Рефераты. Сущность политического манипулирования






Согласно теории управляемого хаоса, «…с помощью целенаправленного воздействия на определенные центры социальной организации и коррекции их действий можно ослабить общественный порядок, резко усилить хаотические процессы и создать (даже искусственно) кризисную, бифуркационную ситуацию. В такой ситуации посредством тщательно подготовленных, опирающихся на современные синергетические и другие технологии акций можно радикально изменить общественную систему в нужном направлении, в том числе навязать ей тупиковые или неэффективные модели общественного устройства и даже вызвать деградацию и распад государства» [Пугачев, 2003, 72].

Действенность такого воздействия на систему не в его силе, а в правильно выбранных точках и направлениях воздействия. «Малые, но хорошо организованные воздействия на правильно выбранные процессы или центры самоорганизации чрезвычайно эффективны. Очень важно, чтобы такие воздействия были резонансными, т.е. вызывали бурное нарастание других, желательных для управляющего и содержащих большой энергетический потенциал спонтанных процессов» [Пугачев, 2003, 72]. В.П. Пугачев приводит в пример триггерную или акупунктурную технологию, получившую развитие в рамках концепции управляемого хаоса, согласно которой, для приведения системы в состояние хаоса достаточно воздействовать лишь на ключевые точки и процессы этой системы, а не на все элементы в совокупности. На уровне общества в целом воздействие может быть направлено на установление контроля над электронными СМИ, определенной ценовой политика и т.п.

Синергетические технологии могут использоваться не только в применении ко всему обществу, но и к его различным сферам, в том числе их активно применяют в области общественных ценностей и убеждений.  Ценности и убеждения людей определяют их поведение, формы и пути реализации их интересов. Ценности – это то, что значимо для человека, служит объектом его отношения и оценки. Убеждения – суждения и оценки, которые касаются нас самих, других людей и любых явлений окружающего мира, убеждения играют ведущую роль в определении эмоциональной реакции человека, формировании и изменении ценностей. Путем разрушения или трансформации базовых ценностей можно разрушить и изменить весь ценностный мир человека или способ восприятия им реальности, его поведение.

В частности воздействие на ценности общества нашло свое применение в реализации технологии мыслей-вирусов, которая позволяет трансформировать систему общественно-политических ценностей. Мысли-вирусы – «это убеждения, ограничивающие наше восприятие мира, мышление и действие» [Пугачев, 2003, 77]. Они глубоко укоренены в подсознании, нервной системе, опираются на определенные потребности человека и обещают их быстрое удовлетворение, но не основаны на выводах разума и опыта. В.П. Пугачев говорит о том, что в последние десятилетия россиянам активно внушается мысль-вирус об их национальной ущербности, который использует эффект самореализующегося прогноза, т.е. в обществе происходят события, которые люди сами ожидают и к которым готовятся, выстраивая определенные модели поведения. «У людей, зараженных вирусом национальной ущербности, атрофируется способность к самостоятельному критическому мышлению, а главное, к поиску конструктивного решения проблем. Созидательную активность парализует воплощенный в мысли-вирусе негативный оценочный стереотип», - утверждает исследователь [Пугачев, 2003, 79].

2. Технологии манипулирования


В.П. Пугачев выделяет манипулирование в узком смысле – «скрытое управление человеком (группой), осуществляемое вопреки его желанию и сохраняющее у него иллюзию самостоятельного выбора» [Пугачев, 2003, 85]. Он приводит модель технологии управления и ее применение в избирательных кампаниях.

Модель включает три основных этапа:

1)                На первом этапе необходимо разработать общую модель или сценарий манипуляции:

- в связи с этим нужно определить цель манипуляции, а также общие направления действий адресата, обеспечивающих ее достижение;

 - собрать наиболее полную информацию об объекте;

 - определить мишени, т.е. точки приложения воздействия, обладающие мотивационной силой (потребности, ценности, убеждения, привычки, стереотипы, слабости и т.д.), таких мишеней может быть несколько;

- далее следует выбрать стимулы и приманки (помогают привлечь внимание к стимулам), способные воздействовать на мишени;

- при этом необходимо учесть возможности манипулятора поразить выбранные мишени (проверка собственных ресурсов и возможностей);

- основываясь на собранной информации и проведенном анализе, разработать общую модель и сценарий манипулирования.

2)                Второй этап предусматривает реализацию выбранной модели, проведение комплекса соответствующих мероприятий:

В рамках данного этапа необходимо

- подготовиться к осуществлению манипуляционных действий (подготовка специалистов, налаживание связей со СМИ, составление сметы расходов и т.д.);

- установить контакт с адресатом, подстроиться к нему, создать доверительные отношения;

- подготовить объект к восприятию стимула (желательны состояния, притупляющие рациональное мышление: транс, эмоциональное возбуждение и т.д.);

- применить стимулы и приманки, побудить адресата к действию с их помощью.

