Рефераты. История развития прокуратуры Украины






К сожалению, бездушная машина беззакония и репрессий оборвала жизнь этого чуткого человека.

О том, в каких жестких условиях тоталитарного режима работали органы прокуратуры, говорит хотя бы тот факт, что в двадцатые-тридцатые годы поменялось шесть Генеральных прокуроров республики, из которых пятерых расстреляли, а один покончил жизнь самоубийством.

7 июля 1933 г. выстрел оборвал жизнь Николая Алексеевича Скрипника, доказанного как самоубийство с бессмысленными обвинениями в украинском буржуазном национализме.

Характерным для того времени есть пример Василия Ивановича Порайка, который занимал должность Генерального прокурора республики с 1927 г. по 1930 г.

Этого человек был безосновательно обвинен в государственной измене, репрессирован и казнен. Когда в 50-е года минувшего столетия при его реабилитации Главной воинской прокуратурой СССР изучались материалы уголовного дела, то выяснилось, что Порайко был обвинен на основании извлечений из протоколов допросов по другим делам. Однако оказалось, что в большинстве случаев протоколов таких допросов или вообще таких уголовных дел не существовало в природе. Больше того, не существовало, даже, той военной части, которую якобы Порайко старался подстрекнуть на измену.

Особое место в истории Прокуратуры УССР занимают годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Нарушив пакт о ненападении, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 г. вероломно напала на Советский Союз. Начался новый этап второй мировой войны в невиданных к тому масштабах и особой жестокости.

С введением военного положения на территории Украины значительно расширилась сеть воинской прокуратуры. Приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР от 24 июня 1941 г. был установлен порядок осуществления надзора прокуратуры за решениями военных трибуналов.

Областные и районные прокуратуры прифронтовой полосы были военизированы, а со временем на военное положение переведены практически все нити прокуратуры республики. Прокуроры, которые работали в прифронтовой полосе, оставались в подчинении Прокурора УССР, но осуществляли свою деятельность в тесной взаимосвязи с военной прокуратурой. Приказом Прокурора СССР от 27 августа 1942 г. аппарат прокуратуры республики был реорганизован в оперативную группу Прокуратуры УССР. В дальнейшем часть работников прокуратуры была призвана в ряды Красной Армии, эвакуирована и продолжала свою работу в органах Прокуратуры РСФСР и других республиках. Немало работников органов прокуратуры Украины погибло на полях войны.

 


Прокуратура УССР послевоенного времени


Сразу же после освобождения Украины от немецких захватчиков органы прокуратуры были привлечены к быстрой ликвидации последствий временной оккупации территории республики. Восстановление советского правопорядка, усиления борьбы с преступными проявлениями - такими были важнейшие задачи органов прокуратуры Украины в освобожденных районах.

В центре внимания прокуроров и следственных постоянно были охрана государственной собственности, выполнения законов об укрепление трудовой дисциплины в промышленности и сельском хозяйстве, своевременное и полное удовлетворения потребностей фронта и тыла в сельскохозяйственных продуктах.

В общенадзорной работе органов прокуратуры с начала увольнения Украины важное место снова заняла охрана прав военнослужащих, членов их семей, инвалидов Отечественной войны.

Много времени и внимания уделяли прокуроры и следственные работе чрезвычайных государственных комиссий по выявлению и расследованию преступлений фашистских захватчиков. Собранные с помощью прокуратуры материалы со временем фигурировали на Нюрнбергском процессе главных немецких военных преступников и на других судебных процессах о преступлениях фашистских оккупантов.

Нюрнбергский процесс проходил с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Это был первый в истории правосудный процесс, на котором перед судом предстали преступники, которые завладели целым государством и сделали ее орудием ужасных злодеяний. Главным обвинителем от СССР выступал Р. А. Руденко, к тому времени Прокурор Украинской ССР, позднее Генеральный прокурор СССР. Приговор трибунала и сегодня служит делу мира, как убедительное предупреждение зачинщикам агрессивных войн.

24 мая 1955 г. утверждены Положения о прокурорском надзоре в СССР (раньше не было специального законодательного акта, который бы регулировал организацию и деятельность прокурорского надзора, всех его ветвей), которое не только возобновило демократические принципы организации и деятельности прокуратуры, а и расширило права прокуратуры, урегулировало деятельность ее органов.

Это Положение возлагало на органы прокуратуры надзор за правильным и одинаковым применениям законов СССР, союзных и автономных республик, регламентировало централизованное устройство прокуратуры. За Положением органы прокуратуры на местах должны были осуществлять надзор за законностью, независимо от влияния местных органов власти, и подчинялись только Генеральному прокурору . На последнего полагался высший надзор за точным соблюдением законов всеми министерствами и подведомственными им предприятиями и служебными лицами, а также гражданами СССР.

