращения обладющее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителю и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке.
Особенность торговых предприятий: с позиции общесистемного подхода особенностью торгового предприятия как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы.

Классификация предприятий торговли:
|Виды и |Формы обслуживания |Признак типа |Функциональные |
|особенности |покупателей |зданий |особенности |
|устройства |применяемые на |предприятий |предприятий |
|предприятий |предприятиях торговли |торговли |торговли |
|торговли | | | |
|1. Магазины |1. Самообслуживание |1. Отдельно |1. Стационарные |
|2. |2. Продажа товаров по |стоящие |2. Передвижные |
|Магазины-скла|предварительным |2. |3. Сезонные |
|ды |заказам |Встроенно-пристро| |
|3. Павильоны |3. Индивидуальное |енные | |
| |обслуживание |3. Торговые | |
| |4. Продажа товаров с |комплексы | |
| |открытой выкладкой | | |
| |5. продажа по образцам| | |

1.Виды и особенности предприятий торговли:

1) Магазины. Составляют приблизительно 90 % розничной сети. Они располагают набором помещений и оборудования, необходимых для выполнения торгово-технологических процессов.

2) Магазины-склады. Осуществляют торговлю строительными материалами и хозяйственными товарами. Имеют помещения для товарных образцов и так же имеют благоустроенные площадки.

3) Павильоны. Представляют собой сооружения лёгкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети.

2. Формы обслуживания.
Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя.

1) Самообслуживание. Покупатели самостоятельно выбирают товары и доставляют к единому узлу расчета. Исключения составляют электроприборы, ювелирные изделия.

2) Продажа товаров по предварительным заказам, т.е. покупатель заказывает необходимые товары и получает их в обусловленное время по месту работы или на дому.

3) Индивидуальное обслуживание – это обслуживание покупателей через прилавок.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.