Рефераты. Становление и совершенствование белорусских политических партий






Однако БНФ и другие демократические партии сделали ставку не на учреждение института президентства, как это произошло в России и в Украине, а на проведение досрочных выборов в парламент по новому избирательному закону, основанному на смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, заявив, что избранный всенародно президент будет представлять опасность для существования демократических институтов в стране. Хотя акция по сбору подписей в поддержку требования проведения референдума по досрочному переизбранию парламента прошла успешно, Верховный Совет в октябре 1992 г. отклонил предложение о проведении референдума. Таким образом, время, благоприятное для проведения демократических реформ, было упущено, и молодая белорусская демократия, ассоциировавшаяся в то время с политикой БНФ, очутилась у "разбитого корыта": отказавшись от требования учреждения института президентской власти, она не смогла добиться и переизбрания парламента.

К началу 1994 г. в Беларуси сложилась ситуация, когда институт президентской власти как наиболее удобный и эффективный путь проведения демократических реформ превратился в свою противоположность. Избиратели, разочаровавшись к этому времени в демократических институтах как эффективном способе улучшения уровня их жизни, оказали поддержку кандидату в президенты, который обещал навести порядок не посредством заморских рыночных механизмов и демократических процедур, а при помощи возврата к привычным для большинства административным методам.

С 1996 г. в Беларуси сформировалась власть, которой политические партии не нужны (в парламенте страны, одном из немногих в мире, нет партийных фракций). Наиболее желательным для правящей власти является вытеснение партий на периферию политической жизни страны, удаление их из сферы "большой" политики, превращение в политических изгоев и маргиналов, дискредитирование их в глазах как управленческой элиты, так и простых граждан. По замыслу идеологов Декрета Президента № 2 от 26 января 1999 г., "очищение" политического пространства от большинства партий должно было завершиться к 2000 г., т.е. к началу парламентских, а затем и президентских выборов. Однако этого не случилось. Хотя многие политические партии прекратили свое существование, основным из них - БНФ, ПКБ, ОГП и БСДП (НГ) - удалось пройти перерегистрацию и даже укрепить свои ряды.

Избирательная система.

Прошедшие на рубеже 90-х годов в абсолютном большинстве стран Центральной и Восточной Европы выборы президентов, равно как и перевыборы парламентов, явились мощным толчком к развитию и укреплению политических партий. На этом фоне Беларусь оказалась была единственной страной, где до 1994 г. ни разу не были проведены полностью свободные и демократические выборы - ни парламентские, ни президентские.

Добиваясь проведения досрочных выборов в Верховный Совет, политические партии стремились изменить и избирательную систему. Они справедливо полагали, что законодательное закрепление избрания хотя бы части депутатов по партийным спискам будет стимулировать развитие политических партий. В 1991 г. БНФ разработал проект Закона "О выборах народных депутатов Беларуси", который предусматривал переход к смешанной избирательной системе: из 160 депутатов будущего парламента 80 должно было избираться по всебелорусским партийным спискам и 80 - по одномандатным округам[21]. В конце 1993 - начале 1994 гг. подобные законопроекты направляли в Верховный Совет и другие политические партии: один из них представлял совместную разработку трех партий (ОДПБ, БСДГ и БСП), другой - ПНС. Однако Верховный Совет, который не собирался проводить парламентские выборы весной 1994 г., никак не отреагировал на предложенные законопроекты.

Дело сдвинулось с мертвой точки только осенью 1994 г., когда Верховный Совет наконец-то приступил к принятию новых избирательных законов. Казалось, что он сможет принять закон, который будет предусматривать избрание 25% депутатов по партийным спискам. В сентябре 1994 г. председатель Верховного Совета М. Гриб заявил о возможной "переориентации Верховного Совета в вопросе выборов на смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему"[22].3 ноября 1994 г. он провел встречу с политическими партиями, в ходе которой большинство из них высказалось за смешанную систему голосования. В начале ноября 1994 г. в СМИ появилось интервью С. Наумчика, в котором он отмечал, что депутатское объединение "Беларусь" готово поддержать предложение

В выборах депутатов Верховного Совета по партийным спискам в соотношении 25% (партии) к 75% (одномандатные округа) [23].

Выступая в сентябре 1994 г. на совещании председателей областных, городских и районных Советов, А. Лукашенко высказался за сохранение мажоритарной системы выборов ввиду очевидной слабости партий. Однако скорее всего такая позиция объяснялась пониманием того, что мажоритарная система выборов способствует избранию в парламент преимущественно беспартийных депутатов, с которыми легче иметь дело, чем с партийными выдвиженцами, как при формировании правительства, так и при принятии законов. Многие депутаты Верховного Совета считали, что для переизбрания им больше подойдет мажоритарная система выборов, позволяющая задействовать административный ресурс. Поскольку интересы старой номенклатуры, имевшей устойчивое большинство в Верховном Совете, и недавно избранного президента совпали, то предложение оппозиции БНФ о выборах части депутатов по партийным спискам было отклонено.