В сентябре 1953 г. был выданный Указ Президиума Верховной Рады СССР, который положил начало процесса реабилитации невинно осужденных в года массовых репрессий. Указ предоставил воинской коллегии Верховного Суда СССР право рассматривать за протестами Генерального прокурора решения бывших коллегий ОДПУ, "троек" и так называемой "особого совещания" при НКВС - МВД СССР. Рядом с тем в 1954 г. была создана комиссия президиума ЦК КПСС по рассмотрению преступлений в период "большой чистки" (1936-1939 гг.) (эта так называемая комиссия А. Микояна, который был ее председателем). В то же время были реабилитированы известные в Украине лица- партийные     и  государственные  деятели В. Затонский, Э. Квиринг,        С. Косиор,

Ю. Коцюбинский, М. Скрипник, П. Постышев, И. Якорь.

Для ускорения реабилитации было создано приблизительно 100 комиссий, которые имели право реабилитации и помилования . Они выезжали у места заключения и там пересматривали дела политзаключенных. И хотя не все было хорошо в работе этих комиссий, все же они восстановили честное имя сотням тысяч невинно осужденных. Но эта работа не дошла тогда к просмотру фальсифицированных судебных процессов над известными деятелями партии, государства и науки.

27 февраля 1959 г. Президиум Верховной Рады СССР принял Указ об образование коллегий в Прокуратуре СССР и в прокуратурах союзных республик. Теперь единоличная ответственность руководителя за принятие решения и проведения его у жизни постоянная объединяться с коллегиальностью в обсуждении важнейших вопросов, что оказывало содействие улучшению деятельности прокуратуры.

Конституция определяла содержание , цели и задача прокурорского надзора, принципы построения и деятельности прокурорской системы, структуру органов прокуратуры, сроки полномочий и порядок назначения прокуроров от высшей к низшему звену, ответственность и подотчетность Генерального прокурора СССР. Конституция устанавливала, что прокуратура представляет собой систему единых централизованных органов, подчиненных только центра в лице Генерального прокурора СССР. О прокуратуре шлось и в главе 19 Конституции УССР 1978 г. , где определялось, что высочайший надзор за точным и одинаковым выполнениям законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями, служебными лицами, а также гражданами на территории Украины осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными нему Прокурором УССР и нижестоящими прокурорами (ст. 162). Прокурор УССР и прокуроры областей назначались Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначались Прокурором УССР и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Прокурора УССР и всех подчиненным нему прокуроров - пять лет.

На основании и соответственно Конституции СССР С ноября 1979 г. Верховная Рада СССР приняла Закон "О прокуратуре СССР", где определялись задача , основные направления деятельности и принципы организации органов прокуратуры, а также система этих органов. Согласно закону прокуратура представляла собой исключительно централизованную систему с широкими полномочиями Генерального прокурора СССР. Закон кое-что расширил сферы действия принципа коллегиальности: он предусмотрел образование коллегий в Главной воинской прокуратуре, прокуратурах автономных республик, краев, областей, мост (на правах прокуратур областей).

В 1987 г. Закон "О прокуратуре СССР" было дополнено нормами, которые предусматривали право прокуроров использовать как средства реагирования на нарушение законов предписания и предостережения .

Новый толчок делу усовершенствования прокурорской системы дало принятия 16 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины. 24 октября 1990 г. Верховная Рада приняла Закон "Об изменениях и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР". Изменения и дополнения Конституции УССР затрагивали ряд статей о размежевание полномочий между представительными, исполнительными и судебными органами. Прокурорская система Украинской ССР фактически выводилась из подчинение союзным структурам. Так, в ст. 163 отмечалось, что "Генеральный прокурор Украинской ССР назначается Верховной Рада Украинской ССР, ответственный перед ею и только ей подотчетный". Устанавливалось, что организация и порядок деятельности органов Прокуратуры УССР определяется исключительно законами УССР.


Прокуратура независимой Украины


Верховная Рада Украинской ССР 24 августа 1991 г. провозгласила создание независимого самостоятельного украинского государства - Украины. Началась активная деятельность по созданию правовой базы независимого государства. Законом Украины "О прокуратуре", принятым Верховной Радой Украины 5 ноября 1991 г., определенные сегодняшние задачи, функции и полномочия органов прокуратуры.

28 июня 1996 г. Верховная Рада Украины приняла Конституцию Украины - Основной Закон нашего государства. Вопросом регламентации деятельности прокуратуры посвящен раздел VІІ Конституции, где указано, что она составляет единую систему.

С получением Украиной независимости начинается и новая страница в истории прокуратуры нашего государства.

Выдающимся событием судьбоносного значения стало принятие 28 июня 1996 г. новой Конституции Украины. Решающую роль она сыграла и в определении прокуратуры Украины как единой системы, посвятив ей отдельный раздел. Это обусловлено тем, что прокуратура выполняет функции и полномочия, которые являются самостоятельным видом государственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.