Рефераты. Вопросы и ответы по курсу политологии






p>Федеральные органы власти: принимают законодательные нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживание, образования, культуры. Разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансирования; формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионные, социальное страхования, занятости населения, медицинского страхования…); осуществляют финансирование объектов находящиеся в федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают методическую и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным структурам по вопросам социальной политики.


Региональные органы власти: с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные социональные программы, обеспечивают функционирование учреждений находящихся в ведении органов местных властей, разрабатываются нормативные акты, определяют и реализуют порядок и обеспечения слабозащитных слоев населения товарами, продуктами и услугами.

Установились и важнейшие направления взаимодействия федеральных и региональных органов власти: это формирование единого рынка труда; содействие обеспечению занятости и поддержка работников, выработка механизмов регулирование внутренней и межрегиональной миграции, нормализация демографической ситуации в стране, реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.

Реализация основных направлений социальной политики требуют принятия ряда законов и нормативных документов, в которых методы и механизмы решений важнейших социальных проблем населения.

Вопрос 33
Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

. первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований;

. второй - наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическаое поведение.
Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Во- первых, политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д.
Во-вторых, важнейшей характеристикой политической культуры является уровень овладения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующей историей. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, только тогда могут рассматриваться как элементы культуры (отдельного человека, группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку.
В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию в управлении производством, государственными и общественными делами, в политической жизни.
Итак, политическая культура - это понятие, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического исторического опыта и знаний в процессе деятельности людей, групп, а так же способ использования ими этого опыта.
В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание и поведение политических субъектов. В связи с этим типология политической культуры может иметь различные основания. Один из подходов к её типологии связан с типологией политических режимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:

. тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть".

. авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;

. демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.

Есть и другие подходы к типологии политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную.
Политическая культура вбирает в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нормы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели.
Политическая культура включает в себя:

. политические представления: представления о политической системе и её институтах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни

. характерные для данного общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации.

. типичные для общества или группы политические установки.

. образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические традиции

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение в политической символике - в геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль.
Вопрос 34
Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.
Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:
1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);
2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная
(характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная
(характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);
3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;
4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая
(ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);
5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);
6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская
(которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);
7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;
8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;
9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная
(признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская
(характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);
10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Вопрос 35

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно- политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения.
Идеология также маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господствующих групп, элит.

Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология — это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.