Рефераты. Советский союз и Суэцкий кризис 1956г.






в-третьих, что на стороне египетского народа, отстаи­вающего свои законные права, были все прогрессивные и миролюбивые силы, Советский Союз и другие социа­листические страны.


СУЕЦКИЙ ВОПРОС В СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ООН


Накануне обсуждения в ООН. Идея обращения по су­эцкому вопросу в ООН для Англии и Франции была не нова. Она возникла не вдруг и явилась логическим за­вершением их дипломатической и политической деятель­ности в августе — сентябре. О намерении Англии и Франции использовать в своих целях ООН западные газеты стали писать задолго до обращения этих держав в международный форум. Однако ни французская, ни английская дипломатия не спешили, опасаясь встретить­ся в ООН с большими трудностями. Вот почему они от­клоняли предложения египетского правительства о со­зыве в Женеве международной конференции в рамках ООН с участием государств, суда которых проходят че­рез Суэцкий канал.

Но в сентябре обстановка изменилась. Нажим на Египет, как и следовало ожидать, не дал результатов. Правящие круги Англии и Франции понимали, что с по­мощью ООН им не удастся добиться своих целей; тем не менее они хотели воспользоваться последним сред­ством для создания наилучших условий к началу агрес­сии. Французская газета «Франс-нуар» 9 сентября писа­ла, что английское правительство намерено обратиться в Совет Безопасности и при помощи этого шага попы­таться «достичь единодушия» общественного мнения Англии и других западных держав в проведении «твер­дой политики».

Таким образом, Англия и Франция хотели использо­вать Организацию Объединенных Наций, чтобы пока­зать несговорчивость Египта, а заодно продемонстриро­вать свое «миролюбие». Истинные замыслы, однако, со­стояли в попытке использовать дебаты в ООН для окон­чательной военной подготовки к вторжению в Египет. «Пусть никто не обманывается. Обращение в ООН —это процедура, а не курс политики»,— писала английская газета «Дэйли экспресс».

Англо-французская дипломатия рассчитывала также обсуждением суэцкого вопроса в Совете Безопасности хотя бы частично реабилитировать свою политику в глазах мировой общественности после про­вала сепаратной конференции в Лондоне.

И наконец, необходима отметить, что обращение Анг­лии в ООН в известной мере отвечало настроениям пра­вящих кругов ряда стран Содружества наций. Так, на­пример, Канада настаивала на рассмотрении суэцкого вопроса в ООН. Другие страны Содружества также при­держивались этой точки зрения.

Но, обратившись в ООН, Англия и Франция не отка­зались от политики, которую они проводили и раньше.

В последних числах сентября Советское правитель­ство вновь обратило внимание Англии на то, что выска­занные ранее опасения Советского Союза в отношении развития суэцкого кризиса подтверждаются фактами, свидетельствующими о том, что английское правитель­ство совместно с правительствами Франции и США про­должает проводить политику нажима и угроз в отноше­нии Египта.

Советское правительство предупредило западные дер­жавы, что «политика военных угроз и попыток вмеша­тельства во внутренние дела Египта создает угрозу для мира на Ближнем и Среднем Востоке и чревата опасны­ми последствиями».

Не могли оставаться равнодушными к обстановке на Арабском Востоке также правительства стран этого рай­она мира. Правительства арабских стран, прежде всего Египта, продолжали укреплять обороноспособность сво­их государств.

23 сентября правительства Англии и Франции офици­ально потребовали включить в повестку дня Совета Без­опасности вопрос об «односторонних действиях» Египта, положивших  конец  системе  международного  управления Суэцким каналом8. С передачей суэцкого вопроса в ООН для Лондона и Парижа, наступил последний ди­пломатический и политический этап подготовки агрессии против Египта.

24 сентября Египет также обратился в Организацию Объединенных Наций и потребовал рассмотреть в Совете Безопасности вопрос о действиях Англии и Франции, со­здающих серьезную угрозу всеобщему миру и междуна­родной безопасности и являющихся вопиющим наруше­нием Устава ООН.

С чем же шли стороны в ООН и чего они хотели от Совета Безопасности?

В обращении в ООН египетское правительство вновь заявило, что создание «Ассоциации пользователей Суэц­ким каналом» явилось бы посягательством на достоин­ство и суверенитет Египта. Оно предложило создать ор­ган для ведения переговоров, в который помимо Егип­та вошли бы представители других стран, пользующих­ся Суэцким каналом и придерживающихся различных точек зрения относительно суэцкой проблемы. Таким об­разом, египетское правительство, отвергая политику дик­тата, предлагало реальный путь к разрешению суэцко­го вопроса мирным путем в рамках ООН.

В заявлении Советского комитета защиты мира, опу­бликованном после передачи суэцкого вопроса па рас­смотрение Совета Безопасности, говорилось: «От лица всех советских сторонников мира Советский комитет за­щиты мира призывает Организацию Объединенных На­ций при рассмотрении вопроса о Суэцком канале не от­ступать от тех принципов, которые положены в основу при ее создании, и настоять на принятии решений, обес­печивающих как соблюдение суверенных прав Египта, так и свободу прохождения по каналу судов всех государств».

Итоги обсуждения суэцкого вопроса в Совете Без­опасности свидетельствовали об успехе миролюбивых сил; это признал активный участник событий тех лет, бывший премьер-министр Англии Идеи. В его мемуарах читаем: «Я вскоре (после закрытия заседания Совета Безопас­ности,—Л. Я.) узнал, что Советское правительство рас­ценивает итоги обсуждения в ООН как победу Египта и самого Советского Союза. В этом оно было, несомненно, право».

