Рефераты. Внешняя политика США в работах Збигнева Бжезинского






 Пока ни мечты, ни кошмары обеих сторон не имеют больших шансов стать явью. Ни одна из них не станет удовлетворять все чаяния другой, но и худшие опасения каждого из партнёров едва ли оправдаются. В течение по меньшей мере десяти лет у Европы не будет достаточного политического единства и стимулов, чтобы пойти на финансовые жертвы, необходимые для превращения в военную державу глобального уровня.

  Даже более могучая в политическом и военном отношении Европа будет высказывать в международных делах сдержанность, продиктованную ограничениями, которые вытекают из сложной природы её континентального единства и нечёткости её политического профиля. Лишённая миссионерского пыла и самоуверенного фанатизма, будущая Европа могла бы явить вдохновляющий пример политики ответственного многостороннего взаимодействия, в которой, в конечном счёте, и нуждается человечество.





США и Россия

 

Стоит вопрос: в какой мере на роль главного стратегического партнёра США в Евразии годится Россия? Нет сомнений, что она располагает средствами и опытом для этого. Хотя Россия уже не является в точном смысле частью региона Мировых Балкан – времена её господства в Центральной Азии миновали. Москва, тем не менее, оказывает большое влияние на примыкающие к южным российским границам страны и имеет тесные связи с Индией и Ираном.

   В то же время Россия с некоторых пор видит в своих мусульманских соседях взрывоопасный источник политических и экономических угроз.

  И всё же Россия в качестве потенциального партнёра США тоже не лишена недостатков, унаследованных от недавнего прошлого. Также она всё больше воспринимается региональными государствами как бывшая колониальная Европейская держава и всё меньше – в качестве родственного евразийского государства.

   Для России единственный геостратегический выбор, в результате которого она могла бы играть реальную роль на международной арене и получить возможность модернизировать своё общество, - это Европа.

   Для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть её партнёром, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы быть просто её пациентом. Более вероятна ситуация, при которой Россия станет проблемой, если Америка не разработает позицию, с помощью которой ей удастся убедить русских, что наилучший выбор для их страны – это усиление органических связей с трансатлантической Европой.

   Развивающееся между НАТО и Россией сотрудничество, получившее мощный импульс благодаря образованию Совета Россия – НАТО, мешает Москве выдвигать возражения против желания Украины примкнуть к альянсу. Схожие соображения применимы и к неустойчивому Кавказскому региону. Терзаемый изнутри острыми этническими и религиозными противоречиями, регион традиционно является центром борьбы за влияние между Россией, Турцией и Ираном.

   Никто из трёх традиционных претендентов на главенствующую роль в этом пространстве, то есть ни Россия, ни Турция, ни Иран, не обладает сейчас такой мощью, чтобы в одиночку навязать свою волю региону в целом. Даже совместного выступления двоих из них против третьего игрока, скажем России и Ирана против Турции, было бы недостаточно, поскольку в глубине сцены проступают силуэты ещё двух фигур – Соединённых Штатов и Европейского Союза.

   Всё большая очевидность этого положения может даже заставить Россию признать, пусть и скрепя сердце, что её интересам скорее соответствовала бы та или иная форма взаимодействия с евроатлантическим сообществом, направленного на превращение Кавказа в более стабильный, приверженный к сотрудничеству и процветающий регион.

   Хотя сам Кремль выказывал расположение к Западу ещё до 11 сентября, события этого дня помогли оправдать его позицию в обстановке критики со стороны той российской политической элиты, которые считали правительство чересчур уступчивым по отношению к напористой Америке. Стратегическое решение Путина проистекало из реалистичных геополитических расчётов: в условиях возвышения Китая на Востоке, нарастающей враждебности со стороны 300 с лишним миллионов мусульман на Юге, экономической слабости самой России и переживаемого ею демографического кризиса у России в буквальном смысле нет выбора. Соперничать с Америкой было бы бесполезно, а заключить союз с Китаем означало бы подчиниться ему.

   Кремль, несомненно, надеялся, что сближение с Америкой – особенно Америкой, контуженной ударами 11 сентября 2001 года и, следовательно, более склонной сочувственно отнестись к российским интересам, - принесёт ему материальные и геополитические выгоды. Однако, невзирая на подобные прагматические расчеты, сближение с Америкой подразумевало готовность очутиться в одной упряжке с ней, причём слабая сторона была обречена оказаться гораздо более прочно скованной, нежели сильная.

   Таким образом, сделанный Россией и единственно доступный для неё выбор, пусть даже продиктованный тактическими мотивами, предоставил Западу стратегический шанс. Он создал предпосылки для прогрессирующей геополитической экспансии западного сообщества всё дальше и дальше вглубь Евразии. Расширение уз между Западом и Россией открыло для проникновения Запада в некогда заповедную зону российского ближнего зарубежья. Но у России просто не остаётся альтернативы, если она желает сберечь ценнейшее из своих территориальных владений – Сибирь.

   Одной из главных задач евроатлантической политики остаётся целенаправленная поддержка усилий по консолидации России в качестве постимперской страны, развивающей демократию. Учитывая отсутствие у России укоренившейся демократической политической культуры, сохраняющихся имперских амбиций и авторитарные наклонности российских властных структур, серьёзные отступления назад здесь ещё возможны.

