Рефераты. Причины правонарушений






Исследования показали, что этот механизм, прежде всего, проявляется в противоречии между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения, которые, в конечном счете, зависят от его общественного положения. В свою очередь, последнее выражается в том, что он занима­ет в системе общественных отношений ряд позиций в сферах производства, политики, культуры, быта, потребления и т.д., которые для нормальной жизнедеятельности человека долж­ны соответствовать друг другу. То или иное место в систе­ме разделения общественного труда предполагает определенное положение людей в профессионально-квалификационной структуре общества, наличие у них соответствующих образо­вательных и культурных статусов, последние обусловливают необходимость соответствующего уровня потребления и т.д.

Несоответствие (рассогласование) социальных статусов индивида друг другу обусловливает его покушения на суще­ствующий общественный порядок. Так поступает личность, когда ее экономическому господству не соответствует фак­тическое положение в сфере политики, где формально рав­ны все (она покупает государственных чиновников, "голоса" на выборах, старается опорочить политического противника или даже устранить его физически и т.д.), в семье (прелюбо­деяние), в сфере быта (изнасилование, убийства) и т.п. Так поступает интеллигент, когда его образовательный статус не обеспечивает ему соответствующего места в экономике, поли­тике, культуре ("беловоротничковая" преступность как сред­ство улучшения положения в обществе). Так поступает по­литический деятель, когда злоупотребляет властью, чтобы "уравнять" свое экономическое положение с ролью в партии и государстве. Так поступают лица наемного труда, когда продажа рабочей силы не позволяет удовлетворить сформиро­ванные обществом потребности, что побуждает их к исполь­зованию нелегальных возможностей. Наконец, так поступают те, кто вообще не занимает официальных социальных пози­ций или занимает их не во всех сферах и у кого иных, кроме нелегальных, средств к жизни нет (деклассированные элемен­ты, безработные, заключенные и т.д.).

Противоречия между потребностями и социальными сред­ствами их удовлетворения, равно как и рассогласования ста­тусов индивида, неизбежны. Тип реально удовлетворяемых потребностей высшего слоя общества задает уровень потреб­ностей всех остальных социальных групп, который, оставаясь идеалом, ими не достигается.

Аналогично этому социальные статусы индивидов, зани­мающих места в производстве, политике, культуре, в быту, в потреблении, неизбежно рассогласуются вследствие того, что все эти сферы общественной жизни развиваются неравномер­но.

Развитие начинается, как правило, с эволюции произво­дительных сил, изменяющей количество и качество социаль­ных позиций, в частности, структуру рабочих мест, а, следова­тельно, и те пропорции, в которых индивиды распределяются по общественным классам и группам. От состояния произво­дительных сил зависит и доля общественного продукта, по­лучаемая каждой социальной группой, а, в конечном счете, и каждым индивидом. Наконец, уровень производительных сил определяет и те культурно-образовательные свойства, кото­рыми должен обладать индивид, чтобы занять ту или иную социальную позицию. Этот спрос обусловливает и качества функционирующей в обществе системы образования, и общий уровень культуры населения, и его социальные возможности. Таким образом, складывается объективная очередность изме­нений производительных сил, производственных отношений и институтов культуры и быта, а, следовательно, и отношений между социальными позициями в этих сферах общественной жизни. Поэтому изменения в этих сферах не совпадают во времени и могут совпадать лишь случайно. Ближайший ре­зультат такого несовпадения — ситуация, в которой социаль­ное положение индивида отнюдь не всегда соответствует его положению в сфере труда, а его культурно-образовательная подготовка отнюдь не во всех случаях обеспечивает выполне­ние им функций, содержание которых определено разделением общественного труда. В конечном счете, рынок выравнивает их, но лишь для того, чтобы прогресс или регресс производ­ства запустил описанный социальный механизм снова. Регу­лирующих способностей рынка оказывается достаточно, что­бы удерживать рассогласующие тенденции в определенных рамках, но рыночного механизма совершенно недостаточно, чтобы ликвидировать их вовсе. Равным образом общество, основанное на товарно-рыночных связях, способно удержи­вать правонарушаемость в ее статистической норме, но оно не способно искоренить ее.

Правонарушаемость выступает как неизбежное следствие социального развития, связанного с ним прогресса или регрес­са производства и обусловленных ими рассогласованний со­циальных статусов индивидов. Однако общество, свидетель­ствует исторический опыт, может удерживать правонаруша­емость в определенных рамках, не давая ей выйти за их преде­лы. Одним из самых действенных правовых средств для этого является институт юридической ответственности.

        3.1Экономический  и  психологический факторы.

Под  причиной  понимается  явление  (или  их  совокупность),  которые  порождают  другое  явление,  рассматриваемое  как  следствие.  Причины  создают  возможность  определённого  следствия,   для  наступления  которого  необходимы  дополнительные  условия,   сами  по  себе  не  порождающие  данное  следствие,  но  создающие  соответствующую  обстановку  для  реализации  действия  причины. Применительно  к  П.  характер  такой  связи  может  быть  установлен  в  конкретном   преступлении  (правонарушении). 