Казалось, что соглашение близко и острота кризиса скоро спадет. Но таково было лишь внешнее впечатле­ние. Представители Англии и Франции относились к пе­реговорам формально. Они использовали их, как это ста­ло ясно через несколько дней, как маскировку послед­них приготовлений к агрессии.

Затягивая переговоры, Англия и Франция находились на прежних позициях: любыми средствами добиваться односторонних уступок со стороны Египта.

Англии и Франции это нужно было для того, чтобы не допустить переговоров до начала интервенции. Анг­лийские и французские правящие круги решили, что дип­ломаты сделали свое дело, и 29 октября заговорили пуш­ки. Так закончился еще один этап суэцкого кризиса, на­чался новый—самый драматический по событиям.



ПРОВАЛ АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКОЙ АГРЕССИИ В ЕГИПТЕ


События   второй половины октября 1956 г., последовавшие за окончанием работы Совета Безопасности по суэцкому вопросу, раз­вивались с поразительной быстротой. 14 октября из Нью-Йорка начали разъезжаться министры иностранных дел, принимавшие участие в работе Совета, а на следующий день Лондон и Париж буквально лихорадило от кипучей деятельности представителен дипломатических и военных ведомств. И те и другие торопились.

В кабинете премьер-министра Англии генерал Шалль подошел к карте Среднего Востока и положил на нее обе руки; одну—на Синайский полуостров, где должны быть по плану позиции израильских войск, другую — на до­лину Нила, где расположены укрепления египетской армии. Английские же и французские войска, пояснял французский генерал, будут высажены в зоне канала.

— Хорошая идея,— сказал Иден.

С 22 по 26 октября французские военно-морские силы, предназначавшиеся для участия в агрессии, поки­нули базу в Тулоне.

В последних числах октября к берегам Израиля по­дошла французская эскадра в составе боевых кораблей «Кэрсан», «Сюркуф», «Бувэ». В ее задачу входило при­крывать с моря побережье Израиля во время нападения последнего на Египет.

Однако Соединенные Штаты Америки не спешили принимать меры, чтобы воспрепятствовать агрессии. Ни­чего не сделали США для пресечения агрессии и позже, когда находившееся в сговоре с англичанами и францу­зами израильское правительство приступило к военным приготовлениям, объявив мобилизацию.

Что касается послания Эйзенхауэра премьер-минист­ру Израиля Бен-Гуриону по поводу объявленной моби­лизации, то Уотт пишет, что президент США «выражал серьезное беспокойство и предупреждал Израиль не на­чинать военных действий», а позднее потребовал немед­ленных... трехсторонних переговоров. Понятно, что та­кое заявление Эйзенхауэра не сыграло и не могло сыг­рать важной роли в отношении сохранения мира на Арабском Востоке: на это оно и было рассчитано. При­зыв президента Эйзенхауэра к Бен-Гуриону «ничего не предпринимать, что могло бы нарушить мир», не был принят всерьез, что не без основания отмечал и западно­германский автор Бретхольц.

А США могли многое сделать и в этот критический момент. Известно, что и английское и французское пра­вительства внимательно изучали позицию правительства этой страны. Более того, англичане и французы рассчи­тывали, что в решающий момент, если Советский Союз и другие социалистические страны  выступят в защиту Египта, США поддержат своих союзников. Еще ранее Иден и Пино заявляли Даллесу, что если США не по­зволят Англии и Франции добиться своих целей, в том числе силой оружия, то судьба Атлантического союза бу­дет поставлена на карту.      

Первоначально предполагалось начать тройственную аг­рессию 6 ноября, в день выборов президента США. За­тем было решено перенести начало выступления на бо­лее ранние сроки.

Безусловно, контрреволюционный мятеж в Венгрии, поднятый с помощью и при поддержке международных империалистических  кругов,  явился  одной  из  главных причин  изменения  срока   начала   выступления   против Египта.

Хотя некоторые руководители английской и француз­ской дипломатии, как уже отмечалось, и недооценивали роли Советского Союза в международной жизни, все же и Лондону и Парижу было далеко не безразлично, ка­кую помощь сумеет оказать Советский Союз египетско­му народу в борьбе против вооруженной интервенции. Колониальным кругам Франции и Англии были хорошо известны планы международной реакции по подготовке мятежа, что имело огромное значение для выбора дня начала агрессии.

Помимо контрреволюционного мятежа в Венгрии были и другие причины, заставлявшие Англию и Фран­цию торопиться. К ним следует отнести прежде всего рост сопротивления агрессорам на Арабском Востоке. Перед угрозой совместных действий двух колониальных держав арабские страны усилили борьбу за независи­мость. Выборы в Иордании 21 октября закончились победой патриотических, демократических сил. Проведен­ные в условиях подъема антиимпериалистического, ан­тиколониального движения, выборы показали, что иор­данский народ выступает за самостоятельную, независи­мую политику. Новое правительство Сулеймана Набулси выступило за союз с Египтом и Сирией.

На четвертый день после выборов Египет, Сирия и Иордания создали объединенное командование. Это заставило англо-французское командование торопиться: перспектива иметь противниками вооруженные силы трех арабских стран вместо одной явно не устраивала агрес­соров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.