Партия, хотя бы с
минимальным перевесом голосов победившая в большем числе избирательных округов,
получит и большее число мандатов. В нашем примере партия А получит 4 мандата
при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,— 73 тыс., а
партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77
тыс. избирателей. Значит, правящей будет партия, пользующаяся поддержкой
меньшинства избирателей.
Во Франции партии
большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75%
мест в парламенте.
Схожая ситуация
на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК на выборах в Народную
палату за весь период независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и
в 1989 г.) получала абсолютное большинство мест, набирая около 1/4 голосов
всего избирательного корпуса.
Вышеизложенное
позволяет сделать вывод о том, что мажоритарная система относительного
большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем,
основными пороками которой являются: .1) значительное число голосов избирателей
(зачастую более половины) остаются «выброшенными», не учитываются при
распределении мандатов;
2) искажается
картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая
меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.
Потенциальная
несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко
проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов,
получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география»
Сущность
«избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные
округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них
преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других
партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число
сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку
избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать»
максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два
округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым
победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а
фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность
образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный
результат.