Рефераты. СНГ: на пути к экономическому союзу






    Как это ни парадоксально,  весьма вероятно,  что Россия  является нетто-импортером капитала.  Однако  ввиду того,  что счета,  отражающие движение капитала,  находятся под строгим контролем,  приток  капитала влияет на рубль косвенно,  т.е. через спрос на рубли, а через увеличение денежных агрегатов (эффективный спрос)  в  национальной  экономике (чистый приток капитала составляет около 11% ВВП, а скорость обращения денег (М2) в среднем 8,4 раза в 1994 г.  и более 10 раз в  I  квартале 1995 г.,  дополнительное приращение денежной массы в российской экономике может быть оценено как довольно значительное).

    В то же время спрос на деньги в остальных странах СНГ претерпевает относительное сокращение;  однако экспорт монетарной  экспансии  из СНГ после 1992 г., как бы он ни снижался, принимает разнообразные формы и никогда не прекращается.  Это дает дополнительный толчок инфляции и, тем  самым,  обесцениванию рубля по отношению к твердым валютам.  В результате этого рубль в конце концов падает,  а валюты  других  стран СНГ остаются на уровне более высоком, чем уровень паритета покупательной способности. Таким образом, традиционные теоретические построения, возражающие против  либерализации  счетов  движения капитала на ранних стадиях перехода к свободному рынку из опасения, что она может вызвать приток капитала,  который повлечет за собой повышение курса национальной валюты и будет сдерживать товарный экспорт, в данном случае неприменимы, поскольку движение капитала приобретает нетипичные формы с неожиданными последствиями.

    Хотя в “сердцевине” СНГ в последнее время предпринимаются усилия к ускорению процесса создания исходных условий для того, чтобы частные капиталы могли пересекать границы этих стран, это только самый первый шаг, не имеющий почти никаких практически последствий; в  лучшем случае договаривающиеся стороны будут покровительствовать взаимными поставкам в рамках “финансово-промышленных  групп”.  До тех  пор,  пока нет фундаментальных предпосылок (структуры факторных “наделенностей”, производственной структуры,  общего рынка  товаров  и таможенного союза) и эффективной международной денежной системы, включая ее правительственный уровень и уровень коммерческих банков, усилия по поощрению мобильности частного капитала будут вязнуть в неблагоприятном международном финансовом климате.

     Что касается международной валютной системы стран СНГ, то необходимо отметить, что если в ЕВС можно увидеть в некотором роде соперничество за финансовую стабильность, то в СНГ, напротив, призывы к объединению пострублевых валютных систем с российской  денежной  системой были просто  формой состязания за право эмитировать деньги.  Другими словами, руководящие валютные органы республик стремились найти  (временное) решение совершенно иных проблем,  чем те, с которыми сталкивается ЕВС.  Для продвижения вперед эффективного внутререгионального валютного сотрудничества, т.е. для того, чтобы отгородиться от остального мира,  национальные экономики,  входящие в СНГ,  должны, как это ни парадоксально, находиться  примерно  на то же уровне развития валютной системы, что и ведущие страны мира;  чтобы стать вровень с  долларом  США, нужны такие валюты,  как немецкая марка, французский франк, английский фунт стерлингов,  а не карбованец (увы, и не российский рубль). Иначе, как показывает  практика СНГ,  члены Содружества почти неизбежно будут смотреть на международные (региональные) финансовые механизмы  как  на временное средство  для поддержания валют в течении определенного срока, и внешний мир будет во всяком случае выглядеть  более  привлекательным, чем внутрирегиональная валютная интеграция.

     Постсоветские страны распределяются только между двумя из четырех обобщенных групп валютного режима,  представленных в таблице. В России, Беларуси,  на Украине, в Казахстане, Кыргыстане, Молдове, Армении и Грузии действует или режим независимо плавающей валюты, или (Беларусь) другие режимы управляемого плавания - оба режима принадлежат к обобщенной группе  более  подвижного  режима.  Ни одна страна СНГ не имеет режима “составной валюты” или режима  “ограниченной  подвижности по отношению к одной валюте или группе валют”. Это значит, что даже те члены СНГ, которые с наибольшей вероятностью могут ядро Содружества, не имеют ни возможности, ни желания - по крайне мере сейчас - присоединиться к ЕВС или заключить аналогичные  соглашения в постсоветском экономическом пространстве.  Что касается трех прибалтийских государств,  то там ситуация,  конечно, несколько иная, потому сто соглашения  об ассоциации с ЕС,  которые они подписали в июне 1995 г., и вытекающий из них статус свободной торговли,  по всей вероятности, заставит  эти  республики  очень тщательно изучить “за” и “против” присоединения к ЕВС,  несмотря на связь литовской  валюты  с  долларом США, а  латвийский  - с СДР (этот вывод неоднозначен,  учитывая тесную связь эстонской валюты с немецкой маркой, в чем проявляется тенденция, которая вероятнее всего скажется и на ЕВС в целом).  В отличие от формирования ЕВС, образование постсоветской междуна-родной валютной системы не имело четкого  теоретического  обоснования.  Однако это не означает, что за этим процессом не стояло вообще никакой философии: она действительно существовала, но это была “философия принудительной интеграции”,  т.е.  защиты национальных интересов в неблагоприятном окружении (“дать меньше,  взять больше”) - с одной стороны, и уменьшения потерь - с другой.  Страны СНГ,  склонные к “розовому оттенку” в экономической  политике,  колеблются  между  системами,  если пользоваться терминами европейской валютной интеграции,  “образца 1997 г.”, между проектами единой валютной системы, похожими на “третью стадию”, и  идеями многостороннего клиринга,  потому что они занимаются в основном срочном насущими проблемами без ясного  понимания  системного характера логически непротиворечивых подходов.  Те,  кто с энтузиазмом прилагают опыт валютной интеграции в Западной Европе к  условиям  СНГ, игнорируют политическое  отношение постсоветских эконотемы. Учитывая нынешние центробежные тенденции в том, что касается относительной значимости отношений внутри СНГ,  структуру взаимной торговли и расхождение национальных экономических механизмов,  трудно представить,  что,  при улучшении финансовой ситуации, постсоветские экономики рискнут создать общую валютную систему.

