Рефераты. Современный международный терроризм






Особую угрозу в последнее время представляют приверженцы исламского терроризма. По экспертным оценкам, за последние 25 лет они больше всех захватили заложников, совершили диверсионных актов и убийств. Идеология исламского терроризма формируется отдельными религиозными организациями Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана и Афганистана и базируется на положениях исламского фундаментализма. Основные террористические группы — «Хезболлах», «Братья-мусульмане», группа Рамаза Юсефа, которая совершила взрыв в Центре международной торговли в США. Исламский терроризм распространяет свое влияние и на страны бывшего СССР, особенно России. В последних боевых действиях в Чечне принимал участие, например, Хаттаб. По отдельным сведениям, финансовую помощь чеченским боевикам оказывал миллионер и известный международный террорист Усама бен Ладен.[46]

В начале 90-х годов наметились новые тенденции развития террористического движения. Кратко суммируя их, можно выделить следующие основные.

Первая. Количество террористических актов постепенно уменьшается. Если в конце 80-х совершалось около 800 таких актов в год (например, в 1987 г. — 832 теракта, в 1989 г. — 856), то в конце 90-х эта цифра не превышала 400 случаев в год. Резко пошел на убыль левый терроризм. Он лишился мощной организационной, финансовой поддержки бывшего СССР. В лучшие времена в итальянских «Красных бригадах» было до 5 тыс. боевиков, сумма выкупа за 430 похищенных ими людей (1977—1982 гг.) составила около 200 млн. долларов США. В 90-х годах в эту некогда могущественную организацию входило не более 50 человек, которые провели несколько малозначительных терактов, не повлекших за собой человеческие жертвы. Фактически прекратила свои действия «Фракция Красной армии». В Латинской Америке последний крупный теракт был совершен в декабре 1996 г. — Революционное движение имени Тупака Амару захватило японское посольство.[47]

Уменьшилась опасность со стороны ультраправых и националистических террористов. В результате миротворческого процесса Ирландская республиканская армия заявила об отказе от вооруженной борьбы.

Объективно на первое место выдвигается исламский терроризм, который к тому же активно расширяет свои сферы влияния.

Вторая. В качестве основной угрозы террористической деятельности рассматривается использование оружия массового поражения. Бывший директор ЦРУ Джон Дейч в статье, опубликованной в журнале «Національна безпека і оборона», оценивает возможность применения террористами оружия массового поражения как прямую угрозу национальной безопасности США. По оценкам экспертов, в последнее время акценты смещаются. Если в начале 90-х годов главную опасность видели в использовании террористическими организациями ядерных зарядов, то сейчас главное внимание уделяется химическому и бактериологическому оружию. Использование ядерных технологий требует достаточно высокой технической подготовки, мощной финансовой базы и вряд ли осуществимо террористическими организациями, кроме тех, кто пользуется государственной поддержкой. Химическое и бактериологическое оружие гораздо доступнее. Японская религиозная организация «Аум Синреке» провела газовую атаку в токийском метро с помощью зарина собственного производства. В середине 80-х члены религиозной секты «Раджниш» получили сальмонеллу и заразили ею пищу в ресторане Орегона, в результате чего пострадало 715 человек. Нельзя исключать диверсии на атомных электростанциях и химических заводах. В начале 2000 г. безработный японец Тацуфуми Осиба пытался взорвать ядерный завод в научном центре Токаймура вблизи Токио. В ноябре 1995 г. чеченские террористы разместили контейнер с радиоактивным цезием-137 в Измайловском парке Москвы.

Третья. Повышается техническая оснащенность террористов. В 1605 г. Гай Фокс использовал 29 бочек с порохом для взрыва английского парламента. Сейчас для этого необходимо всего лишь несколько килограммов пластиковой взрывчатки. Рецепты изготовления взрывных устройств можно получить в Интернете. Террористические организации используют новейшие компьютерные технологии, спутниковые телефоны, современные средства подделки документов. С другой стороны, использование новых информационных технологий в системе государственного управления делает ее особо уязвимой для терактов. Причем действенной защиты от такой угрозы на сегодня не существует, о чем свидетельствуют неоднократные проникновения хакеров в системы баз данных Пентагона. Несколько лет назад промелькнуло сообщение о том, что неизвестными лицами с помощью компьютеров был взят под контроль британский военный спутник.

