Рефераты. Советская национальная политика в Сибири (до 1940годов)






Проводя определенный курс национальной политики, власти на Алтае, коренные жители этих мест проявляли инициативу относительно образования здесь автономии. ВЦИК в июне 1922 года принял постановление о создании Ойротской автономной области за счет населения и территории Горно-Алтайского и Бийского уездов Алтайской губернии с центром в селе Улала (ныне это Горно-Алтайск). Власть передавалась ревкому, который должен был осуществить ряд переходных мероприятий. В августе 1922 года здесь были созданы органы партийной и местной государственной власти.

Образование алтайской автономии создавало предпосылки для ускоренного развития народа, находившегося в ту пору на перепутье между феодализмом и капитализмом. Путь к новой социальной организации алтайцам открывала государственная национальная политика, а более широко - весь политический курс того времени. Решение созидательных задач происходило на основе взаимопомощи народов, алтайского и русского населения этой южной территории Сибири.

В апреле 1923 года прошли выборы в Советы, состав которых на Алтае был преимущественно крестьянским. Среди избранников преобладали сельская беднота и середняки. Советы Алтая представляли собой специфическую форму политического союза местного населения с рабочим классом России. Они решительно становились на путь созидания новых форм социальной жизни. 1 мая 1923 года открылся Первый областной съезд Советов, участники которого заявили о признательности крестьянства Ойротии советским властям за предоставление права на самоопределение.


4.5. Средние и малые народы.

 Вслед за бурятами, якутами, алтайцами обрели те или иные формы национального самоопределения и другие сибирские народы. В ноябре 1923 года решением ВЦИК был создан Хакасский уезд, преобразованный в 1925 году в округ, а в 1930 - в Хакасскую автономную область. В Сибири выделялись также национальные районы и национальные сельские Советы. Это способствовало привлечению к участию в управлении, к активной политической деятельности большого числа лиц из местного населения.

Идея Советов и на Севере, в том числе на севере Сибири, нашла своих приверженцев и проводников. Советская власть рождалась там в суровой и сложной борьбе, которая шла не на жизнь, а на смерть. После окончания первой мировой войны, во время гражданской войны ряд малочисленных народов оказался на грани гибели. Обострилась нищета, голод стал обычным явлением, эпидемии уносили сотни жизней. Необходимо было предпринимать решительные действия для спасения малых этнических групп.

К лету 1918 года на севере Сибири были созданы уездные и волостные Советы. В ходе гражданской воины большинство тружеников Севера и Востока вставало на сторону Советов: коренные жители выполняли обязанности проводников партизанских отрядов, вступали в ряды Красной Армии, как могли участвовали в бурных исторических событиях своего времени. Окончилась гражданская война, надо было думать о будущем, работать ради него. Но будущее для народов Севера и Востока не могло наступить само собой, ибо еще совсем недавно они были исключены из политики. Надо было развивать культуру аборигенов, их политическое сознание, искать и предлагать доступные для них формы социальной активности.

Предполагалось советизировать народы Севера и Востока, ввести в состав Советов представителей коренного населения, сделать Советы понятными для малограмотных людей институтами управления и самоуправления. Там, где не сформировались даже зачатки капиталистических отношений, не сложился национальный рабочий класс, не было своей интеллигенции, переход от родоплеменного самоуправления к национальной государственности был длительным и сложным процессом, при этом активную помощь и руководящее влияние оказывали российский рабочий класс и интеллигенция.

По указанию X съезда РКП(б) в районах Севера и Дальнего Востока с начала 20-х годов распространяется первоначально потребительская, а затем и производственная кооперация. В 1924 году ВЦИК РСФСР организовал при своем Президиуме Комитет Севера. Этот орган многое сделал для изучения положения в районах, населенных малочисленными народами, разрабатывал программу и систему мероприятий по оказанию им помощи в обеспечении продовольствием, организации просвещения и здравоохранения, подготовке кадров из числа коренных жителей, развитии национальной государственности.

В 1928-1929 годах у малочисленных народов Сибири существовало более 120 школ, из них треть представляли собой школы-интернаты, их учащихся государство взяло на полное обеспечение. Для обучения взрослых открывались пункты ликбеза. Ханты и ненцы в 1925 году посещали занятия по программе школ политграмоты. Политическое просвещение кочевников осуществлялось также и в заезжих домах, домах туземцев. Представители коренного населения знакомились с докладами Ленина о Советской власти, им разъясняли официально принятую программу построения социализма в СССР и регионах.

