Рефераты. Власть и властные отношения






Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений  субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)— второго важнейшего элемента власти. Власть—всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх—это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на ин­тересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряже­ний, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объек­та является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет сво­ему руководителю.

 Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави­сит также еще от одного важного фактора — неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело­века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.

Власть — возникающая на основе естественного не­равенства, всегда носит характер межличностного взаи­модействия, всегда персонифицирована. Возникает под­чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре­имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять­ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра­чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза­висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи­чески или слабее. Именно такая власть носит более опре­деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На­пример, руководитель предприятия, лидер партии обла­дают исключительным правом на принятие решений, обя­зательных для подчиненных.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре­сурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те сред­ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа­ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело­века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь­зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует не­сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор­мативные.

К утилитарным относятся материальные и другие со­циальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори­ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес­печить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко­номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценно­сти, необходимые для общественного производства и по­требления (деньги, продукты питания, полезные ископае­мые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци­альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физиче­ского принуждения, специально подготовленные для это­го люди.

Специфическим ресурсом власти является сам чело­век (демографические ресурсы). Люди — это универсаль­ный, многофункциональный ресурс, который создает дру­гие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает­ся в экономическом, политическом и идеологическом видах.

Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствую­щих экономических интересов.

Идеологическое господство представляет собой мо­нополию идеологической системы взглядов, оправдываю­щих справедливость существующего экономического и по­литического порядков.

Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя­зей, отношений субординации и требует безусловного под­чинения исполнителя руководителю. Основа руководства — административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осу­ществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.

Через управление и организацию осуществляется ре­ализация политических, экономических и иных программ.

Управление — это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодей­ствие между трудовыми коллективами, партиями, населе­нием области, района и т. п.

Контроль — это способность властных органов и ин­ститутов постоянно следить за тем, как реализуются зако­ны, указы и распоряжения власти.

Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельно­сти. Применительно к такому сложному социальному орга­низму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в це­лом. В рамках этой системы разрабатываются и принима­ются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.
















2.

Виды власти. Проблемы легитимности власти

Особенности различных элементов власти — субъекта, объ­екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, соци­альную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть — это контроль над экономи­ческими ресурсами, собственность на различного рода ма­териальные ценности.

Социальная власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осу­ществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом при­знаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для вся­кой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.