Пример:  Экспертиза  и  суд  определяют,  что  причиной  смерти  было  необратимое  повреждение  жизненно важных  органов  в  результате  нанесения  удара.

По  мере  перенесения  анализа  от   единичного  (конкретного   П.)   к  особенному  (их  видам)  и  общему  (совокупность  П.)  взаимосвязь  между  детерминантами    (причинами  и  условиями)  и  между  ними  и  следствием  (правонарушение)  усложняется,  и  различия  между  причинами  и  условиями  значительно  сокращаются. С  учётом  этого  можно  говорить  о  "причинах-условиях"  П. 

Существует  взгляд,  что  преступность  в  капиталистическом  обществе   порождается  самими  капиталистическими  производственными  отношениями,  экономическим  базисом,  и  потому  не  может   быть  устранена  никакими   мерами,  она  фатально  неизбежна.   И  с  этим  можно  согласиться.

Мыслители  и борцы  эпохи  Просвещения  в  18  веке  прокладывали  путь  установлению  господства  капитализма,   стремились  утвердить  новые  гуманистические  идеалы,  свергнуть  духовный  гнёт  церкви,  вывести  человечество из  тьмы  средневековья  в  новый  светлый  (как им казалось)  мир  справедливости  и  разума,  где  вечно  будет  царить  свобода,  равенство,  братство.

В  действительности  же  не получилось  ни  свободы,  ни  равенства,  ни  братства.  Все  принципиально   свойственные  капиталистическому  обществу  противоречия  не  исчезли  ни  в  технотронном,  ни  в  постиндустриальном  обществе.  Главными  из  них  в  смысле  их  криминогенного  потенциала  можно  отметить  всё  углубляющееся  имущественное  неравенство  и  общий  антигуманный  характер  общества.

Нас  больше  будут  интересовать  причины  преступности в  нашем  обществе.

До  недавнего  (недавнего  по  масштабам  историческим)  преобладающая  точка  зрения  на  причины  преступности  в  социалистическом  обществе  формулировалась  примерно  так:  новая  социальная  среда,   новые  производственные  отношения  не  могут  быть  причиной  и  не  могут  создавать  условий  для преступности.  Мол,  причины  преступности   коренятся  не  в  том,  что  свойственно  самому  социализму,  а  в  том,  что  унаследовано  от  прошлого  (теория пресловутых  "родимых  пятен").   Причины  преступности  имеют  комплексный характер,  причины  и  психологического  и  экономического  происхождения.

Первые  -  дефекты  сознания,  элементы  социальной  психологии, проявляющиеся  в искажённых  потребностях,  интересах,  целях,  мотивах,  нравственных ценностях  и  правосознании;  с  завидным  постоянством  воспроизводившиеся  из  поколения  в  поколения  вопреки  "заповедям  строителя  коммунизма"  и  прочим  воспитательным  усилиям  правящей  партии.  Вторые:   общественное  разделение  труда,  выливающееся  в  противоречие  между  требующими  развития  всеми  человеческими  и  неадекватным  спросом  на  развитие  лишь  определённой  части  этих  потенций.  Это противоречие  усугубляется  неравным  (количественно  и  качественно)   распределением  предметов  потребления.  Эти  противоречия  влекут   неудовлетворённость,  эгоизм  и  другие  отрицательные  качества  индивидов,  которые  при определённых  условиях  могут  стать  криминогенными .  "Древом  жизни"  преступности  является  недостаточно  высокий  уровень  производительных  сил  который  не  исключает  острых  противоречий  между   разумными  потребностями  и  легальными  возможностями  их  удовлетворения ,  не  исключает  таких  профессий,  которые  по  своему  характеру  и  содержанию  не  способствуют  превращению  труда  в  жизненную  потребность  человека ,  не  развивают  его  интеллект  и  облегчают  формирование  антисоциальных  свойств.  Полезно  вспомнить  примечательное  высказывание  И. Сталина   о  том,   что труд   превратился  из  тяжкого   бремени  в  "... дело  чести,   дело   доблести  и  геройства..."   На  самом  деле  это,   конечно,   было  далеко  от  истины.

Экономические  условия   являются  решающими  и  определяющими  все  иные  стороны  жизни  общества,  в  том  числе  потребности,  интересы  людей,  их  поведение. 

В  экономических  отношениях   основные   причины-условия  как  социально  полезно, так  и  антисоциального  образа  мыслей  и  поведения.

Принцип  социализма  "От  каждого  по  способности,  каждому  по  труду"  в  принципе весьма  справедлив  и,  казалось  бы,  наделён  огромным  созидательным  потенциалом.  Первое  положение  принципа  "от  каждого  по  способностям"  имеет  объективные  отклонения.  Способности  граждан  ограничиваются  потребностями  общества.

Пример:  Не  все  желающие  получить  высшее образование  имеют  на  то  возможность.  Не  все,  способные  стать  актёрами,  журналистамиюристамиврачами  и так  далее  становятся  имиГосударство  вынуждено  регулировать  подготовку  кадров  и,  таким  образом,  в  известной  степени  ограничивает  способности  граждан.

Такое  ограничение  имеет  деликтогенное  значение  (протекционизм,  взятки).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.