Рефераты. Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития , студентка)






Тем не менее, макроэкономическое регулирование в Монголии проводилось под контролем международных финансово-экономических организаций и стран-доноров, таких, как Азиатский банк развития, Мировой банк, США, Япония и ФРГ. Причем предоставление кредитов со стороны этих организаций и стран обусловливалось выполнением Монголией ряда их рекомендаций по урегулированию перехода к рыночным отношениям.

В условиях перехода к рыночным отношениям Монголия осуществляла открытую внешнеэкономическую политику. Была проведена поэтапная либерализация внешней торговли, сокращены до минимума лицензирование и квотирование, значительно снижены импортные пошлины практически на все виды оборудования, запасные части и другие товары.

Но политика открытости внешнему миру имеет целью формирование и предоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в страну иностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий, современных методов управления в сферах производства и сервиса. Экспорт в КНР, США, Россию, Южную Корею, Австралию, Великобританию, Италию, Японию составляет 98% общего экспорта Монголии. Соответственно 90% общего импорта Монголии приходится на следующие страны: Российскую Федерацию, КНР, Южную Корею, Японию, Германию, США, Сингапур, Австралию (см. Приложение 3). На долю ГОК “Эрдэнэт” в 1999г. приходится 60% общего экспорта, 35% ВВП Монголии[1], причем медный концентрат большей частью экспортировался в КНР, Россию, Южную Корею, Японию и Казахстан (95,6%), а молибден (83,7%) – в Китай, США, Россию, Швейцарию[2].


2.       Научно-теоритеческие концепции и практика.


Основополагающие идеи внешнеполитического курса новой Монголии были заложены в Программу действий первого коалиционного правительсьтва осенью 1990 года.  Внешняя политика была сформулирована следующим образом:

- полное использование внешних факторов для углубления перестройки и продвижения социально-экономического развития страны;

-  открытая внешняя политика;

-  соблюдение принцина равноправия и взаимной выгоды;

- определение объема и форм сотрудничества, исходя из критериев эффективности;

- погашение внешних займов в короткие сроки за счет доходов, получасмых в ходе использования кредитов;

-   предеставление льгот иностранным инвесторам;

-   выбор проектов сотрудничества на конкурсной основе;

-  создание специальной таможенной зоны и консигнационных складов;

- предоставление гарантий зарубежным инвесторам;

-  обеспечение условий для перевода их прибылей за рубеж1.

Из данного раздела правительственной Программы видно, что в ней заложен прагматизм как основополагающий принцин стратегии и тактики политики Монголии. На базе этой Программы была составлена и утверждена правительством программа деятельности Министерства внешних сношений, в которой была выдвинута задача использования внешнего фактора “для угубления перестройки и продвижения социально-экономического развития страны”.  Общие критерии определения национальных интересов, которыми страна должна руководствоваться во внешней политике, были сформулированы в новой Конституции Монголии, где говорилось, что специфические внутренние и внешние условия развития страны формируют базис для определения объектов, приоритетов и принцинов внешней политики государства.

Дальнейшая корректировка внешней политики Монголии была связана с зондированием почвы для активизации сотрудничества с такими влиятельными и экономически мощными государствами как Япония, США и Великобритании при сохрании курса на поддержку дружественных и взамно–выгодных политических связей с Россий и Китаем.

Последовательная внешняя политика страны связана с принятием новой Конституции Монголии 13 января 1992 года2.  Согласно Конституции 1992 года, Монголия дожна придерживаться универсально признанных норм и принцинов междунарадного права и проводить миролюбивую внешнюю политику и не должна выполнять те международные договора и соглашения, которые противоречат основному закону.  Последующая корректировка внешней политики Монголии связана в первую огередь с новыми подходами к проблемам национальной безонасности, которые были определены в двух программных документах Монгольского парламента, первый из которых представлен Конценцией национальной безопасности Монголии1, другой - Конценцией внешней политики Монголии2.   Впервые в истории Монголии были разработаны, приняты и опубликованы научно-теоретические вместе с практическими установками концепции национальной безопасности, внешней и военной политики страны.  Они обрели в Монголии общее признание, поскольку глубоко отразили политические и геоэкономические проблемы национальной безонасности и задачи по их решению, то есть вполне соответствовали как международным тенденциям развития мира, так и возможностям республики использовать внешний фактор в своих собственных национальных интересах.

