На практике часто встречаются случаи, когда о создании СОГ по конкретному уголовному делу руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов и органов прокуратуры выносят дублирующие друг друга документы. Так, к уголовному делу приобщается постановление прокурора о создании следственно оперативной группы с включением в группу помимо следователей прокуратуры сотрудников милиции. При этом в ряде случаев проведение следственных действий поручается не только следователю, но и оперативным сотрудникам, включенным в СОГ. В деле оперативного учета имеются приказ начальника службы криминальной милиции о создании СОГ и утвержденный им же план проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий. При этом подчас следователь, не имея доступа к делу оперативного учета, не знает о конкретных оперативных сотрудниках, на которых возложена обязанность оперативного сопровождения расследования преступления, и проводимых ими оперативно розыскных мероприятиях. Данное обстоятельство негативно влияет на результаты следствия.
В связи с этим представляется более целесообразным издание по конкретному уголовному делу прокурором, осуществляющим надзор за следствием, и начальником органа, осуществляющего ОРД, совместного приказа о создании следственно-оперативной группы с указанием конкретных сотрудников, включенных в СОГ. В дальнейшем прокурором может быть вынесено постановление о создании СОГ, которое приобщается к уголовному делу. Более эффективной формой планирования представляется подготовка совместного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по конкретному уголовному делу, утверждаемого прокурором и начальником органа, осуществляющего ОРД.
Следует отметить, что законодательное закрепление функционирования следственно-оперативных групп имеет своих противников. Так, Ларин А.М. указывает, что о следственно-оперативных группах, имея в виду следователей и сотрудников органа дознания, более или менее продолжительное время работающих по одному делу, можно говорить как об организационной, но не процессуальной стороне совместной деятельности ибо и в этих условиях следователь не вступает в процессуальные отношения с отдельными сотрудниками органа дознания, не осуществляет непосредственное руководство их действиями. Иное дезорганизовало бы работу органа дознания, привело бы к снижению ответственности начальника органа дознания за исполнение поручений следователя. Между тем начальник органа дознания не только полностью отвечает за деятельность подчиненных оперативных сотрудников, но и располагает такими оперативными возможностями, каких нет ни у одного из его подчиненных, ни у следователя. Только в случаях, когда требуется содействие при производстве отдельного следственного действия, выделенные начальником органа дознания сотрудники поступают в непосредственное процессуальное подчинение следователя.
Несмотря на отсутствие законодательной регламентации и существующие в теории уголовного процесса различные точки зрения по данному поводу, на практике деятельность следственно-оперативных групп при расследовании умышленных убийств и других особо тяжких преступлений является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователя прокуратуры и сотрудников оперативно-розыскных подразделений.
В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:
1. Постоянно действующие или специально создаваемые для организации дежурства, направляемые для осмотра места происшествия и раскрытия преступления по горячим следам в течение суток.
2. Создаваемые на определенный, более длительный, период времени для выполнения конкретной задачи (например, для реализации данных, полученных оперативно-розыскным путем, по конкретному проверочному материалу, уголовному делу), в период возбуждения уголовных дел и проведения по ним неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования.
3. Создаваемые для раскрытия и расследования преступлений в течение всего производства по конкретному уголовному делу — от момента его возбуждения до окончания расследования.
4. Постоянно действующие, специализирующиеся на раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений.
5. Межрегиональные.[13]
Что же подразумевается под понятием следственно-оперативная группа?
Следственно-оперативная группа — это организационно-тактическая форма совместной деятельности по раскрытию преступления, ее создание и функционирование предусматриваются ведомственными нормативными актами. Основные положения таких актов, регламентирующие процессуальные взаимоотношения следователей и работников органов дознания, основаны на уголовно-процессуальном законе (ст. 38 УПК), который предусматривает право следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, оказании содействия при производстве следственных действий и т.п.. Основные организационные моменты сводятся к следующему:
— создание СОГ допускается при необходимости раскрытия, как правило, тяжких и особо тяжких преступлений;
— создание СОГ возможно для решения более узких задач (например, широкомасштабного осмотра места происшествия, проведения серии параллельных обысков);
— согласно п. 4.3.1 приказа МВД России № 334 (1996 г.) СОГ создается совместным решением руководителей следственного подразделения и органа дознания и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел; если СОГ создается постановлением прокурора, то такое решение согласуется с начальником ОВД;
— руководителем СОГ назначается следователь, который принимает дело к своему производству.