Большое значение придавалось созданию и расширению партийных организаций в национальных районах. Они вели работу с беднотой и середняками, активистами советского и кооперативного движения, со всем оседлым и кочевым населением. В 1922 - 1925 годах здесь появились и первые ячейки ВЛКСМ. В 1929 году, например, на Дальнем Востоке у малочисленных народов насчитывалось 26 ячеек ВЛКСМ, в которые входило 240 комсомольцев, в том числе 28 девушек.

Общественные организации проводили большую работу по развитию у населения политического сознания. Это способствовало процессу национально-государственного строительства в северных и восточных районах страны. Формировались национальные округа, в которых, как и в других национально-государственных образованиях, органы власти и управления, суды, школы работали, как правило, на родных языках малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

У отставших в развитии народов создавались более простые и доступные сознанию формы организации. В частности, формировались родовые туземные Советы. В 30-е годы в Красноярском крае были созданы Таймырский и Эвенкийский автономные округа, в Камчатской области - Корякский, в Магаданской - Чукотский, в Тюменской - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, в Читинской - Агинский Бурятский, в Иркутской - Усть-Ордынский Бурятский. Население каждого составляло около 10 тысяч человек с преобладанием в его составе малочисленных народов.

5. Заключение.

Становление и развитие национальной государственности в Сибири происходило в бескомпромиссной борьбе с национализмом во всех его проявлениях, а также со всякими попытками, какой бы фразеологией они ни прикрывались, насаждения тех или иных форм великодержавного шовинизма. При этом создавались новые мифологические штампы, наносившие немалый вред механизмам государственного устройства.

Если говорить о причинах и следствиях столь быстрого, хотя и нелегкого решения проблем национально-государственного строительства в Сибири, то следует отметить, что оно было связано с реализацией идеи государственности, выдвинутой еще в XIX столетии, сохранением традиций соборности, общинности, коллективизма. Использовались идеи реформаторов прошлого в частности, бывшего генерал-губернатора М.М. Сперанского, мысли которого о формах организации малочисленных этносов нашли некоторое воплощение в практике в советское время. Решение этих проблем сопряжено и с функционированием партии, хотя в нем проявился и  постепенно  все более обострялся открытый  Р. Михельсом и М. Острогорским железный закон олигархических тенденций. В соответствии с этим законом массовая партия, созданная для завоевания демократии народу и рядовым партийцам, отчуждает их от власти, сосредоточивая всю ее полноту в руках политических лидеров, партийной элиты. С одной стороны, партийное руководство способствовало организационному воплощению идей государственного строительства, с другой - вставляло спицы в его колеса, допуская ошибки, основанные на волюнтаризме и непросчитанности части решений.

Сибирские большевики использовали различные организационные меры для развития самодеятельности народных масс в борьбе за реализацию государственного национального политического курса. Важное значение в объединении патриотических сил Сибири, решении общих задач имело, например, общесибирское совещание представителей народов этого края, проходившее в Омске в феврале 1921 года. 24 февраля «Советская Сибирь» писала: «В первый раз... ''сибирские инородцы" получают возможность собраться вместе, обсудить свои нужды и разрешить наболевшие вопросы, применительно к своим бытовым, климатическим и культурным особенностям».

Форма Советов оказалась действительно эффективной для решения задач государственного строительства на местах. Но так было только при одном непременном условии: если не нарушалась законность, соблюдался строгий правопорядок. Правоохранительные органы на словах действовали исключительно в интересах национальной идеи, но слова зачастую расходились с делами. От нарушений законности страдала и великая нация - русский народ, и средние и малочисленные народности. Люди поддерживали идею социализма, но эта идея порою дискредитировалась самым грубым образом. Было предано забвению, что благородная цель достижима только благородными средствами. Идея Советов была конструктивной, но средства их создания и функционирования во многих случаях далеко не соответствовали высоким идеалам. В дальнейшем это привело к некоему отчуждению людей от власти и утрате интереса к ней.

Российская Федерация стала основой консолидации народов различных национальностей. Право на самоопределение в известной мере сопрягалось с учётом специфических традиций разных народов страны. Хотя в государственном строительстве происходило и немало существенных трудностей, первоначально происходило освобождение народов. Формировались и развивались разные виды автономии, и при всей их ограниченности и формальности они порождали предпосылки для раскрытия и развития государственных начал у многих народов Сибири, что открыло необходимые условия для вступления народов Сибири в качественно преобразованное Российское государство.



6. Список используемой литературы

1.  Олех Л.Г. История Сибири. Феникс. Ростов-на-Дону, 2005

2.  Буровский А.М. Крах империи. Аст. М., 2004

3. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. Эксмо.  М., 2005      



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.