В Конценции Национальной Безонасности (КНБ) Монголии прежде всего определены её основные направления:

-  безопасность существования страны;

-  безопасность общественного строя и государственного устройства;

-  безопасность прав и свобод граждан;

-  экономическая безопасность;

-  научно-технологическая безопасность;

-  информационная безопасность;

-  безопасность Монгольской цивилизации;

-  безопасность населения, его генетического фонда;

Примечательно, что в этом документе провозглашена идеологическая основа обеспечения национальной безопаности, названная национальным патриотизмом, сформулировано такое понятие как жизненные национальные интересы Монголии - обеспечение существования Монгольского народа и его цивилизации, территориальной целостности, государственной независимости и сувернитета страны, нерушимости границ, относительной экономической независимости, устойчивой экологии и национального единства.  В целом  же ”национальная безопасность” означает положение, гарантирующее и обеспечивающие коренные интересы Монголии, благоприятные внешние и внутренние условия развития.  В Конценции национальной безопасности представлен перечень потенциальных внешних угроз, свидетельствующих о том, что Монголия не исключает возможность попыток со стороны внешнего мира угрожать ее суверенитету и благополучию.  В их числе:

-совершение или угроза совершения вооруженной агрессии против Монголии со строны любого государства или других сил;

-проведение политики, направленной на насильственное изменение государственной независимости, на подрыв национального единства Монгольского народа;

-препятствование свободному общению с другими государствами в соответствии с нормами международного права и оказание давления;

-организация и ведение террористической, диверсионной и разведывательской длятельности против Монголии и её граждан, а также провокация и содействие деятельности подобного рода;

-попытки посильно настаивать  свои идеи и интересы в Монглии и  решать спорные вопросы посредствам силовых методов;

-возникиовение в мире, регионах и субрегионах противоречий, кризисов и вызовов, способных повлиять на Монголю и вовлечь ее в войну;

-нанесение вреда экономике Монголии,  покушение на  совершение государственного переворота, использование страны в качестве плацдарма для нажима и действий, направленных против других стран;

-изменение государственных границ, незаконный переход границы, нарушение пограничного режима;

-вовлечение в борьбу, столкновения и противоречия между приграничными странами, причинение ущерба в результате их внутренних противоречий и кризисов;

-массовый исход иммигрантов из соседних стран;

-возиикновение природных и экологических бедствий, появление и распространение острых эпидемий1.

Конценция внешней политики Монголии (КВП) во многом повторяет содержание КНБ, что свидетельсливует об их органической взаимосвязи: с точки зрения внешней политики первый документ в основном касается внешней безопасности Монголии, а второй - путей, направлений и методов реализации КНБ.

Политические реформы в Монголии привели к коренному пересмотру принцинов, целей, задач и приоритетов международного сотрудничества.  Основу Конценции внешней политики составляют пять статей, в которых последовательно рассматриваются стратегия и тактика МНР на международной арене и задачи внешней политики в таких областях как политика, экономика, наука и техника, культура и т.д.

Задачи внешней политики заключаются в следующем:

Во-первых: средствами дипломатии защищать безапасность страны и ее национальные интересы;

Во-вторых: создавать благоприятные внешние условия для  обеспечения экономического развития и научно-технического прогресса.

Кроме того, в КНП содержится постановка вопроса о взаимоотношениях малых и крупных государств. Сознавая свою определённую уязвимость в плане внешней безопасности, Монголия, согласно рассматриваемому документу, должна рассчитывать на помощь и поддержку великих держав. Но при этом считает: необходимо проводить открытую, неприсоединительную, широко диверсифицированную внешнюю политику1.

Документ рекомендует несколько направлений внешней политики в качестве приоритетных. На первое место в нем выдвинулось сотрудичество с двумя соседними государствами - Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В этом заключается основное отличие новой конценции от преждней внешнеполитической доктрины МНР, предусматривавшей опору страны только на одно соседнее государство - Советский Союз.

На втором месте - курс на сотрудничество с высокоразвитыми странами - США, Японией, Великобританией, Германией, Южной Кореей, и т.д.  Пытаясь уравновесить взаимосвязь с Россией и Китаем, с одной стороны, отношения с третыми странами, с другой, Монголия приступила к поиску ”Третьей силы”, на которую она в случае чрезвычайных событий могла бы опереться.

Из Концепции вытекает, что такая “третья сила” может быть комплексной, то есть сформулированной поддержкой и помощью нескольких государств. Возможно, такая идея была навеяна высказываниями бывшего Госсекретаря США Д.Бейкера, во время его двукратных визитов в Монголию в начале 90-х гг., и подчеркивающего что США ­ это третий сосед Монголии.  Но в Концепции число таких соседей значительно расширено – в него входят Япония, Германия и многие другие сильные государства.

Концепция внешней политики отдает должное необходимости развития сотрудничества Монголии со странами-членами СНГ. Страна заявила о своей готовности проводить внешнюю политику в отношении стран СНГ по линии двусторонних политических, экономических и научных контактов и, вместе с тем сотрудничать с ними в рамках различных международных организаций.  Большое место в КВП отведено вопросам международного экономического сотрудничества.  В основу внешнеэкомномической деятельности Монголии положен принцип экономической безопасности, декларированной в Конценции национальной безопасности, где сказано: экономическая безопасность – это создание такой структуры экономики, которая обеспечивает воспроизводство, используя внутренние ресурсы и возможности, обеспечивает потребности народа, создает экономический потенциал, укреплявщий независимость и способный в течение определенного времени, если того потребуют обстоятельство, прокормить страну.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.