Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным . Типом государства называется «совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы»1 . «Исторический
1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23
тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.2
Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом.
Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
Цивилизованный подход:
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над
1 Теория государства и права .М., 1985. с.82
2 Теория государства и права .М., 1985. с.41
3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210
эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности :
демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа :
1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.3
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.4
Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .
1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий неограниченное право
2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.
3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.
4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.
Форма государственного правления позволяет уяснить :
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
- В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5