Лекция №1
Введение, содержание и методология дисциплины.
План лекции: 1. Теоретические аспекты курса. 2. Цель и задачи курса в условиях рыночной экономики. 3. Содержание дисциплины и её связь с другими науками. 4. Основные принципы товароведения и их характеристики. I Теоретические аспекты курса.
Основные теоретические понятия: рынок, функции рынка и его структура; определение товара, продукции, услуги.
Состояние экономики обеспечивает осуществление процесса включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Элементом товарного хозяйства является товарный рынок.
1. Рынок есть система многообразных экономических отношений возникающих в процессе производства, распределения, обмена, основанная на двух основных принципах:
1) Свобода экономической деятельности.
2) Свобода предпринимательства.
Состав единого рынка. сектора: социальный информационный экономической инф. технической инф.
1. Товарный рынок.
Современный товарный рынок включает в себя: рынок товаров и услуг и рынок средств производства. Он распространяет своё действие на потребительские (продовольственные и промышленные) товары и услуги, в том числе услуги предприятий сферы сервиса.
Рынок средств производства начал формироваться в экономике недавно, этот огромный по масштабам и стоимости рынок состоит из двух частей:
1) Орудия труда в виде производственных зданий, сооружений, аппаратуры и т.д.
2) Предметы труда в виде сырья, материалов, полуфабрикатов из которых посредством орудий труда появляется конечный продукт производства.
2. Рынок капитала.
Рынок финансов по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, чтобы получить определённую прибыль. В России быстрыми темпами развивается рынок ценных бумаг – особый вид денежных документов обладающих выраженной в денежных еденицах стоимостью. К ценным бумагам относятся сертификаты, акции, векселя и т.д. Рынок инвестиций и ценных бумаг являются частью экономики, он призван обслуживать товарный рынок и формировать на рыночной основе товарно-денежные отношения.
3. Рынок труда.
Рынок труда является единственным ценителем рабочей силы. Он побуждает работника компании (фирмы) повышать свой квалификационный уровень, повышать качество своего труда, совершенствовать его, стремясь не попасть в число безработных. Результатом этого является свойственная экономике более высокая эффективность труда.
2. Продукция – это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека. Продукции присущи две основные характеристики:
1) Продукция должна быть произведена.
2) Она должна удовлетворять чьим-либо потребностям.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли- продажи.
3. Товар – это материальная продукция предназначенная для купли- продажи, то есть под товаром подразумевается продукт труда предназначенный для обмена.
4. Услуга – представляет собой полезное действие или выгоду потребительской стоимости товара получаемую взамен выгоды или ценностей необходимых продавцу или производителю услуги.
Классификация услуг по Ловелоку. |Основные классы услуг |Сфера услуг | |1. Осязаемые действия направленные |Услуги спортивных заведений, | |на тело человека. |парикмахерские, здравоохранение и | | |т.д. | |2. Осязаемые действия направленные |Все виды ремонтных работ, химчистка,| |на товары и другие физические |мойка машин, СТО и т.д. | |объекты. | | |3. Неосязаемые действия направленные|Образование, наука, культурные | |на сознание человека. |заведения и т.д. | |4. Неосязаемые действия с |Банки, страхование, реклама, | |неосязаемыми активами |торговля недвижимостью и т.д. |
Отличие услуг от товара: неосязаемость
неразрывность индивидуальный характер услуги производства от потребления изменчивость качества
5. Товароведение – это наука о характеристиках товара, определяющих их потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
II Цель и задачи товароведения.
Задачи товароведения: 1. Управление ассортиментом товаров. 2. Оценка качества товаров (в том числе новых отечественных и импортных). 3. Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его научные основы. 4. Систематизация товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования. Цель товароведения заключается в изучении основополагающих характеристик товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на всех этапах товародвижения.
III Содержание дисциплины и её связь с другими науками.
Эта наука включает в себя два раздела: 1. Общая часть. 2. Частное товароведение.
В общей части рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы т.д.
Схема анализа данного раздела: 1. Понятие о товарной группе или виде товаров. 2. Краткая характеристика потребительских свойств товара (надёжность, назначение). 3. Частная классификация ассортимента. 4. Факторы формирующие качество и факторы влияющие на сохранность, хранение и подготовку товара к реализации.
1. Математика, статистика, математическое моделирование и т.д. 2. Химия, биология, физика, микробиология и т.д. 3. Стандартизация, сертификация и т.д. 4. Коммерция, организация и технология коммерческой деятельности, маркетинг и т.д. 5. Организация производства, экономика предприятия, бухгалтерский учёт и т.д.
IV Основные принципы товароведения и их характеристики.
1. Первый принцип товароведения – безопасность. Это принцип который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).
2. Принцип эффективности – заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуотации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.
3. Принцип совместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий.
4. Взаимозаменяемость – это принцип, определяемый пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.
5. Систематизация – это принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодирование товаров.
Тест к лекции №1.
1. Что является предметом дисциплины товароведение, экспертиза и стандартизация? а) Товар б) Товарный рынок в) Потребительные стоимости товаров г) Все ответы верны
2. Какое определение товара правильное? а) это часть товарного обеспечения представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства к потребителю. б) Это материальная продукция предназначенная для купли-продажи.
3. Что подразумевается под следующим определением: "это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения потребности"? а) товар б) продукция в) услуги
4. В состав какого элемента из перечисленных ниже рынков входит рынок средств производства? а) товарного б) рынка труда в) рынка финансов
5. Что подразумевается под принципом совместимости? а) отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей б) пригодность товаров к совместному использованию в) пригодность одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.
Лекция №2
Классификация и функционирование предприятий торговли.
План лекции: 1. Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли. 2. Торговые услуги, их характеристики. 3. Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли. 4. Специализация и типизация магазинов.
I Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли. Торговое предприятие – это основное звено сферы обращения обладющее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителю и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке. Особенность торговых предприятий: с позиции общесистемного подхода особенностью торгового предприятия как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы.
Классификация предприятий торговли: |Виды и |Формы обслуживания |Признак типа |Функциональные | |особенности |покупателей |зданий |особенности | |устройства |применяемые на |предприятий |предприятий | |предприятий |предприятиях торговли |торговли |торговли | |торговли | | | | |1. Магазины |1. Самообслуживание |1. Отдельно |1. Стационарные | |2. |2. Продажа товаров по |стоящие |2. Передвижные | |Магазины-скла|предварительным |2. |3. Сезонные | |ды |заказам |Встроенно-пристро| | |3. Павильоны |3. Индивидуальное |енные | | | |обслуживание |3. Торговые | | | |4. Продажа товаров с |комплексы | | | |открытой выкладкой | | | | |5. продажа по образцам| | |
1.Виды и особенности предприятий торговли:
1) Магазины. Составляют приблизительно 90 % розничной сети. Они располагают набором помещений и оборудования, необходимых для выполнения торгово-технологических процессов.
2) Магазины-склады. Осуществляют торговлю строительными материалами и хозяйственными товарами. Имеют помещения для товарных образцов и так же имеют благоустроенные площадки.
3) Павильоны. Представляют собой сооружения лёгкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети.
2. Формы обслуживания. Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя.
1) Самообслуживание. Покупатели самостоятельно выбирают товары и доставляют к единому узлу расчета. Исключения составляют электроприборы, ювелирные изделия.
2) Продажа товаров по предварительным заказам, т.е. покупатель заказывает необходимые товары и получает их в обусловленное время по месту работы или на дому.
3) Индивидуальное обслуживание – это обслуживание покупателей через прилавок.
Страницы: 1, 2, 3