Рефераты. Внешняя и внутренняя политика СССР 1984-1991 гг.






а тем более о развитии туристических связей и речи быть не могло. Тем не менее оба лидера в конце встречи пришли к выводу, что вывод из тупика советско-японских отношений отвечает интересам обеих стран. Во время своего визита Ясухиро Накасонэ выступил в ИМЭМО АН СССР с лекцией. На ней он заявил, что в сегодняшней реальности приоритетной задачей следует считать ликвидацию тех нерешенных проблем, которые служат причиной политической напряженности в регионе. Прежде всего, и это касается Японии и СССР, должен быть решен вопрос северных территорий, а отсутствие мирного договора, который бы заложил бы основу взаимного доверия, служит самой главной причиной такого положения. Да, вопрос о северных территориях прочно вошел в повестку дня всех встреч между двумя странами. В самой Японии он принял огромную популярность. Доходило до того, что по улицам Токио

разъезжали автобусы, увешанные плакатами типа: “Осуществить немедленное возвращение северных территорий Японии!”, “Прекратить незаконную оккупацию Советским Союзом Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана!”, “Четыре северных острова --- исконно японские земли!” И это в целом была не “самодеятельность” - компания направлялась правительством. Правительство Японии придерживаясь

в политике в отношении СССР основного курса, направленного на осуществление одновременного возвращения четырех северных островов, заключение японо-советского мирного договора и установление стабильных отношений. Как известно, договоры по заключению мирного договора ведутся между СССР и Японией с перерывами начиная с 1955г., когда стороны приступили к обсуждению вопроса о нормализации отношений после второй мировой войны. Однако мирный договор

так и не был заключен из-за расхождения позиций Москвы и Токио по вопросу о принадлежности островов Кунашир, Итуруп и Малой Курильской гряды. Японское правительство заявляло, что подпишет мирный договор только при том условии, если в нем будет четко определено, что “северные территории” переходят к Японии. В обосновании данной позиции японской стороной приводятся различные аргументы. Но с какой решительностью японцы считают, что “северные территории” являются их, с не меньшим убеждением советские граждане воспринимают эти территории исконно своими. В январе 1991г. в Москву с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Японии Таро Накаяма. Визит был посвящен подготовке пребывания М.С.Горбачева в Японии. Обсуждались конкретные даты визита, ход подготовки к этому событию. Состоялся предварительный обмен мнениями по наиболее трудному вопросу разработки мирного договора - территориальному. Президент и министр условились продолжать интенсивную по всем направлениям подготовку советско-японской встречи в верхах. Во время визита А.А.Бессмертных отметил, что в последние годы между СССР и Японией наметилась определенное отставание. Темпы диалога отстают от общестремительной динамики демонтажа структур и стереотипов “холодной война”. Он выразил надежду, что предстоящий визит Горбачева откроет реальные возможности предать принципиально новые качества отношениям между СССР и Японией. Курс на улучшение отношений с Японией - это стратегическая линия советской внешней политики. Это линия Президента СССР. Это воплощение консенсусного  мнения советского общества, - подытожил он. Т. Накаяма сообщил, что парламент, общественность и деловые круги приветствуют приезд М.С.Горбачева. В совместном советско-японском сообщении для печати цель визита была охарактеризована как обеспечение кардинального улучшения советско-японских отношений, вывести их на качественно новый уровень и внести важный вклад в дело обеспечения мира и процветания АТР и во всем мире.25 марта 1991г. Горбачев встретился с Генеральным секретарем Либерльно-демократической партии Японии Итиро Одзавой. Во время встречи И.Одзава, согласившись с такой оценкой, с тем, что улучшение советско-японских отношений принесло бы большую пользу не только

двум странам, но и всему миру, сослался на единственное препятствие - проблему “северных территорий”. Горбачев признал наличие проблемы, но предложил искать новые пути для достижения развития отношений между СССР и Японией. Горбачев заявил, что советская сторона настроена на новую динамику в переговорах по мирному договору, в ходе которых готовы рассматривать и решать любые вопросы на максимально справедливых основах. По приглашению Правительства Японии

министр иностранных дел СССР А.А.Бессмертных с 29 по 31 марта 1991г. нанес официальный визит в Японию. Состоялось продолжение обсуждения вопросов, касающихся официального визита в Японию Президента. Сошлись в том, что этот визит должен стать поворотным в советско-японских отношениях. Были продолжены переговоры, касающиеся  заключения советско-японского мирного договора, в

соответствии с договоренностью, зафиксированной в совместном советско-японском заявлении от 10 октября 1973 г. В апреле 1991 г. состоялся визит Горбачева в Японию. Японцы ожидали от этой встречи , что Президент Горбачев, будучи в Японии выступит с какими-то комментариями по вопросу об интернировании японских солдат, а по  возвращению в Москву примет в связи с этим надлежащие меры. Затем японская сторона считала, что вывод советских военных сил “северных территорий” был

бы существенным шагом в налаживании взаимного доверия между Японией и Советским Союзом. Полный поэтапный  вывод ослабил бы угрозу, которую японцы ощущали со стороны Советов. И, наконец, что бы добиться решительного оздоровления обстановки и сразу сделать все отношения между двумя странами “полнокровными”, было бы важно и неизбежно заключения мирного договора,

