Рефераты. Смена политических элит в России в 80-90-е гг. XXв.
Формально сохраняя две ветви
власти, Ельцинское руководство стремится все сильнее контролировать
деятельность законодательных органов, наращивая там присутствие чиновников.
Стихийная рекрутация «наверх» минимизируется. Постепенно власть в России
приобретает номенклатурные очертания. Об этом свидетельствует также
целенаправленные попытки возродить советские традиции подбора и расстановки
кадров. Утверждена «табель о рангах», то есть система рангов и тарифных ставок
для государственных чиновников. Циркуляция кадров теперь такова: на самой
верхушке пирамиды - высшие руководители, которые на виражах политического
процесса опускаются вниз. На их место поднимается второй, а затем и третий слой
старой номенклатуры. В отличие от советских времен, уход с вершины властной
пирамиды еще не означает политическую смерть. Бывшее первое лицо довольно
быстро встраивается в новую структуру с потерей 2-3 рангов. Интенсивность этого
процесса в Центре и на местах различна В центре, где политическая жизнь
активнее, верхушка сменяется чаще, и, соответственно, все более низкие слои
номенклатуры поднимаются наверх.
Новая Российская элита
напоминает трехслойный пирог: сверху - политики, разделяющиеся на борющихся за
власть группировки; далее - предприниматели, финансирующие избирательные
кампании, лоббистские структуры, газеты, электронные средства массовой информации;
внизу - «маленькие армии», «частные силовые структуры», исполняющие не только
функции обеспечения безопасности, но и функции немого давления силы.
Многие задаются вопросом: а
можно ли новую элиту называть демократической? Не следует отождествлять эпитеты
«посттоталитарная» и «демократическая». Во-первых, политическая система,
пришедшая на смену тоталитаризму не всегда будет демократической, она может
быть и авторитарной. Кроме того, на нынешнем этапе политической эволюции нашего
общества обнаруживается, что различия между старой и новой элитой не так уж
велики. Это обстоятельство вполне объяснимо. И та и другая элиты состоят из
людей, воспитанных в условиях тоталитаризма, который порождал определенную
ментальность, привычки и стереотипы поведения. А из соперничества этих элит еще
не вытекает их полная противоположность: порой близкие элиты конкурируют друг с
другом особенно ожесточенно.
Многие политологи
считают, что для воспитания подлинно демократической элиты понадобятся многие
годы. Политическая культура не только старой, но и в определенной мере новой
элиты отражает уровень политической культуры тоталитарного общества, в котором
политическая апатия людей легко переходит в политический экстремизм. Польский
политолог С.Вильнович отмечает, что демократии в обществе ровно столько,
сколько демократической культуры. А ее увеличение - очень длительный процесс.
Он пойдет нормально, если его участники признают себя лишь учениками в деле
демократии и не будут считать себя демократами только потому, что они боролись
с тоталитаризмом.
Известно, что в
демократических (или хотя бы нетоталитарных) странах формирование контрэлиты
происходит в недрах старой социально-политической структуры в среде оппозиции.
Ситуация в России и других странах СНГ в этом смысле очень специфична. В
условиях тоталитаризма указанный процесс деформировался, затормаживался и
интенсифицировался лишь в конце восьмидесятых годов. Новая элита частично
формировалась в недрах КПСС, частично из лидеров неформальных движений. Новая
элита в отличие от старой, неоднородна с точки зрения как политического
происхождения, так и профессиональных качеств, идеологических ориентаций.
Старая элита была
закрытой элитой, элитой кабинетных интриг, не умеющей общаться с рядовыми
гражданами. Посттоталитарная элита выдвинута в значительной степени «снизу».
Однако, после того как она пришла к власти, быстро обнаружилось, что качества,
которые необходимы правящей элите, сильно отличаются от качеств, необходимых
оппозиционерам. От новой элиты требуется не столько выступать на митингах,
сколько каждодневно и квалифицированно управлять обществом. Новая элита
оказалась в большинстве случаев не готова к этой роли. Пока новая элита
вызывает в народе лишь разочарование. Дело вовсе не в профессионализме (он -
дело наживное), просто новая элита в своем большинстве не выдержала испытания
властью.
Тут возникает
деликатный вопрос: а возможна ли элита без институциональных привилегий, и если
это возможно, то будет ли «дешевая» элита оптимальной? Ведь отсутствие всяких
привилегий в условиях напряженной работы может помешать сформировать элиту из
действительно лучших, талантливых управленцев (иначе они уйдут в бизнес или в
другие структуры). Высокие посты могут потерять для них привлекательность. Не
наивно ли рассчитывать на то, что элита будет состоять целиком из подвижников,
идеалистов, думающих лишь о том, чтобы бескорыстно служить народу. Тут
сталкиваются леворадикальная и консервативная точки зрения.
Сторонники первой
точки зрения исходят из того, что если элита будет обладать привилегиями, то
она будет думать не об интересах народа, а о защите этих самых привилегий и с
течением времени превратятся в группу, противостоящую народным массам. Носители
консервативных умонастроений возражают, досадливо отмахиваясь от «назойливых»
требований элитаристов. Зачем говорить только о привилегиях элиты? Подумайте
сначала об ее огромной ответственности. Ведь если ее представители будут думать
о хлебе насущном, то они с неизбежностью будут хуже управлять обществом. В
результате общество только потеряет.
Кто прав в этом споре? Многие
полагают, что решение этой дилеммы - нахождение оптимума, «золотой середины», а
точнее - нахождение той тонкой грани, когда необходимые для выполнения
политических и иных функций права (пусть это будут даже привилегии) не
перерастали бы в злоупотребления, чтобы элита не превратилась в группу,
эксплуатирующую общество.
Социологический
портрет элиты
Высшее
руководство
Партийная
элита
Парламентск-ая
элита
Правительст-во
Региона-льная
элита
Бизнес-элита
В
целом
При
Брежневе
61,8
59,1
41,9
61
59
нет
56,6
При
Горбачеве
54,0
54,9
44
56,2
52
нет
52,2
При
Ельцине
53,1
нет
данных
46,5
52
49
42,1
48,5