Свободные (1-1,99 балла):
1. Гонконг (1,35 балла)
2. Сингапур
3. Люксембург
4. Эстония.
5-6. Ирландия/Новая Зеландия
7. Великобритания
8-9. Дания/Исландия
10. Австралия
11. Чили
12-13. Швейцария/США
14. Швеция
15. Финляндия
16. Канада
17. Нидерланды (1,95 балла)
В основном свободные (2-2,99 балла):
18. Германия (2 балла)
19. Австрия
23. Литва
26. Италия
29. Норвегия
31. Испания
33-34. Чехия/Израиль
37. Португалия
44. Франция
52. Болгария
59. Греция
63. Мексика
73. Сенегал (2,99 балла)
В основном несвободные (3-3,99 балла):
74-75. Хорватия/Уганда (3 балла)
83. Тунис
85-87. Гватемала/Мали/Марок
88. Украина
97. Киргизия
103. Египет
112. Китай (3,46 балла)
113. Турция
(?) ЦАР
(?) Индия
(?) Индонезия
123. Руанда
124. Россия (3,56 балла)
125. Румыния
Несвободные (4-5 баллов):
Беларусь
Таджикистан
Венесуэла
Ангола
Ирак
Узбекистан
Иран
Куба
Судан
Сербия и Черногория
Лаос
Ливия
Северная Корея
В этот показатель входит 10 субиндексов:
w Государственное регулирование + бюрократия
w Черный рынок
w Монетарная политика плохие для России
w Иностранные инвестиции (4 балла)
w Банковское дело и финансы
w Защита прав собственности
w Другие
Тема №5. «Евросоюз: особенности развития интеграционных процессов
на современном этапе».
Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.
Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.
Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.
Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.
[Вспомнить таблицу: отметить, чем каждая последняя форма отличалась от предыдущей; отметить, на каком этапе находится сейчас интеграционное сотрудничество в рамках ЕС]
Можно констатировать, что европейская интеграция находится в основном на 4-ой стадии экономического развития (создание экономического и валютного союза), но при этом есть некоторые элементы 5-ой стадии (полная интеграция). Так, к этим сегментам относится создание Центрального Европейского Банка, также сам факт разработки единой Европейской Конституции и ее пока еще не завершившаяся ратификация странами Европы – участницами [уточнить этапы расширения ЕС, годы и страны, входящие, и когда это было].
Пропускные критерии в зону «евро» были утверждены и обозначены пактом стабильности и роста в июле 1997 г. Данный пакт устанавливает следующие критерии:
○ Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
○ Государственный долг не должен превышать 60% от ВВП;
○ Уровень инфляции не должен быть выше, чем 1,5% над среднем уровнем инфляции по третьим странам с самым низким уровнем инфляции;
○ Уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не должен превышать 2% над средним уровнем ставок в третьих странах с самым низким уровнем ставок.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг представляют большую сложность для соблюдения и конфликтную ситуацию в ЕС. С самого начала ряд стран, а в частности Бельгия и Италия, не соответствовали требованиям пакта по государственному долгу. На время введения «евро» в безналичный расчет (1999 г.) государственный долг в этих странах превышал 120% от ВВП, вместе с тем уже и до этого и после есть тенденции улучшения ситуации.
Сейчас в Италии государственный долг составляет 106% от ВВП. Совсем другая ситуация с критерием №1: дефицит государственного бюджета, который не должен быть выше 3% и почти все страны (кроме Греции) в самом начале соответствовали. Вместе с тем в последние 2-3 года выявились стойкие нарушители – Франция и Германия. Вот уже несколько лет подряд дефицит там превышает 3%. Если в 1999 г. дефицит в Германии был 1,5% от ВВП, то в 2000 г. он составил 3,7%, в 2003 г. – 2,8% в 2004 г. – 3,75%. Более того, на 2005-2006 гг. это превышение планируется в объеме 3,4-3,5% от ВВП: Франция – 1999 г. – 3,2%; 2002 г. – 3,2%; 2003 г. – 4,2%; 2004 г. – 3,7%; на 2005-2006 гг. – 3,1%.