закладывающего фундамент под такие отношения. Японская общественность считала, что Советский Союз не может уклониться от возвращения четырех северных островов. Возвращение Хабомаи и Шикотана было обещано, когда премьер-министр Хатояма посетил Советский Союз в 1956г. Таким образом, нынешний территориальный спор между Москвой и Токио касается лишь двух оставшихся островов Кунашира и Итурупа. Перед поездкой в Японию у советской стороны было два варианта позиции. Первый вариант был сформулирован помощником  Горбачева А.С.Черняевым и заключался

в возвращении к Декларации 1956г. Второй же вариант позиции заключался в том, что бы не принимать позиции возвращении к Декларации 1956г. В результате визита Советский Союз признал территориальную претензию Японии, был перечислен список спорных островов, были обозначены позиции обеих сторон. Кроме этого был подписан Меморандум о советско-японских межправительственных консультациях и Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия реформам по переходу на рыночную экономику в СССР.


(1.“В поисках нового мышления: о политике СССР в отношении Японии”. Г. Кунадзе, “МЭ и МО”. № 8, 1990 г.

  2.СССР - Япония “Шаг к диалогу”.  М. Демченко, “МЭ и МО”. № 4, 1986 г.

  3.“За успех японо-советской встречи в верхах: взгляд из Японии”. Х. Кимура, “Коммунист”. № 4 1991 г.

  4.“Заложить основы нового международного сообщества”. Я. Накасонэ, “МЭ и МО”. № 10, 1988 г.

  5.СССР - Япония  “Можно  ли обойти рифы”. М. Юрин, “Азия и Африка сегодня”. № 9, 1990 г. )


Раздел II. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР 1984-1991 г.


Глава I. ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1984 - 1991 г.


 С конца 70-х годов советское политическое руководство все чаще стало выдвигать идею об отказе применения ядерного оружия первыми. 12 июня 1982 года Советский Союз заявил об этом официально. В этом же году Министр обороны маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов заявил: «Лишь чрезвычайные обстоятельства - прямая ядерная агрессия против Советского государства или его союзников - может заставить нас прибегнуть к ядерному удару возмездия, как последнему средству самообороны». Политическое заявление нашло отражение в положениях военной доктрины, что сказалось и на стратегических вооружениях. Потребовалось провести модернизацию ракетных комплексов, направленную на повышение стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва и, прежде всего, к действию нейтронного излучения.

 Получили дальнейшее развитие морские стратегические ядерные силы. В конце 70-х годов на вооружение принимается ракетный подводный крейсер типа «Кальмар» с ракетами Р-29Р, оснащенными разделяющейся головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения. В 1982 году на испытание вышла головная подводная лодка типа «Акула» ракетной системы «Тайфун». Она несла 20 твердотопливных ракет Р-39 с 10 боеголовками типа «МИРВ» на каждой и дальностью полета свыше 8000 км. «Акула» стала самой крупной подводной лодкой в мире. Всего было построено шесть таких крейсеров. Следует отметить, что по ряду параметров они уступали американским ПЛАРБ типа «Огайо».

 В 1982 году все части ВМФ и ВВС, входящие в стратегические ядерные силы, получили более совершенные средства управления. С 1987 года началось развертывание мобильного грунтового БРК «Тополь» с ракетой РС-12М. В 1988-1989 годах на вооружение принимаются МБР РС-18В и РС-22 шахтного базирования, способные нести по 10 боевых блоков индивидуального наведения, а также модификацию РС-22 для боевого железнодорожного комплекса. С их вводом в группировку РВСН боевые возможности советских стратегических ядерных сил по нанесению ответного удара заметно возросли.

 В 80-х годах также совершенствовалось оружие морских и воздушных компонентов ядерной триады. Был принят на вооружение ракетные подводные крейсера типа «Дельфин» с БРПЛ Р-29РМ, имеющей высокие тактико-технические характеристики. Дальняя авиация стала пополняться бомбардировщиками Ту-95МС6 - носителями крылатых ракет большой дальности, а потом и Ту-95МС16 (нес 16 КР), что существенно увеличивало боевые возможности стратегической авиации. С 1987 года началась опытная эксплуатация ракетоносца Ту-160, по своим боевым характеристикам превосходящего американский В-1В. Предполагалось, что всего будет развернуто 100 таких самолетов.

 Однако, известные политические события, а именно - развал СССР, распад единого военно-промышленного комплекса, изменение политических внутренних и внешних ориентиров, разрушение промышленно-финансовой системы страны, существенно подорвали стратегический, прежде всего, военный потенциал нашей Родины, уничтожили возможность реализации идеи поддержания на должном уровне СЯС России, а, следовательно, и с таким трудом достигнутый паритет в вопросах СНВ между США и СССР.


Глава II. ПЕРЕСТРОЙКА. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.


 Понятие "перестройка"  весьма  спорно:  каждый подразумевает под ним нечто,  соответствующее его политическим взглядам.  Кто говорит, что  перестройка  уже закончилась,  кто говорит,  что еще не начиналась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как  совокупность общественно-политических процессов в период 1984 -1991 годов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.