Рефераты. Сущность и особенности политической теории марксизма






Бланкизм, продолжил Бернштейн, не есть только теория метода, это теория неизмеримой творческой силы революционной политической власти и ее проявления - революционной экспроприации.

Оппонент марксистской стратегии упрекает ее авторов в том, что пролетарский терроризм провозглашался чудесной силой, способной довести производственные отношения до высоты, считавшейся предварительным условием преобразований общества в социалистическом духе. Бернштейн же считал, что пролетарский терроризм, пролетарская политика при тогдашнем положении Германии может произвести лишь разрушительное действие и оказать в политическом и экономическом отношении реакционное влияние.

В свете исторического опыта весьма реалистическими оказались предостережения Бернштейна, идущие вразрез с господствующими тогда в немецкой и международной социал-демократии представлениями о якобинско-бланкистских попытках решения хозяйственных проблем путем политического вмешательства в недозревшую для социализма экономику.

Формально обобществленные все наличные производительные силы требовали для своего функционирования непрекращающегося применения административных, принудительных, не экономических мер. Процессы общественного воспроизводства стали протекать исключительно под воздействием чрезвычайных насильственных мер, т.е. политического фактора, что не могло не вести к гипертрофированной роли государственных, политических институтов власти. Вспомним о «деспотическом вмешательстве» в право собственности и в «буржуазные производственные отношения» из «Манифеста...».

Однако практика все-таки свидетельствует, что, в конечном счете, экономика развивается по своим собственным объективных законам производства и воспроизводства, а последние достаточно автономны и впрямую не зависят от государственных и политических институтов.

Четкие формулировки тактико-стратегических целей рабочего движения в двух его вариантах дали видные представители немецкой социал-демократии - Э. Бернштейн и Р. Люксенбург.

Бернштейн изрек известную формулу: «То, что считают конечной целью социализма, для меня ничто, движение - все». Р. Люксенбург ответствовала, что «именно эта конечная цель превращает все рабочее движение из бесплодного штопания, предпринимаемого для спасения капиталистического строя, в классовую борьбу против этого строя с целью его окончательного уничтожения».

Необходимость теоретического обоснования этих формулировок породило их различное толкование. Бернштейн считал, что социалистическое движение не зависит от теории. Она может дать объяснение движению, указать ему определенные пути, но социалистическое движение черпает свои силы и свои права из «фактических отношений и проистекающих из них потребностей и возможностей». Его оппоненты, прежде всего в лице Р. Люксенбург, напротив, исходили из того, что в программе должны формулироваться не только конечный пункт исторического развития общества, но и все промежуточные фазы этого развития; указания о соответствующем поведении в целях приближения к социализму в каждый данный момент и т.п.

Реформистское крыло рабочего движения отказалось от единого унифицированного теоретического обоснования своих тактико-стратегических установок, поскольку теория находится в постоянном развитии. Тем самым на вооружение брался бернштейнианский подход. Поэтому анализ реформистских взглядов на соотношение целей и средств, соответственно экономических и политических факторов, невозможен без обращения к теоретическим посылкам Э.Бернштейна.

 Люксембург считала теорию Бернштейна первой и последней попыткой дать реформизму теоретическое обоснование. «Последняя» в том смысле, что реформизм (оппортунизм) в творчестве Бернштейна завершил свое развитие в теории и дошел до своих конечных выводов. Дополнительный штрих: критику в свой адрес со стороны Люксембург Бернштейн считал самой лучшим.

Концепция Бернштейна, таким образом, проделав определенную эволюцию, пришла к своему политическому завершению. При чем, эта эволюция, как представляется, отражала логику исторического развития, не взрывая и не обращая ее в историческое назад, не идя по проторенным коммунизмом дорогам. В социал-демократии выкристаллизовалась оценка «реального» социализма, где, - как писал Лафонтен, - «деление между государством и обществом, правда, устранено, но в порядке, обратном тому, о каком думал Маркс: не гражданин «перекачал» в себя государство и подчинил его себе, а государство подчинило себе гражданина».

Без труда мы увидим, что такое развитие событий явилось результатом реализации основных теоретических формул.


3. Политические позиции современной социал-демократии Запада и России


Марксизм и социал-демократизм в современном мире являются наиболее влиятельными направлениями в политическом движении, а также и в политической мысли, они имеют полуторавековой опыт.

Идеи марксизма, сформировавшиеся во второй половине 20 века, по – прежнему остаются исключительно притягательными. В основе марксизма – система философских, социально – политических, экономических взглядов. Марксизм исходит из признания закономерного поэтапного движения общества от одной общественно – экономической формации к другой. Высшим типом общественно – политической формации признается коммунизм, как форма реализации рабочим классом своей исторической миссии. Классовая борьба – непременное условие существования антагонистически противостоящих общностей людей. В качестве причины исторического восходящего движения признаются изменения в способе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и сопровождающая их классовая борьба.. В конце 19 – начале 20 века многие положения марксизма были развиты В.И.Лениным, преломлены в трудах руководителей коммунистических и рабочих партий.