   Европе  и  Америке  надлежит  зорко  следить  за  тем,  чтобы  их складывающееся  энергетическое  партнёрство  с  Россией  не  давало Кремлю  новых  рычагов  политического  воздействия  на  соседей. Сотрудничеству с Россией должны сопутствовать одновременные усилия  по  укреплению  геополитического плюрализма в пределах её бывшего  геополитического  пространства,  которые  поставят непреодолимый заслон любым попыткам восстановить империю.

   На  карту  поставлена  будущая  глобальная  роль евроатлантического  сообщества  в  обеспечении  безопасности. Включение  со  временем  в  евроатлантическую  систему  России  в качестве  нормального  европейского  государства  среднего  ранга  позволило  бы  заложить  гораздо  более  прочную и всеобъемлющую основу  для  улаживания  нарастающих  конфликтов  в  западно - и  центральноазиатской  части  Мировых  Балкан.  Тем самым удалось бы утвердить мировое первенство евроатлантических институтов, а  благодаря  их  главенству  было  бы  бесповоротно  покончено  с ожесточённой  борьбой  за  превосходство,  которую  столь  долго, с таким напряжением сил и такими  разрушительными  последствиями  вели  между  собой  европейские  нации.


                               США и Китай

 Многие  предрекают  Китаю  будущее  новой  мировой  державы, основываясь  на  темпах  его  развития  сейчас.  Но  такой  взгляд  не учитывает  ни  фактора  экономической  уязвимости  Китая,  ни  проблемы  отсутствия  непрерывности  в  политике.

   Во-первых,  совсем  не  обязательно  то,  что  Китаю  удастся  сохранить  бурные  темпы  роста  в  дальнейшем  по разным причинам.  Во-вторых,  динамичный  характер  экономической  трансформации  Китая,  включая  его  социальную  открытость остальному миру,  в  далёкой  перспективе  начнёт  противоречить  относительно  замкнутой  и  бюрократически  жёсткой  диктатуре. В-третьих,  даже  если  Китай  избежит  серьёзных  политических  кризисов  и  даже  если  ему  удастся удержать  невероятно  высокие темпы  экономического  роста,  страна  всё  равно  останется очень  бедной  по  сравнению  с  другими  государствами.

   Подытоживая  сказанное:  маловероятно,  что  вскоре  Китай станет по ключевым  показателям  действительно  мировой  державой.  Но  и  при  таком  раскладе  страна  делает  значительные  шаги, позволяющие  стать  доминирующей  региональной  державой  в  Восточной  Азии.

   Реализация  любых  перспектив развития Китая  зависит  не  только  от  хода  своего  развития,  но  и  от  действий  США  и  их  присутствия  в  регионе.  Оставшаяся  не  у  дел  Америка  сделала  бы  наиболее  вероятным  сценарий  сильного  укрепления  Китая,  и  он  вскоре  стал  бы  настоящим  политическим  и  экономическим  гигантом.  Попытка  же  снизить  рост  мощи  КНР  потребовала  бы  от  Соединённых  Штатов  приспособления  и  самоограничения.  Китайцам  это  известно,  и  таким  образом  китайская  внешняя  политика  должна  быть  главным  образом  направлена  на  оказание  влияния  на  действия  США  и,  особенно  на  крайне  важные  связи  между  Америкой  и  Японией.  При  этом  во  взаимоотношениях  Китая  с  другими  государствами  тактика  должна  меняться  с  учётом  этого  стратегического  интереса.

   Главная  причина  нелюбви  Китая  к  Америке в  меньшей  степени связана  с поведением  США,  скорее  она  вызвана  тем,  что  Америка представляет  собой  в  настоящее время  и  где  она  находится.  Китай  считает её  мировым  гегемоном,  одно  только присутствие  которого  в  регионе,  основанное на его авторитете в  Японии, сдерживает процесс расширения китайского влияния.  Поэтому задача китайской политики – использовать американскую мощь для того, чтобы мирным путём «нанести поражение» её гегемонии в регионе, но не пробуждая при этом скрытых японских региональных устремлений.

   Вторая цель Китая предполагает воздержание от каких-либо серьёзных конфликтов с ближайшими соседями, даже продолжая вести поиск путей достижения регионального превосходства.

   Мирное укрепление позиций Китая в регионе облегчит ему достижение главной цели: размыть американскую власть в регионе до такой степени, чтобы ослабленная Америка почувствовала необходимость сделать пользующийся региональным влиянием Китай своим союзником, а со временем иметь его, ставшего влиятельной мировой державой, своим партнёром.  К этой цели нужно стремиться таким образом, чтобы не подстегнуть ни расширения оборонительных масштабов  американо-японского альянса, ни замены американского влияния в регионе японским.ериканскую мощь для того, чтобы мирным путём "ого влияния. ени связана  с поведением  США,  скорее  она  вызвана  РеОиии
Список используемой литературы:

1.  Збигнев Бжезинский: «Великая шахматная доска». М. 2003

2.  Збигнев Бжезинский: «Выбор». М. 2005

3.  Д.В. Корнилов, Р.В. Манекин: «З. Бжезинский: who is who»


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.