Рефераты. Институт уголовного наказания






В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного.

При этом закон однозначно устанавливает (применительно к мини­мальному размеру оплаты труда), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания.

В законе также указаны нижний и верхний пределы штрафа. Если за основу принимать кратность относительно минимума заработной платы, то он может быть назначен в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (ч.2.ст.46 УК).

Если же за основу применения штрафа принимается заработная плата подсудимого либо получаемый им иной доход, то пределы его закон опре­деляет по срокам их получения: от двух недель до одного го­да (ч.2.ст.47 УК).

Под иным доходом следует, очевидно, понимать другие, кроме зара­ботной платы, источники его получения ( индивидуально трудовая дея­тельность, сдача в наем квартиры, комнаты или дачи и т.п.).

Исполнение штрафа уголовно-исполнительное законодательство возла­гает на суд. Суд при оглашении приговора предлагает осужденному внести назначенную сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в силу. Если уплата полного размера штрафа является невоз­можной для осужденного в установленный законом срок, суд по его хо­датайству может отсрочить или рассрочить исполнение наказания на срок до одного года.

В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.

В уголовном законе решается и вопрос об ответственности за злост­ное уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он заменяется обяза­тельными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа (ч.5.ст.46 УК).

Злостным уклонение следует считать, когда осужденный намеренно скрывает имеющиеся у него имущество или денежные средства либо укло­няется с той же целью от уплаты, меняя место проживания и т.п.


Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суть этого вида уголовного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправле­ния либо заниматься определенной профессиональной или иной деятель­ностью (ч.1.ст.47 УК).По существу ,в данной статье закона объединены два различных, хотя и сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

В соответствии с принятым в августе 1995 г. Законом "О государс­твенной службе и государственных служащих" государственной службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности в со­ответствии с законом подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), соответствую­щие пяти группам. Для всех госслужащих этим же законном введено пят­надцать квалификационных разрядов (действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др.). При этом в каждом разряде ус­тановлены три класса.

Рассматриваемое наказание заключается прежде всего занимать конк­ретную должность на государственной службе. Кроме того, уголовный закон предусматривает запрещение занимать должности в органах мест­ного самоуправления. Другим видом этого наказания является запреще­ние заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное вы­полнение работы, требующей специальных знаний и подготовки, то есть профессии ( медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).

Под иной деятельностью подразумевается относительно постоянное за­нятие, например охотой, рыбной ловлей, использование личной автома­шины для частных перевозок и т.п.

Новый Уголовный кодекс решил этот вопрос именно в таком плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон оп­ределяет сроки лишения права занимать должности на госслужбе либо заниматься профессиональной и иной деятельностью. А не установленной в качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в ка­честве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет (часть вторая ст.47 УК).

В отличии от штрафа и конфискации имущества рассматриваемое нака­зание может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, ког­да оно не указано в соответствующей статье Особенной части настояще­го Кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает возможным сохранить за ним право занимать определенные должности и заниматься определен­ной деятельностью (часть третья ст.47 УК).

Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в муниципальных органах либо заниматься определенной деятель­ностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за ма­териальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профессио­нальные функции (к примеру, врача).

В соответствии с Уголовно- исполнительным кодексом РФ исполнение данного вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспек­ции органа внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение предусмот­ренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приго­вора администрацией предприятий(учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной работы.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует обязанности администрации организаций по исполнению приговора, орга­нов правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными ви­дами деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности осужденных (выполнять предписания приговора, предостав­лять документы, связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его изменении, являться в инспекцию и т.п.).

В случае злостного не исполнения должностными лицами приговора су­да, применившего данное наказание они подлежат уголовной ответствен­ности ( по ст.315 УК).

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Согласно закону при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности осужденного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, а также классного чина и государственных наград(ст.48.УК).

Суть этого уголовного вида наказания состоит в том ,что с учетом тяжести преступления суд своим приговором считает необходимым лишь осужденного либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемой долж­ностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков), которыми государство удосто­ило его за прежние достижения, заслуги, за проявленные мужество и от­вагу в период Великой Отечественной войны или в условиях других во­енных действий, или при выполнении особо важных специальных зада­ний. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское звание либо государственные награ­ды, недостоин их и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или льгот, которые были связаны со званиями или наг­радами.

К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб, осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия : та­моженная, налоговая служба, органы внутренних дел(кроме пограничных войск).

Воинскими являются звания ,установленные в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских зва­ний. Почетными следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в науке, искусстве, в конкретной сфере производственной или иной об­щественно-полезной деятельности(например, "народный художник респуб­лики", "заслуженный деятель науки", "отличник высшей школы" и т.д.).

Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомс­твах(например, в прокуратуре: от младшего юриста до действительного государственного советника).

Лишение указанных в законе званий ,чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на осужденного.

Закон содержит ограничительные условия применения данного наказа­ния. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяж­кое или особо тяжкое преступление (пп.4и5.ст.15 УК).Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осуж­денного. Это требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личнос­ти (особая изощренность или жестокость, наиболее активная роль при со­вершении преступления, аморальное поведение до привлечения к ответс­твенности и т.д.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относя­щихся к личности виновного (ст.63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового нормативного акта регламентируется положением о порядке и ус­ловиях исполнения наказаний не связанных с мерами исправительно-тру­дового воздействия на осужденных .В соответствии с ним ,если по при­говору осужденный лишается специального или воинского звания ,копия приговора направляется органу который присвоил это звание. По получе­нии копии приговора, которым осужденный лишен воинского или специаль­ного звания, орган, присвоивший это звание, вносит в установленном по­рядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного зва­ния и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду. Также решается вопрос о лишении осужденных классного чина. В частности ,если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора должна направляться в Генеральную проку­ратуру Российской Федерации.

Обязательные работы.

Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выпол­нении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных об­щественно-полезных работ в пользу общества, вид которых определяется органами местного самоуправления (ч.1.ст.49 УК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.