Рефераты. Правоохранительные органы






Под судебной системой => понимать совокупность судов, построенную в соответств. с их компетенцией и поставленной перед ними задачей и целями. Основным нормативным документом определяющим в общих чертах судебную систему РФ является конституция РФ.

Ст. 118: “Правосудие РФ осуществляется только судом и судебная система устанавливается конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

125-127 КРФ определяют место, занимаемое верховным судом и подчиненными ему судами. В них же определен статус Конституционного суда РФ и сформулированы основные задачи и цели как судебного органа. Ему не подчинены никакие суды. Кроме КРФ деятельность этих судов регламентируется законом “О судоустройстве”, “Об арбитражном суде” и положением о военных трибуналах. Отсюда => выводы:

1)       Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это;

2)       Всю совокупность судов можно сгруппировать в 3 подсистемы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и суды общей юрисдикции, Высший арбитражный суд и поднадзорные ему суды. Наиб. к-во судов входит во 2-й блок, в него входят краевые, областные и городские, районные суды.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородным полномочием.

Судом 1 инстанции наз. суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые явл. основными для данного дела. 2 инстанции (кассационным) наз. суд призванный проверять обоснованность не втупивших в законную силу решений и приговоров.


18, 20, 22, 24. Хар-ки и понятия прокурорского надзора, как вида ПО деятельности.

                В соотв. с конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную сист.  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее советом федерации  по представлению президента. Прокуроры субъектов РФ назначаются генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором РФ. В соотв. с федеральным законом РФ о прокуратуре РФ, прокурор осущ. надзор за исполнением действующего на ее территории законов. Цель прокурорской деятельности явл. обеспечение верховенства з-на.  В этих целях прокуратура РФ осущ. надзор за министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами РФ.

                С этой целью прокуратура осущ. надзор. за соблюдением прав. и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов органами осущ. розыск, дознание и предв. следствие. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющими наказание. Кроме того органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование в соотв. с полномочиями установленными уголовно-процессуальным законодательством. прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, постановления судов. Деятельность прокуратуры строится на принципах централизации и единства.  Единство и централизация органов прокуратуры, сост. в том, что эти органы представл. собой единую сист. возглавляемую генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач. Принципы единства опр. то положение, на кот. вышестоящий прокурор, вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров. Принцип независимости прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким-либо местным влияниям. Прокуроры и следственные органы прокуратуры не м. б. избраны в какие-либо выборные или иные органы относящиеся к органам гос. власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут явл. членами обществ. объединений преследующих политические цели. Осуществляя свою деятельность, прокуратура не может подменять органы госуд. и хозяйственного управления и не вмешивается в оперативно-хоз. деятельность. Полномочия прокурора осуществлять надзор делятся на 2 части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия направленные на устранение выявленных нарушений.. Прокурор при осущ. возложенных на него ф-ций вправе по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения министерств и ведомств, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделение специалистов для решения возникших вопросов. Если факт нарушения будет установлен, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному задержанию принести протест на противоречащие з-ну акты. Возбудить уголовное дело, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и гос-ва.

                В соотв. со ст. 211 УПК РСФСР, на органы прокуратуры возлагаются:

                1. Возбуждение уголовных дел по материалам и иным сведениям о совершенных преступлениях.

                2. Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и лиц произв. дознание.

                3. Санкционирование срока расследования и содержания под стражей лиц подозреваемых в совершении преступления.

                4. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предв. заключения и при исполнении уголовных наказаний назначенных судом. Полномочия прокуроров этих отраслях:

                Прокурор вправе в любое время посещать учреждения и организации, опрашивать лиц, изымать материалы, освобождать лиц незаконно содержащихся в ИВС, СИЗО и ИК.

        Суд и прокуратура при рассмотрении и разреш. уголовных  и гражданских дел руководствуется задачами вынесения законного и обоснованного приговора. Прокурор считается участником судебного разбирательства. В  уголовном процессе он выступает в кач-ве гос. обвинителя.  Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Важнейшим полномочием прокурора, кот. он обладает в независимости от того, участвовал он или нет  в рассмотрении конкретного угол. или гражд. дела явл. принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда.


21. Что первично - государство или право ?


В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство  или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось  гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства  право приобретает шаль новое качество: оно становится правом,  охраняемым государством, его принудительной ьилой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора общественных  отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной деятельности компетентных  органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

Что представляет собою теория государства и права? Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предает исследования: строго определенный  круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и оря” являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства  и права. Данная наука изучает причины происхождения государства  и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное  воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются  в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую  надстройку в цепом. Она обобщает опыт государственного и правового  строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых  проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому,  что они являются органически взаимосвязанными между собой частями  надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство  издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной Лености они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С фугой стороны, в нормах права  государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, определяющих форму государствненного управления, структуру государства, систему его органов, их задачу, компетенцию, формы и методы их государственной деятельности.

25. Сущность правового государства и его основные черты

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявил, тогою свя­зи и взаимодейгавия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лицо, та полиотческая форма общежития людей, при которой закон общеобя­зателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедли­вой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о эдепе народа”, как о пра­вовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о право­вом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политиче­ских отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капита­лизму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исклю­чающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенсло всех перед законом, обеспечивающей ищивидуальную свободу посредством права. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.