Рефераты. Социалистическая идеология






На ХХI Конгрессе Социнтерна в Париже (ноябрь 1999 г.) Президентом Социалистического Интернационала избран лидер португальских социалистов Антонио Гутьеррес, а Генеральным Секретарем переизбран Луис Айела (руководитель чилийской социалистической партии).

На протяжении последних 10 лет в Социнтерн вступило почти 70 партий. Среди тех, кто получил полное членство с правом голоса - социал-демократы Албании, Эстонии, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Словакии, Словении и т. д., причем некоторые страны представлены несколькими партиями. Среди новых членов с совещательным статусом - представители Армении. Все это доказывает, что и для Украины дорога к этому мировому союзу социал-демократов не заказана. Членство в Социалистическом Интернационале безусловно может рассматриваться как одна из важнейших задач наших социал-демократов.

Другой существенный элемент международного социал-демократического движения - Партия Европейских Социалистов (ПЕС). В 1952 году социал-демократы создали собственную международную группу в Европарламенте. Новым толчком движения к объединению стало Соглашение о Европейском Союзе, что предполагает создание общеевропейских политических партий как формы расширения политического сотрудничества (Ст. 138-я). Фактически, реформа была начата раньше, в середине семидесятых, когда были провозглашены намерения относительно проведения прямых выборов в Европарламент (на первых порах депутаты Европарламента делегировались парламентами соответствующих стран).

В 1993 году на учредительном съезде в Гааге европейские социал-демократы сформировали ПЕС. III съезд партии состоялся в 1997 году. ПЕС принадлежит около трети мест в Европарламенте (в июле 1998 года - даже 214 мест из 626, то есть 34 процента), и является самой большой его фракцией. В 1998 году 9 из 15 членов Европейского Совета составляли социал-демократы, они председательствовали в 9 из 20 комитетов Европарламента: бюджетном (Детлеф Салманд, Германия), сельского хозяйства (Хуан Луис Колино Саламанка, Испания), гражданских свобод и внутренних дел (Эдди д'Анкона, Нидерланды) и прочие.

Социал-демократов беспокоит недостаточная демократичность общеевропейского политического строя. Предвыборный манифест ПЕС 1994 г. провозгласил: «Будущее Европы - не в создании централизованной сверхдержавы. Только демократическая Европа может быть сильной». Европейские социалисты голосовали против кандидатуры Жака Сантера на пост Председателя Еврокомиссии (Правительства Европы), высказываясь не столько против него лично, сколько против «секретной, неподотчетной и унизительной системы, согласно которой происходило назначение на престижнейшую европейскую должность». Кстати, это правительство вследствие потери репутации вскоре вынуждено было уйти в отставку.

Начиная с Маастрихтских соглашений 1992 года, западноевропейские левоцентристы объединились вокруг призыва к «социальной Европе», и в частности, к выравниванию европейских условий, что предполагает жертвы со стороны наиболее развитых стран Старого Света.

§ 3. Роль социалистической идеологии в политической истории Беларуси


С коммунистической идеологией Беларусь прожила почти весь двадцатый век. Все события всемирно-исторического значения - освобождение Европы от фашизма, распад колониальной системы империализма и образование независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке, первый искусственный спутник Земли, полет первого человека в космос - также отмечены печатью коммунистической идеологии.

Социалистическая Белоруссия в исторически кратчайшие сроки совершила гигантский скачок в своем развитии, превратилась в одну из самых развитых стран мира с исключительно высоким экономическим, научным и культурным потенциалом. По индексу человеческого развития наша республика входила в состав самых развитых стран мира.

И для сегодняшней Беларуси такие коммунистические принципы, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость, высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, моральное поощрение человека, вполне могут входить в идеологию современного белорусского общества.

Таким образом, идеология белорусского народа органично включает в себя элементы идеологии коммунистической, консервативной, либеральной и социал-демократической.

Исторический процесс ведет не к разъединению, а к объединению народов. Интеграционная парадигма развития требует справедливых взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами. Этот новый интеграционный взгляд, базирующийся на новой идеологии, предполагает, что настало время отойти от конфронтации и сформировать новое партнерство между всеми странами мира, основанное на взаимном интересе, на сотрудничестве, на гуманном коллективизме.

Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности. Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:

1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;

2) прозападно-либеральные идеологии;

3) национал-экстремистские идеологии.

Специфика идеологической ситуации в Беларуси в современный период заключается в том, что оформление идеологических предпочтений белорусского народа было осуществлено инициативами Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на исторических референдумах 1995-1996 годов.

В результате экстремистские идеологии ушли из государственной политики, стратегический курс развития Республики Беларусь получил адекватную государственную символику, рациональную внутреннюю политику, грамотно выстроенные международные приоритеты, а исторический выбор Беларуси - национальные идеологические принципы и ориентиры.

Национальная идея является важнейшей системообразующей частью идеологии Белорусского государства. Президент А.Г.Лукашенко на семинаре по идеологии подчеркнул, что «для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве», поскольку «собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа».

Любая национальная идея, выполняющая консолидирующую функцию в рамках данной нации, характеризуется таким набором человеческих качеств, которые образуют меру данного национального характера, его золотую середину. Подлинно национальная идея специфицируется в историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде. В этом смысле национальной идеей нашего народа является идея духовного лидерства Беларуси в славянском мире. Как подчеркивал Президент А.Г.Лукашенко в своем докладе на семинаре по идеологии, «временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. Ощущение этого предназначения может поднять наш народ на удивительные подвиги. Множество людей в России, в Украине и в других странах смотрят на Беларусь как на пример последовательной и самостоятельной политики».

Заключение


По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Предсоциалистические идеи начинают формироваться в конце XVIII столетия как реакция на обнищание широких народных масс сопутствовавшее первоначальному развитию капитализма, и крушение традиционной культуры. Порокам первоначального индустриализма противопоставлялись надежды на построение нового общества производителей, основанного на коллективизме. По мере становления класса наемных рабочих, идеологи социализма именно с ним стали связывать возможности построения справедливого общества.

В начале XIX в. существуют самые разнообразные социалистические теории, существенно отличающиеся друг от друга: это немедленное глобальное коммунистическое (общий) переустройство общества путем революционного переворота и революционной диктатуры и введения последовательной общности имуществ; это создание производственных ассоциаций рабочих, которые должны вытеснить частного предпринимателя; это ассоциации эквивалентного обмена, рассматриваемые как средство преобразования общества мирным путем на базе экономического сотрудничества классов. Важно то, что почти все социалистические теории того периода начали разворачиваться в сторону экономической общественной философии. От многочисленных социальных эгалитарных (равенство) теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере. Первоначальное распространение социализм получил в Великобритании и во Франции, но также имел и международные институции, объединявшие чаще всего левых политических эмигрантов и писателей.

Переломным для развития социалистической идеологии стал 1848 г., когда в ходе революции рабочие и ремесленники впервые пытались отстоять свои социально-экономические и политические интересы, а также именно в феврале этого года вышел “Манифест Коммунистической партии” К. Маркса и Ф. Энгельса, которым принадлежит попытка научного обоснования социализма (научный социализм, позже марксизм, он же коммунизм), и создания интернационального социалистического движения для осуществления построения коммунистического общества.

Идеология - тот фильтр, та защитная оболочка, которые позволяют более или менее безбоязненно общаться с внешней средой. Строительный материал для белорусской государственной идеологии заимствуется из различных, притом весьма разнородных, источников как отечественного, так и зарубежного происхождения. Интеллектуальными донорами выступают, прежде всего, либерализм, консерватизм и социализм. Первый поставляет в идеологическую корзину белорусского режима идеалы свободы человека, гражданского общества с равными возможностями для его членов, правового государства.

Список литературы


1.   История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство "Зерцало", 2000. - 688 с.

2.   Мельник В. А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции. - Мн.: Тесей, 2002.

3.   Михеев В. М. Идеология: размышления и выводы. - Мн.: Тонпик, 2004. - 316 с.

4.   Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учеб пос. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. Под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. - Мн.: ИВУ Минфина, 2005. -312 с.

5.   Шинкарев В. В., Вартанова Л. В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь: Монография. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.

6.   Экономическая социология / И. К. Галко, Е. З. Ломоносов. - Мн.: Бел. Наука, 2001. - 717 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.