Рефераты. Современные ориентиры внешней и внутренней валютной политики Украины






Украина расценивает программу ПРМ как перспективную инициативу НАТО, направленную на дальнейшее развитие и практическое углубление отношений НАТО со странами, входящими в РПАС, а также другими заинтересованными странами ОБСЕ, в области обороны, военного сотрудничества и миротворческих операций. Программа ПРМ - это своевременный шаг в правильном направлении, который не приведет к новым «линиям раздела» в Европе, способствует укреплению стабильности и безопасности в Евро-Атлантике и регионе ОБСЕ в целом, а также является важным механизмом сотрудничества в области операций по поддержанию мира. Программа ПРМ предоставляет равные возможности для всех ее участников и одновременно позволяет каждому из партнеров развивать отношения с НАТО в зависимости от своих интересов и возможностей.[3]

Полностью поддерживая цели Партнерства и в соответствии со своим Презентационным документом, Украина будет принимать активное участие в программе ПРМ, имея целью возможность, прежде всего, использования опыта стран-членов НАТО для реформирования и создания современных национальных вооруженных сил. Это позволит полной мерой воспользоваться возможностями самой программы и в дальней перспективе подготовить такие национальные силы, которые способны лучше взаимодействовать с вооруженными силами НАТО, в т.ч. при проведении миротворческих и гуманитарных операций под эгидой ООН и ОБСЕ. При этом Украина будет исходить, безусловно, из собственных финансовых возможностей, а также возможностей относительно финансовой поддержки ее участия в программе ПРМ со стороны отдельных стран-членов НАТО и, в первую очередь, Соединенных Штатов. Позитивно оценивая программу «Партнерство ради мира», следует однако признать, что ни она, ни другие сделанные шаги со всеми их позитивными чертами пока что все-таки не обеспечивают надежных гарантий безопасности странам, которые к этому стремятся. Поэтому Украина поддерживает новую практику политических консультаций с НАТО по формуле «16 + 1», которые впервые состоялись во время визита министра иностранных дел Г.Удовенко в НАТО в сентябре этого года. В

1995 г. генеральный секретарь НАТО сообщил украинской стороне о стремлении углубить сотрудничество НАТО с Украиной не только на основе программы ПРМ, но и за ее рамками, что, собственно, открывает перспективы развития реальных отношений «специального партнерства» между НАТО и Украиной.

4. Внутриэкономические и внутриполитические факторы


В целом укрепление политического и экономического суверенитета Украины является успешное осуществление широкомасштабной программы социально ориентированных рыночных реформ. Только это в конечном итоге способно снять остроту вопросов, связанных с национальными меньшинствами, конфликтными ситуациями, противоречиями геополитической ориентации разных регионов нашей державы. Поэтому основное внимание в области внешней политики будет направлено на максимальное внешнеполитическое обеспечение их. «Завязанность» Украины на народнохозяйственные комплексы бывшего СССР, ориентирование инфраструктур исключительно на использование российских энергоносителей, размещение на территории Украины преимущественно энергоемких производств определяет необходимость активного сотрудничества Украины с остальными постсоветскими государствами, что является одним из важных условий стабилизации экономической ситуации в стране.[5]

Развитие отношений с ними осуществляется как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Важным средством многостороннего сотрудничества является СНГ.

Украина рассматривает СНГ как межгосударственный механизм многосторонних консультаций и переговоров, дополняющий процесс формирования качественно новых полномасштабных двусторонних отношений между странами-участницами. Украина в отношении к СНГ исходит прежде всего из реалий экономической целесообразности существования[6] Содружества, развития тесных и широких взаимовыгодных торгово-экономических отношений между государствами-участниками. Ныне на страны СНГ приходится около 56% всего внешнеторгового оборота Украины (экспорт - 49%, импорт - 67%, против 55 и 75 в прошлом году). Именно этой цели служат присоединение Украины к Договору о создании Экономического союза СНГ на основании соглашения об ассоциированном членстве, участие ее в других важных экономических соглашениях в рамках СНГ.

Украина стремится занимать активную позицию в процессе коллективного решения проблем. Она отстаивает позицию сбалансированной хозяйственной деятельности в рамках СНГ как необходимого этапа на пути внедрения цивилизованных форм развития интеграционных процессов в экономике. Признавая потребность в тесном экономическом взаимодействии в рамках СНГ, Украина считает, что необходимостью современного этапа является переход к новым формам интеграции, строящимся в соответствии с международно-правовыми принципами, на основании экономической целесообразности, взаимной выгоды, которые должны способствовать преодолению экономического кризиса, структурной перестройке экономик государств-участниц на рыночных началах, ускорению их вхождения в европейскую и мировую экономические системы. Главное, чтобы в этих интеграционных процессах отмирали наслоения зацентрализованной системы хозяйствования, устанавливались новые, взаимовыгодные и эффективные связи.

В случае, когда эти условия отсутствуют, на эффективность многостороннего сотрудничества в рамках СНГ нечего и рассчитывать. И действительно, пока что двустороннее сотрудничество стран-участниц Содружества является значительно более эффективным, чем многостороннее. Это признает большинство лидеров государств СНГ.

