Рефераты. Надзорные функции прокуратуры






Правовыми актами прокурорского надзора в стадиях возбужде­ния уголовного дела и предварительного расследования являются:

постановление,

письменное требование,

письменное указание,

санкция (отказ в даче санкции),

письменное согласие на проведе­ние конкретных действий или принятие решений (отказ в этом),

представление.

Все эти акты прокурорского реагирования различаются по форме и содержанию.

Постановления принимаются в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного расследования и нередко после того, как уголовное дело прекращено. В стадии возбуждения уголовного дела основными актами про­курорского надзора являются: постановление об отмене постанов­ления об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Указания на эти акты прокурорского реагирования на выявленные наруше­ния закона органами дознания и предварительного следствия (сле­дователями) в начальной стадии уголовного процесса содержатся в статье 116 УПК. В соответствии с нормами этой статьи прокурор в случае необоснованности отказа в возбуждении уголовного дела отменяет своим постановлением постановление органа дознания или следователя и возбуждает уголовное дело. Постановление про­курора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела выносится при условии, что по нему не произведено ни одного следственного действия. При наличии такого постановления про­курора уголовное дело считается не имевшим места и исключается из регистрации, утрачивая свой номер,

В стадии предварительного расследования постановления про­курора могут отменять любые незаконные постановления следователей, лиц, производящих дознание, начальников органов дозна­ния о привлечении в качестве обвиняемого, о применении, измене­нии меры пресечения, приостановлении и прекращении уголовно­го дела и др.

Письменные указания содержат предписания, что необходимо сделать по делу (провести те или иные следственные или розыскные действия, проверить конкретную версию, предъ­явить обвинение, переквалифицировать действия, инкриминируе­мые обвиняемому, и т.д.).

Письменные требования содержат наименование документов, материалов уголовного дела, которые запрашивает прокурор для изучения.

Представление прокурора выносится им по конкретным случа­ям нарушения закона следователем (лицом, производящим дозна­ние) или по результатам специальной проверки материалов, по ко­торым было необоснованно отказано в возбуждении уголовного дела, за определенный период времени; обнаружения многочис­ленных случаев укрытия от учета заявлений (сообщений) о пре­ступлениях, необоснованно прекращенных или приостановленных дел. В представлениях не только предлагаются меры по устранению выявленных нарушений закона, но и может одновременно ставить­ся вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответствен­ности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в установленный законом срок.

Своеобразными актами прокурорского надзора на стадии пред­варительного расследования является дача санкции (на арест, от­странение от должности и др.) или отказ в санкционировании. Дача и отказ в даче санкции осуществляются соответствующей резолю­цией прокурора. Приказ Генерального прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. предписывает прокурорам мотивировать отказ в даче санкции на постановлении следователя или в отдельном документе, поскольку это решение может быть проверено вышестоящим прокурором.

Согласие прокурора (на прекращение уголовного дела по нере­абилитирующим основаниям, на продление срока дознания или предварительного следствия и т.д.) также дается в виде резолюции на постановлении органа расследования. Отказ в даче согласия дол­жен быть мотивирован и изложен в письменном виде.

Утверждение прокурором обвинительного заключения являет­ся особым актом надзора и облекается в форму резолюции.





4. НАДЗОР ЗА МЕСТАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Сущность данного направления прокурорского надзора со­стоит в слежении за законностью деятельности администра­ций пенитенциарных и других учреждений и органов, свя­занной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содер­жания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов уголовного судопроизвод­ства.

Основой организации данного направления прокурорского надзора являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ  от 17 ноября 1995 г., Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, приказы и указания Генерального прокурора РФ.

Предметом надзора согласно статьи 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах со­держания под стражей и других учреждениях, в которых они нахо­дятся вопреки их воле, в принудительном порядке. К таким поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осу­ществляющим указанные функции, относятся:

1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции РФ (исправительные и воспитатель­ные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, ис­правительные центры и арестные дома);

2) уголовно–исполнительные инспекции органов внутренних дел;

3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гар­низонов.

Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки задержания, действия меры пресечения — заключения под стражу, наказания в виде лишения, ограничения свободы, арес­та — не истекли. Истечение срока, установленного законом или приговором суда, означает, что содержание лица в учреждении или органе, яв­ляется противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреж­дениях и органах  надзор охватывает и законность освобождения из них.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов ад­министрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них  находятся граждане, изолированные от общества, чья личная не­прикосновенность и другие права подвергнуты определенным ог­раничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возмож­ностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Сложность задач, которые необходимо решать при осуществле­нии надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, обусловила наделение прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распоря­дительный характер. Их перечень содержится в статье 33 Закона о прокуратуре РФ. Одни из этих полномочий позволяют прокурорам выявлять нарушения законов, их причины. К таким полномочиям относятся:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель имеет право и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

К полномочиям прокурора по устранению выявленных наруше­ний законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:

требование от администрации создания условий, обеспечива­ющих соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного харак­тера;

внесение протестов и представлений;

отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедлен­ное освобождение их своим постановлением из штрафного изоля­тора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дис­циплинарного изолятора;

возбуждение уголовного дела или производства об администра­тивном правонарушении.

В целях выявления фактов необоснованных арестов и осуждения граждан, нарушений порядка, условий и установленных законом сроков из содержания под стражей Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 15 декабря 1994 г. обязал прокуроров всех уровней обеспечить не реже одного раза в месяц проверки следственных изоляторов и принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию лиц, виновных в нарушении закона.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправи­тельных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление надзо­ра за исполнением законов администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных уч­реждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются от­делы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощни­ками прокуроров республик, краев, областей, по надзору за закон­ностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функ­циями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной систе­мой на уровне субъектов Федерации, администраций следствен­ных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.