Деятельность следственно-оперативных групп должна происходить в уголовно-процессуальных рамках и подчиняться определенным общим условиям, характеризующим групповое расследование. Среди них можно обозначить следующие:
1. Законность, обоснованность и своевременность создания группы. Понятия «сложность» или «большой объем уголовного дела» как основания ведения предварительного следствия группой следователей (ст.163 УПК) характеризуются следующими признаками;
— возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших преступление (совершение преступления группой), и его обстоятельствах, проверку которых необходимо провести одновременно;
— поступление данных о сходных между собой преступлениях, имевших место на территории различных населенных пунктов, в связи с чем возникает срочная необходимость проверки версии о совершении их одними и теми же лицами;
— наличие в материалах дела большого количества однородных «серийных», связанных между собой преступных эпизодов, совершенных одним способом, раздельное расследование которых невозможно (мпогоэпизодность дела);
— необходимость одновременного проведения в короткий срок обширного ряда трудоемких организационных, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые предстоит выполнить в различных местах;
— необходимость одновременного расследования преступлений, совершенных на ряде крупных объектов, при отсутствии возможности выделить самостоятельные уголовные дела;
— установление в ходе расследования уголовного дела наличия организованной и тщательно законспирированной устойчивой преступной группы;
— привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;
— обширность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий;
— совершение преступлений (в целом или отдельных эпизодов) в условиях неочевидности, представляющих трудности для их раскрытия и установления виновных лиц;
— необходимость проведения однородных следственных действий с многочисленными свидетелями и потерпевшими;
— невозможность или затруднительность раскрытия преступления без постоянного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя (следователей).
Необходимость в создании группы может возникнуть как в момент возбуждения дела, так и на более поздних этапах расследования. Чем раньше создана группа, тем эффективнее используются ее силы: члены группы затрачивают минимальное время на ознакомление с собранными исходными данными, легче справляются с объемом работы и проводят расследование полно и качественно, при этом не нарушая установленные законом сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей.
Групповой метод должен применяться по мере необходимости: не только для расследования всего дела вплоть до его завершения, но и для одновременной проверки в начальный период значительного числа версий о лицах, совершивших преступление, и его обстоятельствах или на заключительном этапе при необходимости предъявления обвинения большому числу обвиняемых, проведения их допросов, ознакомления всех участников процесса с материалами дела.
Требование законности относится к обязательности ознакомления участников процесса, со всем составом следственной группы, сотрудники каких бы ведомств, подразделений в нее ни входили. При создании следственно-оперативной группы участникам процесса необходимо объявлять только тот состав группы, который будет непосредственно участвовать в производстве следственных действий.
2. Определение состава группы, пределов ее полномочий. Надлежащий порядок создания группы и процессуальное оформление изменений в ее составе.
Количество участников группы зависит от объема работы, квалификации сотрудников, размера и протяженности территории, па которой придется производить расследование, необходимости и длительности активного оперативного обеспечения и т.п. Как бы ни был велик объем работы, создавать чрезмерно большие следственно-оперативные группы не рекомендуется по причине сложности управления такими формированиями.
При комплектовании группы необходимо учитывать радиус се деятельности, кадровые возможности ОВД и подразделений других ведомств, практический опыт работы сотрудников в группах, их знания, специализацию, способность идти на деловой и психологический контакт, предварительное участие в формировании материалов или расследовании этого дела и др.
Во внимание необходимо принимать и возможность участника группы получить освобождение от работы в своем подразделении. Нужно стремиться к тому, чтобы следователи, входящие в группу, не привлекались для расследования других уголовных дел, пока группа не завершит работу. Желательно, чтобы часть следователей, в том числе и руководитель группы, специализировались на расследовании именно этою вида преступлений (например, экономических, преступлений несовершеннолетних, убийств). И чем сложнее дело, тем выше должна быть квалификация следователей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5