Четвертая. Происходит сращивание транснациональной преступности и террористических организаций, которые используют друг друга для достижения собственных целей. Радикальные группы получают возможность подкрепить свою финансовую базу путем продажи наркотиков, оружия. Преступные группировки нередко нанимают боевиков из террористических организаций для ликвидации политиков, совершения диверсионных актов. В Перу торговцы наркотиками установили тесные связи с «Сендеро луминосо», понимая, что участие этой организации во многом затруднит действия правительственных органов. С другой стороны, подобные «деловые взаимоотношения» позволили «Сендеро луминосо» значительно улучшить свои финансовые возможности для борьбы с правительством.[48]       

В связи с этим можно задаться вопросом: Что лежит в основе терроризма? Что заставляет людей идти на риск или даже ценой собственной жизни убивать ни в чем не повинных людей, решая свои политические цели? Генезис терроризма имеет различную природу. Власть не хочет вести страну по  дороге цивилизации, изощряется в поисках “особого пути”, который бы был способен оправдать их монополизм, как на власть, так и на национальные богатства. Происходит разрыв между потребностями населения и действительностью. Жизнь, которая раньше казалась вполне сносной, оказывается убогой и не достойной. Осознание этого не может не вызвать чувство протеста.

Особая причина, порождающая терроризм – национально-освободительная борьба этносов. Невозможность или нежелание правительств стран признавать право этих народов на самоопределение приводит к конфликтам, которые в итоге могут порождать терроризм. Чечены в России, курды в Турции, ирландцы Ольстера, хорваты Югославии – характерные примеры, того, когда этносы не могущие решить свои проблемы политическими методами, берутся за оружие. Очевидно, что в большинстве случаев люди обращаются к террору из-за отсутствия возможности легально отстаивать свои взгляды, бороться за их реализацию мирными политическими методами. Отчаяние положения, безнадежность результатов, отсутствие возможности апеллировать к кому-то в своем споре с властями – возможно главная причина возникновения терроризма. Таким образом, в странах с авторитарными формами правления политический протест в силу невозможности реализоваться легально, как правило, проявляется в форме политического терроризма. Это один из неизбежных путей оппозиции, которая не имеет иных путей достижения своих политических целей.









ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

§1. «Исламский» терроризм 

Характеризуя исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации Саудовской Аравии,  Судана, Ирана, Пакистана и Афганистана, уместно использовать определение «самый» и «больше всех». Действительно, в последние 25 лет эти террористы являются самыми фанатичными и самыми активными. Они больше всех захватили заложников, больше всех убили людей, больше всех взорвали бомб. И еще им больше, чем каким-либо другим террористам, удается влиять на международную политику.[49]

В рамках данной главы необходимо поставить и постараться охватить следующие вопросы: как и почему произошло становление исламского терроризма; какое влияние на это становление оказала политическая обстановка в мире; что такое исламский фундаментализм и что общего у него с исламским терроризмом (некоторые исследователи отождествляют эти два понятия).

Исламские террористические группировки очень широко контактируют между собой. Это обусловлено тем, что у них имеются два общих врага: западный образ жизни и Израиль как государство неверных, оккупировавшее священные земли ислама. Еще у них общая идеология исламского фундаментализма. Они обладают также весьма мощной финансовой базой за счет средств радикальных исламских организаций во многих мусульманских странах.

Для того чтобы понять сущность исламского терроризма, надо  уяснить, что такое исламский фундаментализм.

Само слово «фундаментализм» первоначально применялось в США для характеристики ряда христианских групп, образованных ортодоксальными представителями евангелической церкви (преимущественно кальвинистами, пресвитерианами и баптистами). Лишь позже указанный термин стал употребляться западными исследователями при изучении ислама, иудаизма и других религий. Причем зачастую он толковался очень широко – как возвращение к началам религиозно-цивилизационного единства, выведение религиозно- политических принципов из вечно священного текста. В наши дни данное понятие используют при описании теоретической и практической активности множества политико-религиозных движений и организаций – исламских, иудаистских, протестантских, католических, православных, индуистских, буддистских, которые действуют в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Европе и США – практически повсеместно. Размах процесса, вовлеченность в него государств и народов делают фундаментализм не только влиятельным фактором, но и субъектом политики.

Это форма радикального ислама, связанная с верой в то, что для возвращения исламским странам их «былого величия» правоверные мусульмане должны отказаться от всего того, что связано с «западными духовными ценностями и западным образом жизни». Надо вернуться к истокам, к «фундаменту» ислама, точно в таком виде, каким его проповедовал пророк Мухамед.

Первый раскол в исламе произошел после трагической гибели в результате теракта, осуществленного сектантом в отношении четвертого и последнего праведного халифа, двоюродного брата и зятя пророка Али бен Абу Талиба Абу-л-Хасана ал-Муртада. Данное событие положило начало серьезному политическому и идеологическому размежеванию в мусульманской умме. Это размежевание привело к образованию двух относительно самостоятельных общин: шиитов (от арабского слова «шиа» - партия) и суннитов («сунна» - пример, предание), которые, однако, оставались в пределах халифата и повиновались одному правителю – халифу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.