Несмотря на то, что все депутаты Верховного Совета XIII созыва избирались по мажоритарной системе выборов, большинство из них достаточно быстро "разошлись" по партийным фракциям. И если бы последующие выборы в парламент, пусть даже по мажоритарной системе, проходили в нормальных политических условиях и при прежнем конституционном строе, через 5-10 лет у нас наверняка было бы несколько достаточно сильных и влиятельных политических партий.

В период разработки Избирательного кодекса (конец 1999 - начало 2000 гг.) политические партии, входящие в Консультативный совет ОПП, вновь выступили с требованием об изменении избирательной системы. Однако и на этот раз Президент и Палата представителей, боясь усиления роли политических партий в жизни страны, отвергли предложение об избрании хотя бы части депутатов по партийным спискам.

Не предвидится изменение Избирательного кодекса в сторону введения смешанной избирательной системы и в ближайшем будущем. Поэтому политическим партиям придется приспосабливаться к имеющейся избирательной системе и с учетом этого обстоятельства строить свою дальнейшую стратегию и тактику.

Бизнес и развитие партий.

Во всех странах важным фактором влияния на состояние партийной системы является бизнес, для которого партии являются достаточно удобным инструментом лоббирования их собственных интересов. Нередко крупные предприниматели, действуя по принципу "не класть все яйца в одну корзину", поддерживают не одну, а одновременно несколько партий, часто соперничающих друг с другом.

Одной из белорусских проблем является неучастие в партстроительстве представителей крупного бизнеса. Возможно, если бы на президентских выборах в 1994 г. победил не А. Лукашенко, а, например, С. Шушкевич или В. Кебич, то ситуация была бы совершенно иной, и белорусские олигархи стали бы рассматривать политические партии как наиболее удобный и эффективный способ защиты своих интересов. По крайней мере, попытки подобного рода предпринимались в 1994 г., когда бизнес-структуры предоставили финансовую помощь основным демократическим кандидатам в президенты. Позднее, после объединения ОДПБ и ГП в одну партию, ряд крупных бизнесменов некоторое время оказывали ОГП материальную и финансовую поддержку, поскольку в ее рядах было немало известных в финансовых и предпринимательских кругах лиц: экс-председатель правления Национального банка С. Богданкевич, экс-президент концерна "Амкодор" В. Шлындиков, бывший мэр г. Молодечно Г. Карпенко, президент Союза предпринимателей В. Карягин и т.д., тем более, что она открыто объявила себя выразителем интересов предпринимателей. Правда, не следует преувеличивать роль бизнеса в политической жизни страны. Во-первых, финансовая помощь партиям была весьма незначительной и из-за боязни преследования со стороны исполнительной власти предоставлялась как правило, по неофициальным каналам. Во-вторых, большинство предпринимателей, особенно выходцев из бывшей компартийной и комсомольской номенклатуры, предпочитали действовать по старинке. Хотя теоретически они и понимали необходимость существования законов, способствующих развитию бизнеса и защищающих их интересы, тем не менее решать возникающие у них проблемы стремились не через парламент, а негласно, через свои старые связи во властных структурах.

Роль бизнеса в партийном строительстве могла бы быть совершенно иной, если бы в стране после ноября 1996 г. сохранился прежний уровень политических и экономических свобод, а прошедшие в 2000 г. выборы в Палату представителей и президентские выборы 2001 г. привели к восстановлению конституционной законности в стране.

Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Например, анализ участия финансовых олигархов в избирательных кампаниях в Украине (здесь парламентские выборы проходят по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе) показывает возможность создания "под выборы" партий-однодневок, основанных отнюдь не на общности взглядов и идеологии их членов. Деятельность таких партий направлена на решение самой что ни на есть прагматической задачи: иметь своих людей в законодательном органе для защиты интересов той или иной финансовой группы. Попытки создания "под выборы" политических партий в 1993-1995 гг. имелись и у нас. К ним можно отнести, например, создание Партии всебелорусского единства и согласия (председатель Н. Шелягович) и Белорусской народной партии (председатель В. Терещенко), которые в условиях изменившейся политической ситуации прекратили свое существование. И, видимо, не вина, а беда отечественного бизнеса, который из-за своей неразвитости и провинциальности так и не смог подняться в 1995-1996 гг. до осознания необходимости сохранения демократических институтов как гарантии защиты своих собственных интересов и благополучия и не поддержал Верховный Совет и политические партии во время ноябрьского референдума 1996 г.


Классификация и особенности партийной системы Республики Беларусь. Причины слабости политических партий


В политологии существует множество моделей типологии политических партий по числу критериев (признаков), которые могут быть положены в основу классификации.

Важнейшими из таких критериев являются организационные структуры и членство. В соответствии с ними различают партии массовые и кадровые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.