Такая ситуация приводит к конфликтности в рамках ЕС и к тому, что ряд стран, укладываясь в общие требования, стали говорить о двойных стандартах. По правилам, страны-нарушители должны штрафоваться, причем сумма может доходить до 0,5% от ВВП. На самом деле, пока ни разу страна-нарушитель не была оштрафована. Для того, чтобы скорректировать ситуацию, решили несколько изменить пакт стабильности и роста (март 2005 г.).
Введение евро в безналичный расчет – с 01.01.1999, в наличный расчет – с 01.01.2002. Параллельное функционирование национальных валют и евро в большинстве стран осуществлялось до 28.02.2002 (только в Ирландии этот срок был сокращен до 09.02.2002 и во Франции до 17.02.2002).
Срок обмена старых денег на новые в большинстве случаев для банкнот был не ограничен; для Греции – 10 лет; для Франции – 10 лет; для Португалии – 20 лет; для Нидерландов – до 2032 г. Для монет были установлены жесткие рамки: Португалия – до 31.12.2002; Греция – 31.12.2003; Люксембург – до 31.12.2004; Италия – 10 лет.
В 1999 г. евро было дороже доллара (курс 1,17), потом началось снижение, но максимальное падение было 0,83. С 2002 г. евро начало свой рост (максимум – 1,37). Сейчас – 1,19-1,20. Причины повышения курса евро в последние годы см. в 5ом вопросе. В зону евро не входят Великобритания, Дания и Швеция.
Последствия введения евро:
Ø Первоначальное усиление макроэкономической дисциплины в ЕС, но последние несколько лет многие страны стали не подчиняться пропускным критериям;
Ø Введение евро повлияло на инфляцию:
- Национальные статистические данные говорят об незначительном увеличении инфляции;
- Параллельные исследования показывают, что инфляция гораздо сильнее (особенно в Италии).
Расширение ЕС на Восток.
Решение о вступлении 10 новых стран в ЕС было зафиксировано в договоре, подписанном в Ницце в декабре 2000 г. Этот договор создал фундаментальную основу для присоединения восточных стран к ЕС. Чтобы договор вступил в силу, нужна была ратификация его всеми 15 странами-членами ЕС. Только в Ирландии был проведен референдум. На первом референдуме в июне 2001 г. вопрос был решен отрицательно (54% против). Только на 2ом референдуме в октябре 2001 г. вопрос решили положительно (63% за).
В большинстве случаев обыватели в странах-сторонниках были против, т.к.:
§ Опасение наплыва более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы с Востока;
§ Опасение увеличения налогового бремени, т.к. вступление новых стран – дорогостоящий процесс.
Сравнение ЕС:
Состав
15 стран
21 страна
Население
370 млн. чел.
454 млн. чел.
ВВП на душу населения
24 тыс. $
21 тыс. $
Чехия = 15 тыс. $ по ППС Словения = 17 тыс. $ по ППС
Польша » 38,8 млн. чел.
Венгрия » 10,2 млн. чел.
Чехия » 10,3 млн. чел.
Словакия » 5,4 млн. чел.
Литва » 3,5 млн. чел.
Латвия » 2,4 млн. чел.
Словения » 2,0 млн. чел.
Эстония » 1,4 млн. чел.
Кипр » 0,6 млн. чел.
Мальта » 0,3 млн. чел.
Страны, которые вступили в мае 2004 г., достаточно много получат из бюджета ЕС, но, однако, эти выплаты будут гораздо более скромными, чем Испании, Греции и Португалии, вступившим в 80-ые гг.:
Сельскохозяйственные дотации – их полный объем страны-новички получат не раньше, чем через 10 лет (пока что это 25% того, что должно быть);
Другие дотации – ограничатся уровнем 4% ВВП страны-кандидата против 8% для новичков в прошлом;
Свободная эмиграция рабочей силы на Запад – начнется не ранее 2007 г.;
Вступление в зону «евро» будет осуществляться по мере готовности отдельных стран.
Вступление в ЕС 10 стран сулит плюсы и минусы новы и старым странам-участникам ЕС. Преимущества:
w Расширение единого рынка;
w Укрепление демократической стабильности;
w Рост инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы;
w Завершение реформ в Центрально-Восточной Европе;
w Стимулирование структурных реформ в Западной Европе.
Недостатки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7