Рефераты. Современные проблемы Западной Европы






    Свободные (1-1,99 балла):

1. Гонконг (1,35 балла)

2. Сингапур

3. Люксембург

4. Эстония.

5-6. Ирландия/Новая Зеландия

7. Великобритания

8-9. Дания/Исландия

10. Австралия

11. Чили

12-13. Швейцария/США

14. Швеция

15. Финляндия

16. Канада

17. Нидерланды (1,95 балла)





    В основном свободные (2-2,99 балла):

18. Германия (2 балла)

19. Австрия

23. Литва

26. Италия

29. Норвегия

31. Испания

33-34. Чехия/Израиль

37. Португалия

44. Франция

52. Болгария

59. Греция

63. Мексика

73. Сенегал (2,99 балла)


    В основном несвободные (3-3,99 балла):

74-75. Хорватия/Уганда (3 балла)

83. Тунис

85-87. Гватемала/Мали/Марок

88. Украина

97. Киргизия

103. Египет

112. Китай (3,46 балла)

113. Турция

(?) ЦАР

(?) Индия

(?) Индонезия

123. Руанда

124. Россия (3,56 балла)

125. Румыния


    Несвободные (4-5 баллов):

Беларусь

Таджикистан

Венесуэла

Ангола

Ирак

Узбекистан

Иран

Куба

Судан

Сербия и Черногория

Лаос

Ливия

Северная Корея


            В этот показатель входит 10 субиндексов:

w      Государственное регулирование + бюрократия

w      Черный рынок

w      Монетарная политика                                              плохие для России

w      Иностранные инвестиции                                                 (4 балла)

w      Банковское дело и финансы

w      Защита прав собственности

w      Другие























Тема №5. «Евросоюз: особенности развития интеграционных процессов

на современном этапе».

Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.

Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.

Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.

Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.


Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.

[Вспомнить таблицу: отметить, чем каждая последняя форма отличалась от предыдущей; отметить, на каком этапе находится сейчас интеграционное сотрудничество в рамках ЕС]

            Можно констатировать, что европейская интеграция находится в основном на 4-ой стадии экономического развития (создание экономического и валютного союза), но при этом есть некоторые элементы 5-ой стадии (полная интеграция). Так, к этим сегментам относится создание Центрального Европейского Банка, также сам факт разработки единой Европейской Конституции и ее пока еще не завершившаяся ратификация странами Европы – участницами [уточнить этапы расширения ЕС, годы и страны, входящие, и когда это было].

Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.

            Пропускные критерии в зону «евро» были утверждены и обозначены пактом стабильности и роста в июле 1997 г. Данный пакт устанавливает следующие критерии:

○      Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

○      Государственный долг не должен превышать 60% от ВВП;

○      Уровень инфляции не должен быть выше, чем 1,5% над среднем уровнем инфляции по третьим странам с самым низким уровнем инфляции;

○      Уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не должен превышать 2% над средним уровнем ставок в третьих странах с самым низким уровнем ставок.

            Дефицит государственного бюджета и государственный долг представляют большую сложность для соблюдения и конфликтную ситуацию в ЕС. С самого начала ряд стран, а в частности Бельгия и Италия, не соответствовали требованиям пакта по государственному долгу. На время введения «евро» в безналичный расчет (1999 г.) государственный долг в этих странах превышал 120% от ВВП, вместе с тем уже и до этого и после есть тенденции улучшения ситуации.

            Сейчас в Италии государственный долг составляет 106% от ВВП. Совсем другая ситуация с критерием №1: дефицит государственного бюджета, который не должен быть выше 3% и почти все страны (кроме Греции) в самом начале соответствовали. Вместе с тем в последние 2-3 года выявились стойкие нарушители – Франция и Германия. Вот уже несколько лет подряд дефицит там превышает 3%. Если в 1999 г. дефицит в Германии был 1,5% от ВВП, то в 2000 г. он составил 3,7%, в 2003 г. – 2,8% в 2004 г. – 3,75%. Более того, на 2005-2006 гг. это превышение планируется в объеме 3,4-3,5% от ВВП: Франция – 1999 г. – 3,2%; 2002 г. – 3,2%; 2003 г. – 4,2%; 2004 г. – 3,7%; на 2005-2006 гг. – 3,1%.

