Рефераты. Государственное регулирование деятельности малого бизнеса






Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

 

Экономический факультет

Кафедра “Политической экономии”

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 





 

 

“Государственное регулирование деятельности малого бизнеса”.

 








Подготовлена студентом 205 гр.

Ламыкиным И.А.



Руководитель курсовой работы

доц. Сорокин А.В.









Москва 1999



План работы.


Введение


Глава 1.  Характерные черты малого предпринимательства


-         сфера деятельности малого бизнеса в экономике России

-         система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства

Глава 2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства


-         фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения

-         проблемы развития малого бизнеса в России


Список литературы





























Введение.


     Актуальность темы курсовой работы “Государственное регулирование деятельности малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

     Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

     Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки МП как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.

     Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки МП.

     Предметом исследования курсовой работы является:

·        определение критериев малых форм хозяйствования - МП - и направления их развития в современной рыночной экономике;

·        2. поиск места МП в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;

·        3. взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП;

     Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и списка использованной отечественной и зарубежной литературы.

Глава 1. Характерные черты малого предпринимательства

Сфера деятельности малого бизнеса в экономике России


Характерными чертами малого и среднего предпринимательства является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течении пять лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике.

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.  Они могут  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для самостоятельного  анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.       Малые предприятия:

промышленность – 100 человек;

строительство – 60 человек;

транспорт – 100 человек;

сельское хозяйство – 60 человек;

научно-техническая сфера – 60 человек;

оптовая торговля – 50 человек;

розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек

По данным Госкомстата России, доля продукции, произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП (для сравнения: в США – 60% на начало 90-х). Число зарегистрированных предприятий с численностью до 200 человек составляет примерно 1 млн. (с учетом кризиса 17 августа 1998 года кол-во рентабельных предприятий несомненно сократилось). Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т.п. оценивается в 20 млн. человек, что составляет почти треть экономически активного населения страны.

Однако, необходимо заметить, что реальные данные о реально функционирующих предприятиях собрать очень сложно, так как:

·          существует большое число неучтенных предприятий, которые нигде официально не зарегистрированы и не имеют расчетного счета в банке. Причем, это совсем не обязательно криминальные структуры – это, так называемые, полутеневые предприятия, которые при создании благоприятных условий, готовы вступить в легальную сферу;

·          осложнен учет финансовой деятельности официально зарегистрированных предприятий из-за сокрытия доходов с целью ухода от налогов;

·          значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются;

·          наличие нестабильной экономической обстановки в стране (скорее, этот пункт можно считать подведением итогов под вышесказанным).

По мере  развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и   корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно  для  открытия такого предприятия  достаточно  лишь  получить  лицензию  от местных властей и зарегистрировать торговое имя.  Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна  для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций,  например в США,  98%  - небольшие  семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения,  нередко бывают случаи, когда корпорацией  владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40 %  из  них  просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда  выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит  основателей  фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой.  Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы.  Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства  малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном  увеличении  числа  предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то,  что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех  моделях  развития  мелкого предпринимательства:

·          консервация масштабов деятельности с последующим  сохранением статус-кво;

·          медленное расширение деловой активности;

·          быстрое  развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

     По данным опроса владельцев малых предприятий (МП) в Германии 55 %  не планируют расширение, 35 % разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10 %  - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что  говорит  о  стремлении  к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.