Рефераты. Современные вооруженные конфликты






Во-первых, свергнуть режим С. Хусейна и привести к власти в Ираке лояльные США и их союзникам политические силы, превратить Ирак в свой форпост на Ближнем Востоке;

Во-вторых, разрушить военно-экономический и военно-технический потенциал Ирака, разгромить его вооруженные силы и тем самым допустить превращения его в сильного регионального лидера арабского мира, способного создать оружие массового поражения;

В-третьих, продемонстрировать всему миру, и, прежде всего политическим режимам, которые вызывают у Вашингтона явное раздражение, готовность отстаивать интересы США и американские «ценности» любой ценой, в любой точке мира;

В-четвертых, опробовать на поле боя новые и модернизированные виды боевой техники и вооружения, элементы современных систем управления войсками и, при возможности, новые взгляды на тактику применения войск;

В-пятых, создать условия для вывода экономики США из экономического и финансового кризиса;

Определив цель и задачи, руководство Соединенных Штатов Америки приступило к их реализации.

Прежде всего, сосредоточение усилий администрации Вашингтона было направлено на:

-подготовку мирового общественного мнения к положительному восприятию возможной силовой акции для смены режима С. Хусейна;

-определение союзников в проведении данной акции, как из числа международных организаций, так и отдельных государств;

-подготовку правовой базы, узаконивающей военную акцию, против Ирака.

Уже в марте 2002 года президентом США Дж. Бушем было принято окончательное решение о подготовке силовой акции против Ирака. Именно с этого момента руководством министерства обороны начата непосредственная разработка плана операции, который, по замыслу администрации Вашингтона, должен был учитывать: внешние факторы, касающиеся возможностей использования военной инфраструктуры стран региона; участие союзников в боевых действиях; привлечение формирований иракской оппозиции; последующее политическое устройство Ирака, после свержения режима С. Хусейна. 4 марта 2002 года, премьер-министр Великобритании Т. Блэр, выступая в эфире австралийского телеканала «Наин Нетуорк» заявил, что мировое сообщество должно принять меры, чтобы помешать накопить Ираку арсенал оружия массового уничтожения. Именно этим выступлением Великобритания объявила себя союзницей США по жесткому решению иракского вопроса. Осуществляя поиск союзников среди других стран, и в частности европейских, советник президента США по вопросам обороны Ричард Перл призвал европейские страны поддержать Вашингтон в его борьбе против режима иракского президента С. Хусейна. Данный призыв аргументировался элементами «скрытого шантажа». Р. Перл в частности, что в период, когда угроза для европейских держав исходила с территории Советского Союза, США в рамках НАТО делали все для того, чтобы обезопасить Европу. Сегодня, по его словам, когда угроза нависла над США, Вашингтон «оценил бы взаимность» со стороны европейских партнеров. Данный призыв не нашел единодушного и быстрого ответа европейцев на предложение Вашингтона. Начался период взвешивания «плюсов» и «минусов» политического решения почти всеми ведущими европейскими государствами. Длительность этого периода определилась еще и заявлением министра иностранных дел РФ И. Иванова, высказавшим мнение России по призывам из Вашингтона к силовому решению иракского вопроса. В частности он заявил, что Россия не намерена выходить из международной антитеррористической коалиции, если США в одностороннем порядке начнут военную операцию против Ирака. В то же время Россия выступает против решения иракского вопроса силовыми методами. По всей видимости, твердая позиция российского руководства с одной стороны, и стремление ведущих европейских стран вести независимую внешнюю политику с другой стороны, обусловили на начальном этапе иракского кризиса осторожное и взвешенное отношение европейских стран к принятию решения по иракскому вопросу. Стремление Соединенных Штатов Америки, одновременно с поиском союзников, заручиться поддержкой мировой общественности весной 2002 года привели к широкомасштабной публицистической «интервенции» ведущих политологов, социологов в средствах массовой информации. Подводя общественное мнение к пониманию и одобрению силового решения иракского вопроса, в средствах массовой информации западных стран и США комментировались те социологические исследования, которые в большинстве своем одобряли военную операцию против Ирака. Поляризация общественного мнения усиливалась или уменьшалась в зависимости от аргументации своих доводов в ту или иную сторону решения иракского вопроса ведущими международными организациями и государствами. Несмотря на колебания общественного мнения, администрации США удалось, в общем, сформировать общественное мнение граждан своей страны в пользу силового решения иракского вопроса. 83 процента американцев в тот период считали свержение С. Хусейна - приоритетом внешней политики государства.

Мировое же общественное мнение продолжало колебаться, тем более, что в этот период в ведущих международных организациях, таких как ООН, ЕС, АСЕАН не было единого взгляда на меры решения иракского вопроса.

