Рефераты. Правовое положенние лиц, отбывающих наказание






Законом гарантировано право на вежливое обращение со стороны персонала, что в сочетании с частью 4 статьи 11 Уголовно–исполнительного кодекса, устанавливающей обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, образует правовой режим взаимоотношений между осужденными и персоналом во время отбывания наказания. Кроме того, осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Вскрытие фактов подобного обращения влечет строгую ответственность представителя персонала (вплоть до уголовной ответственности), допустившего такое обращение с осужденным Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе, как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия деятельно регламентирован в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, затепленное в части 3 статьи 12 Уголовно–исполнительного кодекса: осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставит под угрозу жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется; утверждения о том, что такие опыты в России, якобы, проводились или проводятся, являются в лучшем случае досужим вымыслом. Тщательное изучение фактического положения дел в местах лишения свободы позволяет с уверенностью это утверждать. Осужденных никогда не использовали в качестве подопытных при проведении медицинских экспериментов или как спарринг – партнеров при тренировках личного состава различного рода спецслужб и т.п. [4]

Уголовно–исполнительный кодекс существенно расширил право осужденных на обращения, причем в ряде случаев в весьма нетрадиционных формах. Они имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных). Принципиально новым является возможность обращения за защитой прав осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Закон не разъясняет, что следует понимать под между государственными органами по защите прав и свобод человека, но из его текста следует, что речь идет именно об органах (например, о специализированных судах, комиссиях и комитетах ООН, Совета Европы и аналогичных органах), а не разного рода общественных правозащитных  организациях, с которыми целесообразно осуществлять взаимодействие, представляя им информацию о состоянии здоровья осужденных, их поведении, проблемах и устремлениях и иных сведениях подобного характера.

В Уголовно–исполнительном кодексе закрепляется важнейшее право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации или ее субъектов по месту отбывания наказания Государственным языком Российской Федерации, является русский язык, он же выступает языком межгосударственного общения. В случае, если документы, составленные на языке субъекта Российской Федерации направляются в органы, расположенные вне пределов его территории либо в межгосударственные органы, расположенные за границей Российской Федерации, то они должны быть переведены на русский язык по месту составления документов. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствия возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации (не русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения. Ответы осужденным также даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом на язык обращения. Учреждения уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание указанные категории осужденных, должны располагать (на договорной основе) необходимым числом переводчиков, чтобы при необходимости своевременно осуществить перевод; затраты на это относятся на бюджет уголовно-исполнительной системы.

Кодекс закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Обязанность охраны здоровья осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, возлагается на администрацию это учреждения или органа уголовно-исправительной системы. Последние располагают широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром и специализированными кабинетами оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.

В  отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства Уголовно-исполнительный кодекс закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий и социальных пособий. Под правом социального обеспечения понимается гарантированная статьей 39 Конституции РФ возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности. Другими словами, это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по представлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством[5].

До недавнего времени право социального обеспечения распространялось на осужденных в ограниченном объеме. Им не назначались и не выплачивались предусмотренные пенсионным законодательством пенсии по старости, по инвалидности и социальные пенсии.

В настоящее время право социального обеспечения осужденных к лишению свободы законодательно закреплено в части 7 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса. Конкретизируется это положение статьей 98 УИК, которая впервые закрепила принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Основанием для социального страхования осужденных является факт их привлечения к труду в соответствии со статьей 103 УИК. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных


учреждениях, уравниваются в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования.

Согласно статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные имеют на общих основаниях право на получение пенсий и социальных пособий. Соответственно осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины – 55), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременностям и родам. Необходимо отметить, что в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях, действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительном учреждении.[6]

Право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи (в основном это представители различных юридических контор, центров по оказанию юридической помощи населению, работающие как субъекты правозащиты, альтернативные традиционным коллегиям адвокатов), также отнесено законодателем к основным. При этом данное право гарантируется всем осужденным независимо от вида назначенного наказания. Формы реализации права на получение юридической помощи закреплены в ряде статей Уголовно-процессуального кодекса. Например, в части 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Инициатива по поводу необходимости свидания может принадлежать осужденному, адвокату и иным лицам. Однако основанием для его представления является письменное заявление осужденного, адресуемое администрации исправительного учреждения. При этом администрация, по общему правилу, не может отказать осужденному в свидании с адвокатом или лицом, имеющим право на оказание юридической помощи. Исключение здесь составляю случаи, если в исправительном учреждении вводится режим особых условий и доступ на территорию учреждения для граждан, не являющихся сотрудниками этого учреждения, полностью прекращается, либо если в учреждении в связи с эпидемией какого-либо заболевания объявляется карантин. Однако отказ по указанным основаниям является обоснованным только на время действия в учреждении режима особых условий или введения карантина.

Свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, представляется при условии, что, прибыв на свидание с осужденным, они предъявят соответствующие документы, удостоверяющие их личность и полномочия на защиту прав и законны интересов данного клиента. Администрацией обеспечиваются необходимые условия для общения адвоката с осужденным, в том числе, по их желанию, наедине.

Осужденные иностранные граждане наравне с гражданами России пользуются закрепленными Уголовно-исполнительным кодексом правам и свободами, а также установленными средствами защиты. Кроме того, осужденным иностранным гражданам, отбывающим арест, ограничение свободы или лишение свободы, гарантируется право поддерживать связь со своими дипломатическими и консульскими учреждениями, а при отсутствии в России таковых – с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Данная  связь может выражаться в переписке с указанными учреждениями, направлении в их адрес заявлений, предложений и жалоб, предоставлении свиданий с дипломатическими и консульскими работниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.