К сожалению, на эффективности решения державами-участницами СНГ общих для них проблем негативно отражается постоянное стремление России любой ценой доминировать в Содружестве, иметь решающее право голоса при рассмотрении всех вопросов и даже закрепить такой свой статус юридически-правовым образом в соответствующих документах.[2]

Развивая позитивные тенденции эволюции Содружества, Украина, в соответствии со своими законодательными актами, будет избегать участия в институционализации форм межгосударственного сотрудничества, которые могут превратить Содружество в сверхгосударственную структуру конфедеративного или федеративного характера. При этом Украина возражает против предоставления Содружеству Независимых Государств статуса субъекта международного права.

В военно-политической сфере Украина действует в соответствии с провозглашенным ее Верховным Советом стремлением приобрести в будущем нейтральный внеблоковый статус. Поэтому она не является стороной Договора о коллективной безопасности государств-участников СНГ от 15 мая 1992 г. и воздерживается от каких бы то ни было попыток привлечения ее в военные союзники как в рамках СНГ, так и за их пределами.

Нейтралитет и внеблоковость, кстати, являются эффективными средствами противодействия любым попыткам втянуть Украину в военно-политический союз, подчинить ее чуждым интересам.

Исходя из сказанного, на современном этапе Украина стремится активизировать свою роль в СНГ, учитывая необходимость надлежащего обеспечения ее первоочередных экономических интересов и уделяя первоочередное внимание налаживанию двустороннего сотрудничества с другими государствами-участниками на взаимовыгодных принципах.

В проведении своих реформ Украина опирается также на помощь развитых стран Запада, которые, на наш взгляд, безусловно заинтересованы в их успешности. Ведь тяжело даже предвидеть все негативные последствия, которые прямо отразятся на стабильности в Европе, в случае отсутствия изменений к лучшему во внутренней жизни Украины и ее кооперации с внешним миром. Это угрожает не только независимости Украины, но и стабильности и безопасности всех остальных стран Центральной Европы, граничащих с нашей державой, а равно и государств-участников СНГ, для которых независимое демократическое развитие Украины во многих отношениях является ориентиром и поддержкой на собственном пути к прогрессу и процветанию.

Одной из основных, если не основной, задач нынешнего этапа реформ в Украине (после достижения денежной стабилизации, снижения темпов инфляции и сдерживания падения объемов выпуска продукции) является преодоление кризисного состояния производства и переход в 1996 году в фазу постепенного экономического роста.

Продвижение в этом направлении требует значительной внешней финансовой поддержки с целью покрытия потребностей критического импорта и эффективной структурной перестройки экономики. Активная работа по налаживанию такой поддержки также является одной из важнейших задач внешнеполитической деятельности Украины. Следует отметить, что сама программа реформ и ход ее реализации в Украине получили активную поддержку со стороны МВФ и Мирового банка, принявших решение о предоставлении Украине крупных кредитов. Так, МВФ предоставил Украине:

1) системно-трансформационный кредит в сумме эквивалентной 742 млн. долл. США на 10 лет с отсрочкой по основным элементам 4,5 года со ставкой 5,75% (кредит уже пришел в Украину в виде двух траншей в размере 371 млн. долл. США каждый - в октябре 1994 г. и в апреле 1995 г.);

2) кредит «стенд-бай» в размере 100% от квоты Украины в МВФ, то есть 1,4 млрд. долл. США. Два транша этого кредита уже пришли в Украину, третий ожидается до конца текущего года. Кредит предоставлен на 17 лет с отсрочкой по основным выплатам 5 лет.

Плодотворное сотрудничество налаживается также с Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией. Кредитные линии открыли для Украины США. В этой сфере подписаны два гарантийных структурных соглашения.

Исключительное значение для успеха реформ в Украине имеет привлечение зарубежных инвестиций с целью эффективной поддержки производств, которые обеспечат интеграцию Украины в мировой рынок. Прежде всего, это реализация национальных проектов собственного энергообеспечения Украины, развития агропромышленного комплекса, авиа- и судостроения, добычи золота, ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности.

В целом украинская экономика имеет высокие потенциальные возможности для привлечения зарубежных инвестиций. В ближайшее время украинские предприятия способны абсорбировать 8 - 10 млрд. долл. США зарубежных инвестиций. Инвестиционные возможности отраслей экономики Украины составляют: металлургия - 7 млрд. долл. США, химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл. США, машиностроение - 5,1 млрд. долл. США, транспорт - 3,6 млрд. долл. США.

Приведенное выше сжатое изложение основных моментов, характеризующих внешнеполитическую деятельность Украины за четыре года независимости и наиболее перспективные направления ее дальнейшего развития, позволяет сделать некоторые общие выводы о тех принципах, которыми руководствуется наше государство в строительстве своих внешних отношений. На сегодня они уже четко определились и сформировались в определенную достаточно целостную систему. Базовыми среди них являются организация внешнеполитической деятельности в полном соответствии с общепризнанными нормами международного права и ее направленность на обеспечение международной поддержки процесса реформ, прежде всего экономических, активная политика на принципах безъядерности и внеблоковости, которая позволяет Украине принимать участие в решении основных глобальных и региональных проблем современности и инициировать новые подходы к их разрешению, прагматизм и многовекторность в налаживании и развитии международных контактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.