Активная фаза подготовки к проведению военной операции против Ирака началась осенью 2002 года. Именно в этот период большинство государств осознают, что принципиальное решение о вторжении в Ирак Соединенные Штаты Америки уже приняли, и поэтому каждая страна стремилась, по возможности минимизировать тот ущерб, который может быть нанесен ее национальным интересам. Вашингтон начинает наращивать усилия по информационно-психологическому давлению, как на своих союзников, так и на противников проведения военной операции в Ираке. 12 сентября 2002 года на 57 сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент США Дж. Буш заявил, что режим С. Хусейна представляет собой угрозу для всего человечества и следовательно ООН должна решить проблему как можно быстрее. Вместе с тем, он оставил за Соединенными Штатами Америки право действовать любыми методами, в том числе и с применением военной силы. Великобритания и Испания поддержали США, заявив при этом, что останутся с ними даже в том случае если не будет одобрения со стороны ООН. Одновременно Франция и Германия выступили с резкой критикой силовых методов решения иракского вопроса. В конце сентября Соединенные Штаты Америки направили свои усилия на поиск союзников непосредственно в районе будущей военной акции - Персидском заливе. Интенсивной дипломатической обработке подверглись правительства Турции, Кувейта, Иордании, Египта, Саудовской Аравии. При этом использовались методы экономического и финансового давления. Стремясь как-то разрядить складывающуюся вокруг Ирака международную обстановку, его руководство объявляет о готовности допустить в страну инспекторов ООН. Такой ход событий не устраивал США. Государственный секретарь К. Пауэлл заявил, что предложение Ирака о возобновлении инспекций на самом деле «является попыткой выиграть время». 24 сентября президент Соединенных Штатов Америки Дж. Буш вновь призвал ООН принять жесткую резолюцию по Ираку и, если этого сделано не будет, то Вашингтон и его союзники возьмут инициативу в свои руки. Твердая позиция администрации Дж. Буша не нашла поддержки у трех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН: России, Франции и Китая. Только Великобритания полностью приняла точку зрения Вашингтона. В середине октября обеими палатами конгресса США была принята резолюция, предоставляющая право президенту применить в отношении Ирака военную силу. Получив одобрение конгресса Дж. Буш заявил, что «Никаких переговоров теперь быть не может. Дни Ирака подходят к концу».

Однако, мировое сообщество продолжало искать пути решения иракского вопроса несмотря на полярность точек зрения. 8 ноября 2002 года. казалось, что согласие достигнуто. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1441 по Ираку. И хотя резолюция не давала однозначного ответа на вопрос, что будет в случае срыва работы инспекторов, и не определяла какими дипломатическими или военными методами международное сообщество намерено решать проблему Ирака. Она явилась основой для решения существующей проблемы. 27 ноября 2002 года 200 специально обученных инспекторов из 44 стран мира приступили к работе в Ираке с правом проверки любого объекта, включая военные базы и личные апартаменты С. Хусейна. 7 декабря Ирак передал в Совет Безопасности ООН отчет о наличии в стране обычных вооружений и программах по их разработке. Кроме того, в представленном отчете содержалась информация о частных компаниях и организациях из различных стран мира, поставляющих Ираку вооружение. Однако, начиная с января 2003 года, Вашингтон усиливает свое давление на Совет Безопасности ООН, обвиняя Ирак в нарушении резолюции № 1441, а представленный им отчет Дж. Буш назвал 12 тысячами страниц лжи и обмана. Мировое сообщество с нетерпением ожидало отчетов руководителей группы инспекторов, который по их мнению должен был прояснить складывающуюся обстановку и на основании выводов которого можно было бы сделать выбор в принятии решения по Ираку. 27 января руководитель инспекторов комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) X. Блике и генеральный директор Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) М.-Эль Барадей представили в Совет Безопасности свои отчеты по итогам первых шестидесяти дней работы миссии инспекторов в Ираке. Оба руководителя однозначно не сделали выводов ни в пользу начала силовой операции, ни в пользу оправдания позиции руководства Ирака.

Неоднозначное отношение к иракской проблеме сложилось и внутри Европейского Союза. Политику США поддержали: Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Дания, Нидерланды, Польша, Венгрия и Чехия. Более сдержанную позицию высказали Германия, Франция, Бельгия, Швеция и Люксембург. Очередной попыткой склонить международное сообщество к силовому решению иракского вопроса явился доклад государственного секретаря США К. Пауэлла 5 февраля на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В своем докладе он обозначил в общей сложности более десяти доказательств прямого нарушения Ираком резолюции № 1441 и призвал к принятию решительных мер. После доклада госсекретаря США К. Пауэлла ряд стран из так называемой «Вильнюсской группы», кандидатов на вступление в НАТО: Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия и Эстония, заявили о готовности «внести свой вклад в международную коалицию по разоружению Ирака».

Несмотря на резолюцию ООН и непосредственную работу инспекторов в Ираке, США продолжали активные действия по вовлечению в антииракскую коалицию новых сторонников. Руководство Вашингтона обратилось в общей сложности более чем к 50 странам с запросом о возможности оказания поддержки в случае проведения военной операции против Ирака. В ответ на расширение числа сторонников силового решения иракского вопроса 10 февраля Франция, Германия и Россия обнародовали подготовленную к заседанию Совета Безопасности ООН совместную декларацию с призывом к международному сообществу воспрепятствовать необоснованному применению силы и расширить деятельность инспекций в Ираке. К дипломатической инициативе трех государств 11 февраля присоединился Китай. В качестве ключевого условия было предложено ввести в Ирак воинский контингент ООН и приступить к наблюдению за всей территорией страны с воздуха. В рамках этих предложений Франция выразила готовность направить в Ирак несколько разведывательных самолётов и подразделение ВС для охраны международных инспекторов, Россия заявила о возможности предоставить в их распоряжение самолёт Ан-30, оборудованный аппаратурой наблюдения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.