Марксизму присущ, как и прежде, социальный оптимизм, гуманизм, отрицание частной собственности, провозглашение рабочего класса ведущей революционной силой, обеспечивающей общественный прогресс.

Производственные отношения в своей содержательной основе начинают претерпевать определенные изменения, которые выражаются в появлении нового субъекта, носителя таких отношений.

Логику становления нового субъекта производственных отношений, субъекта экономической революции раскрыл тот же Маркс в главе 27 отдела пятого книги третей «Капитала»: «... Кооперативные фабрики самих рабочих являются, в пределах старой формы, первой брешью в этой форме. Но в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистами по отношению к самим себе, т.е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда. Они показывают, как на известной ступени развития материальных производительных сил и соответствующих им общественных форм производства с естественной необходимостью из одного способа производства возникает и развивается новый способ производства».

Отметим лишь кратко, не забегая вперед, главным субъектом новых производственных отношений является тот, кто совмещает в одном лице работника и хозяина, кто является капиталистом по отношению к самому себе.

В индустриально развитых странах активно продолжается процесс становления такого работника-владельца.

Факторы, на которые ссылаются современные марксистские теоретики,, такие, например, как: 1) концентрация и централизация средства производства, допускающие регулируемый процесс труда; 2) развитие армии труда с усиливающимся общественным характером труда; 3) организационно-управленческая структура производства, направляющая и контролирующая производственный процесс, - еще не составляют необходимую совокупность для экономической революции, не говоря уже о социалистической революции. В противном случае Запад давно бы сотрясали революционные бури и политические катаклизмы. Если эти условия не обеспечивают победу рабочему классу в последней четверти XX столетия, то о полнокровной реализации поставленной революционерами в 1917г . цели говорить будет затруднительно.

Таким образом, речь должна идти не о количественной стороне материально-организационных предпосылок социалистических производственных отношений, а о качественном изменении социально-экономической среды и носителей новых отношений.

В социально-экономической области это охрана и повышение жизненного уровня, борьба против инфляции, гарантия занятости, сокращение длительности рабочей недели, снижение пенсионного возраста, расширение социального обеспечения и социальных прав.

В политической области подчеркнута необходимость борьбы за защиту и расширение демократических свобод. Неизбежное в условиях углубления кризиса капитализма усиление авторитарных и реакционных тенденций политики крупного капитала может быть предотвращено путем борьбы за отмену репрессивных законов, направленных против рабочего и демократического движения, в том числе в профессиональном плане, путем обеспечения справедливого представительства трудящихся и их организаций в социально-экономических органах и институтах, расширения их прав на рабочих местах, демократизации всех отношений общественной жизни.

Разработка коммунистическими партиями проблем соотношения ближайших целей трудящихся и промежуточных целей исходя из специфических условий в той или иной стране, помогло бы найти то необходимое звено, которое является неотъемлемой частью тактико-стратегической системы в целом.

Таким образом, экономическая демократия, являясь инструментом контроля над властью, сохраняет необходимость социального участия в экономических решениях. Социал-демократия на практическом опыте имела возможность проводить идеи общественного контроля, именно в пункте использования такого инструмента, как государство, для развития социальной и распределительной политики.

Итак, производственные отношения заменены в иерархии проблем технологическими, а последние становятся политическими проблемами. Понятия свободы, демократии объявляются как средство и цель не только социализма (демократического), но и всего мирового сообщества; солидарность - как выражение общности человечества; культура - как требование доступа к глобальному культурному наследию.

На Западе возникло еще несколько социал – демократических течений: солидаризм (Л. Дюги), нормативизм (Ханс Кельзен), теория элит (Г.Моска, В. Паретто). В странах Восточной Европы - теория государства всеобщего благоденствия (Д. Кейнс). Во Франции – конфликтология (М. Дюверже), а также теория плюралистической демократии (Р.Даль).

Развитие современной политической мысли в России идет в условиях привлечения внимания к политологическим проблемам со стороны руководителей государства, отдельных министерств и ведомств. При этом надо учитывать некоторые особенности. Если раньше для стран социализма марксизм-ленинизм считался чуть ли не единственно верной общественно-политической теорией, а в развитых капиталистических странах он постоянно подвергался остракизму, то теперь сложилась иная ситуация: это течение считается одним из важнейших направлений развития общественно-политической мысли (наравне с либерализмом, неоконсерватизмом, социал-демократизмом, анархизмом и пр.). Если раньше единственно верным методом познания считался диалектико-материалистический метод, то сегодня им пользуются наравне с такими методами, как бихевиоризм, функционализм и др.

Однако в 90-е годы, во время бурного развития политической науки в России, недостаточно внимания уделяется российскому опыту политической науки, который накоплен за многие века ее существования. Опора на этот опыт позволит привить интерес и уважение к политике в нашем обществе.

Список использованной литературы


1.                 Коновалов В. Экономика и политика. Статья

2.                 К.Маркс Капитал. т.1, Москва. Издательство политической литературы. 1983 г.

3.                 К. Маркс Капитал. т.2 Москва. Издательство политической литературы. 1983 г.

4.                 Основы политологии / под ред. Р.А. Ханталина. Архангельск Издательство ПГУ им. Ломоносова, 1996 г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.