3)                Последний этап заключается в использовании выигрыша, полученного от манипуляции, на этом этапе манипулятор, как правило, действует скрыто, так как ему необходимо создать у объекта иллюзию свободно сделанного выбора.


3.               Технологии программирования психики


Программирование психики – «ее сознательное изменение с целью формирования определенных потребностей, ценностей, убеждений и установок, а также способов восприятия действительности и поведенческих реакций. Программирование психики, менталитета, основных ценностей и установок личности позволяет программировать, заранее предопределять ее политический выбор, линию социального поведения» [Пугачев, 2003, 94]. Часто программирование психики предшествует применению собственно технологий манипуляционного воздействия и предусматривает «формирование у человека (группы, общества) психических структур  и индивидуальных черт, предопределяющих его поведение  в определенных ситуациях и часто используемых в качестве мишеней для манипулятивных акций» [Пугачев, 2003, 92]. В современном мире возможности программирования психики резко возрастают за счет эксплуатации ряда институтов социализации: семьи, школы, учебных заведений, СМИ, религиозных, политических, общественно политических организаций и т.д. Становление личности включает как стихийный процесс социализации (усвоение общественных норм, правил поведения в повседневном опыте), так и адаптацию в результате целенаправленной учебно-воспитательной работы различных институтов социализации. Государство может поставить под контроль телевидение, радио, школы и т.д., формируя определенный тип личности. Так, по мнению многих исследователей, в современной России активно формируется массовое потребительское индивидуалистическое мировоззрение. Большую роль в формировании массового сознания играют СМИ, которые в современном обществе часто контролируются теми или иными политическими силами. На уровне СМИ манипуляция может происходить, например, следующим образом: зрители вводятся в состояние транса с помощью монотонной речи, диктор несколько раз повторяет одну и ту же мысль, подчеркивает ее особой интонацией,  последовательность банальных фраз настраивает телезрителя на согласие, он соглашается и с выводами, следующими за этими фразами,  даже если они не отражают его интересы.

Сам язык, на котором ведется трансляция передачи или общение кандидата с избирателями, может служить средством программирования психики и, как следствие, манипуляции. С.Г. Кара-Мурза утверждает, что в России сейчас активно создается новый язык путем засорения русского языка терминами, иностранными словами, жаргонизмами, «словами-амебами», которые не несут семантической и коннотационной нагрузки, свойственной исконным словам. Создается искусственный язык, призванный притупить внимание слушателей, размыть истинный смысл сообщения, лишить его целого ряда связей и ассоциаций. Смысл слов размывается, содержание практически сводится к нулю. Например, слово «война» заменяется на слово «операция», «наемный убийца – киллер», «руководитель – лидер» и т.д.

Знания и умения в области использования слова и воздействии его на человека дают большие преимущества в политике. К технологиям НЛП, гипноза, психолингвистики (особенности восприятия речи) обращаются специалисты в области рекламы, политического консультирования, избирательных технологий.

4. Технологии информационного обмана


Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.

В современном обществе истинность политической информации не может быть проверена на индивидуальном опыте, поэтому человек вынужден полагаться на суждения и оценки, которые преподносят ему СМИ. В.П. Пугачев уверен, что при сегодняшнем уровне развития СМИ «с помощью телевидения, радио и рекламы можно внушить людям идеи и ценности, весьма далекие от реальности и их интересов» [Пугачев, 2003, 68]. Грамотно и профессионально проведенная рекламная кампания, вкупе с другими способами воздействия, способна повлиять на психику людей и заставить их сделать нужный манипулятору выбор. При этом становиться излишним применение физического воздействия на политических оппонентов. Не случайно в России в постсоветский период широкое распространение получил PR (особенно черный). Власть имеет административные и финансовые ресурсы для контроля СМИ: «тот, кто контролирует информацию, обладает широкими возможностями для влияния на общественное мнение и политическое поведение в своих интересах. Обнародуется, как правило, та информация, которая выгодна имиджу власти, и потому здесь тоже возникает источник манипулирования мнением общества» [Горчева, 2002, 93].

Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.

В странах, где широко распространена цензура, существует дефицит новостей, информации. В демократических же странах информационное поле открыто и происходит перенасыщение информацией, поэтому возникают критерии отбора информации – ее общественная значимость и рыночный потенциал. В зависимости от значимости информация поступает в эфир, попадает на страницы различных изданий, таким образом, манипуляция может происходить путем «сосредоточения внимания в центре информационного поля» [Цуладзе, 2000, 57], а темы, признанные незначимыми, сознательно отодвигаются при подаче информации на второй план.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.