            Такая ситуация приводит к конфликтности в рамках ЕС и к тому, что ряд стран, укладываясь в общие требования, стали говорить о двойных стандартах. По правилам, страны-нарушители должны штрафоваться, причем сумма может доходить до 0,5% от ВВП. На самом деле, пока ни разу страна-нарушитель не была оштрафована. Для того, чтобы скорректировать ситуацию, решили несколько изменить пакт стабильности и роста (март 2005 г.).


Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.

            Введение евро в безналичный расчет – с 01.01.1999, в наличный расчет – с 01.01.2002. Параллельное функционирование национальных валют и евро в большинстве стран осуществлялось до 28.02.2002 (только в Ирландии этот срок был сокращен до 09.02.2002 и во Франции до 17.02.2002).

            Срок обмена старых денег на новые в большинстве случаев для банкнот был не ограничен; для Греции – 10 лет; для Франции – 10 лет; для Португалии – 20 лет; для Нидерландов – до 2032 г. Для монет были установлены жесткие рамки: Португалия – до 31.12.2002; Греция – 31.12.2003; Люксембург – до 31.12.2004; Италия – 10 лет.

            В 1999 г. евро было дороже доллара (курс 1,17), потом началось снижение, но максимальное падение было 0,83. С 2002 г. евро начало свой рост (максимум – 1,37). Сейчас – 1,19-1,20. Причины повышения курса евро в последние годы см. в 5ом вопросе. В зону евро не входят Великобритания, Дания и Швеция.

            Последствия введения евро:

Ø     Первоначальное усиление макроэкономической дисциплины в ЕС, но последние несколько лет многие страны стали не подчиняться пропускным критериям;

Ø     Введение евро повлияло на инфляцию:

-      Национальные статистические данные говорят об незначительном увеличении инфляции;

-      Параллельные исследования показывают, что инфляция гораздо сильнее (особенно в Италии).


Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.

Расширение ЕС на Восток.

            Решение о вступлении 10 новых стран в ЕС было зафиксировано в договоре, подписанном в Ницце в декабре 2000 г. Этот договор создал фундаментальную основу для присоединения восточных стран к ЕС. Чтобы договор вступил в силу, нужна была ратификация его всеми 15 странами-членами ЕС. Только в Ирландии был проведен референдум. На первом референдуме в июне 2001 г. вопрос был решен отрицательно (54% против). Только на 2ом референдуме в октябре 2001 г. вопрос решили положительно (63% за).

            В большинстве случаев обыватели в странах-сторонниках были против, т.к.:

§       Опасение наплыва более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы с Востока;

§       Опасение увеличения налогового бремени, т.к. вступление новых стран – дорогостоящий процесс.

Сравнение ЕС:

Состав

15 стран

21 страна

Население

370 млн. чел.

454 млн. чел.

ВВП на душу населения

24 тыс. $

21 тыс. $

Чехия = 15 тыс. $ по ППС                                          Словения = 17 тыс. $ по ППС

Польша » 38,8 млн. чел.

Венгрия » 10,2 млн. чел.

Чехия » 10,3 млн. чел.

Словакия » 5,4 млн. чел.

Литва » 3,5 млн. чел.

Латвия » 2,4 млн. чел.

Словения » 2,0 млн. чел.

Эстония » 1,4 млн. чел.

Кипр » 0,6 млн. чел.

Мальта » 0,3 млн. чел.

            Страны, которые вступили в мае 2004 г., достаточно много получат из бюджета ЕС, но, однако, эти выплаты будут гораздо более скромными, чем Испании, Греции и Португалии, вступившим в      80-ые гг.:

    Сельскохозяйственные дотации – их полный объем страны-новички получат не раньше, чем через 10 лет (пока что это 25% того, что должно быть);

    Другие дотации – ограничатся уровнем 4% ВВП страны-кандидата против 8% для новичков в прошлом;

    Свободная эмиграция рабочей силы на Запад – начнется не ранее 2007 г.;

    Вступление в зону «евро» будет осуществляться по мере готовности отдельных стран.

            Вступление в ЕС 10 стран сулит плюсы и минусы новы и старым странам-участникам ЕС.             Преимущества:

w      Расширение единого рынка;

w      Укрепление демократической стабильности;

w      Рост инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы;

w      Завершение реформ в Центрально-Восточной Европе;

w      Стимулирование структурных реформ в Западной Европе.

            Недостатки:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.