Заключение.

    Механизм экономической интеграции,  и в частности интеграции  в финансовой сфере,  в  Европейском  Сообществе/Европейском Союзе всегда был образцом для интеграции в других частях мира,  включая постсоветское экономическое пространство.  Опыт интеграции в Западной Европе является своеобразным примером для понимания проблем и нахождения  путей для их решения.  Однако ни принципы и правила, ни понимание определенных стадий процесса интеграции,  развития институтов  и  разработки соглашений не  остаются неизменными,  когда они переносятся на другие регионы, даже в пределах Европы.

     Недавняя история  Европейского  валютного  союза дает практически урок для СНГ.  Из опыта наших соседей мы узнали, что валютная интеграция может  привести  к  сложным  проблемам и как раз тогда,  когда она приближается к своей высшей стадии;  что, будучи сам по себе логически последовательным, принятый график может подвергнуться пересмотру ичто может потребоваться выполнение некоторых  предварительных  соглашений для того, чтобы дальнейшее движение вперед стало возможным; и еще важнее то,  что иногда лучше следовать естественному ходу развития международной (региональной)  валютной  системы,  а  не изобретать что-то лучшее. Как следует из настоящей работы,  коллективная валюта, какой бы убедительной она ни была в теории,  не может противостоять конкуренции с национальными валютами и превратиться в  настоящие  деньги, если не реализованы механизмы, намеченные на третью стадию Европейского валютного союза,  хотя они и могут показаться преждевременными. Переходные экономики  должны быть особенно осторожными в своих инициативах в области международных валютных отношений.

    Вероятно,  в рамках СНГ следует создать “ядро” валютной системы, которое будет ведущей ролью рубля.  Такая система может иметь форму механизма периодически пересматриваемой привязки, в которой другие валюты стран-участниц этого механизма будут привязаны к  рублю.  В новейшей экономической  литературе по проблемам рыночной трансформации широко признается,  что,  учитывая приоритетность  задачи  привнесения конкуренции  извне и превращения мировых рыночных цен в ориентиры для национальными производителями, обменные курсы не должны быть абсолютно подвижными. Конечно, в существующих условиях валютная привязка в рамках СНГ вряд ли достижима - не потому,  что правительства не могут принять решение о том,  какой следует установить обменный курс, а просто потому, что такая привязка не имеет смысла,  пока не улучшится  финансовый положение в странах,  которые могут образовать “ядро” валютной системы СНГ. Как только финансовая ситуация в переходных экономиках более  или менее стабилизируется,  будет стоять вопрос не о том,  следует ли осуществлять валютную привязку, а о том, как это лучше сделать.

    Однако механизм  периодически  пересматриваемой  привязки  нельзя считать абсолютно желательным даже применительно к зоне свободной торговли или  таможенному союзу,  потому что его эффективность зависит от степени открытости национальной экономики,  от доли стран-партнеров  во внешнеторговом обороте каждой страны ( эта доля должна по крайней мере превышать долю любой третьей страны), и - что еще важнее - от последовательности финансовой  политики страны и стабильности ее приоритетов.  На деле в переходной экономике финансовые приоритеты в течении  финансового года претерпевают почти регулярные изменения. Так, инфляционная ситуация потребность в финансировании бюджетных расходов необходимость компенсировать потери,  причиненные импортерами протекционистскими мерами - все эти факторы определяют различные типы валютно-денежной  политики. Общность  финансовых  приоритетов может быть достигнута только при сравнительной однородности национальных экономических  механизмов, относительной гармонизации процессов социально-экономической трансфор-мации и успешном осуществлении экономических реформ.

Трудно представить,  что  в  СНГ валютная привязка может производиться по отношению к общей валюте,  такой,  как ЭКЮ, потому что “коллективная” валюта  требует, 

во-первых,  высокой степени международной финансовой конвергенции,

во-вторых (что для рассматриваемого вопроса имеет особое  значение),  взаимной  уверенности  в  твердой  решимости стран-партнеров стабилизировать финансы (помимо двусмысленной проблемы оптимальной валютной зоны).

    Кроме того, не следует преувеличивать роль ЭКЮ, поскольку она не является  обычным  посредником  в  международных расчетах. При  то,  что  платежи внутри СНГ в большинстве случаев осуществляется в российских рублях или долларах США,  возникает  проблема обеспечения рублевой массы для этой цели. Снабжение рублями может быть обеспечено на базе рублевой стабильности,  которая дестимулирует  экспорт и поощряет импорт.  Последнего,  нелегко добиться, потому что финансовые ресурсы на российском денежном рынке истощены,  что  тормозит инвестиции, а приток капитала из-за границы незначителен. Однако, если следующее российское правительство предпримет попытку ускорить  финансовую реинтеграцию СНГ,  российские производители будут обвинять его в подрыве сотрудничества в рамках СНГ и одновременно в поощрении  импорта в ущерб отечественным производителям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.