Рефераты. Шоу-политика как составляющая современного политического процесса (на примере выборов мэра Омска в 2010г.)






* дискурс телевизионного ток-шоу ("К барьеру", "Пусть говорят" и т.п.),

* дискурс "шоу со звездами" ("Танцы со звездами", "Звезды на льду" и т.п.),

* дискурс карнавала (народный карнавал, новогодний карнавал, бал-карнавал),

* дискурс тематического конкурсного шоу (шоу "мисс Мира", "кулинарный поединок", международные, региональные и национальные конкурсы песни, парикмахерского искусства и т.п.),

* дискурс креативной командной игры (КВН, межвузовские и межфакультетские турниры и т.п.),

* дискурс реалити шоу (шоу "За стеклом", "Офис", "Дом" и т.п.),

* дискурс модельного шоу ("Fashion Week", "NewHollywoodLook", "Модный приговор" и т.п.),

* дискурс спортивного шоу ("Большие гонки", открытие и закрытие Олимпийских игр, "Кто умнее пятиклассника?" и др.),

* дискурс event-шоу (открытие нового торгового центра, выставки, фестивали, выход в свет нового издания, кинофильма и т.п., презентация научного проекта, доклада с последующим обсуждением, юбилейный вечер, праздник по поводу конкретного события.

Существуют также особые жанры политических шоу, к которым можно отнести следующие: праздничный парад, церемония открытия памятника национальному герою, государственному и общественному деятелю, съезд партии, встреча кандидата с избирателями, церемония инаугурации, марш протеста, митинг, пикет, выборы.

Дискурс большинства шоу выстраивается в соответствии с определенными постановочно-исполнительскими требованиями, среди которых выделим следующие:

1) клиповость

2) драматичность

3) цикличность основного мессиджа

4) яркость и эмоциональная эффектность транслируемых образов.

"Клиповый" характер дискурса шоу продиктован задачей удовлетворения потребности аудитории в непрерывной новизне и смене впечатлений.

Опытные пиарщики и шоу-мейкеры знают, что клиенту не надо давать опомниться от шоу-атаки. Зрелище должно постоянно удерживать внимание публики, развлекать ее все новыми "переменами блюд".

Вся игра может быть построена по двум видам: "игра по правилам" или "игра с неопределённостью"

Первый вид характеризуется строгим алгоритмом действий, сценарием, в них всё развивается по плану и по заранее установленным правилам. Конечно, в них есть место импровизациям, но только таким, которые не разрывают предписанной канвы.

Интерактивность здесь похожа на игру в маски, где публике предлагают примерить маску судьи, то — героя второго плана, то — простака, то — комментатора, то - референтной группы. Большинство телевизионных политических шоу строится именно по данной модели.

Второй вид политических игр предполагает, что обозначаются только какие-то основные границы и задаются рамочные условия. Конкретные ходы не просчитываются . Данная модель используется при организации следующих политических процессов: телемарафоны, выход политика в народ и др.

Кроме того, Русакова О.Ф. выделяет два не мало важных компонента шоу, таких как презентационный и нарративный.

"Под презентационным шагом мы понимаем произведение презентаторами таких изменений в семиотическом образе продвигаемых ценностей, фирм, институтов, субъектов, которые сообщают данному образу новые дополнительные смыслы и значения. К примеру, презентационным шагом в демонстрации модной одежды является выход очередной модели на подиум. В электронной презентации научного проекта презентационным шагом является смена слайда, сопровождаемая пояснительными комментариями. Презентационным шагом во время устного чтения доклада будет подчеркивание новой мысли как посредством слов, так и с помощью выразительного жеста. В игровых шоу в качестве презентационных шагов выступают мизансцены, разыгрываемые участниками игры, в ходе которых они выполняют то или иное задание.

Нарративный компонент перформанса шоу-политики представляет собой цепочку презентационных шагов, выливающихся в целостный или фрагментарный рассказ о главном герое шоу. Каждое звено данной цепочки призвано раскрыть перед публикой ту или иную привлекательную грань продвигаемого образа. К примеру, нарративными компонентами шоу, обозначаемого как "встреча кандидата в президенты с избирателями", являются печатные, визуальные или устные рассказы биографического характера о продвигаемом кандидате, содержащие в обязательном порядке сведения об его "подвигах" - достижениях в области профессиональной, общественно-политической и личной жизни.

В целях усиления у публики чувства доверия к кандидату и политический презентационный нарратив должен обладать амбивалентным дуальным характером, иначе говоря, должен отвечать сразу двум, на первый взгляд, совершенно противоположным требованиям:

1) раскрывать образ кандидата по формуле "один из нас",

2) говорить о кандидате, как об уникальной личности, способной решать лучше других проблемы нации.

Соединение в одном презентационном нарративе элементов тождественности с народом и превосходства в уникальности лучше всего отвечает таким важным эмоционально-ментальным потребностям публики, как идентификация с лидером и присоединение к успеху будущего руководителя нации."


1.2 Политическая игра


Спросив любого человека, какие ассоциации у него вызывает слово игра, можно утверждать, что среди всех будет "политическая игра" По всей видимости, время политических игр сейчас в самом разгаре.

Для того чтобы определиться с понятием "игры в политику" и тем более с использованием игровых технологий в пространстве политики, необходимо определить сущность политики и игры в их взаимодействии.

В связи с тем, что политика - понятие многозначное, мы выделили несколько основных толкований предложенными Ветренко ИА.

"Во-первых, политику понимают как отношение включающее согласие, подчинение, господство одних над другими; конфликт и борьбу между классами, группами, людьми, классами. В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими общих дел, понимаемых как дела гос-ва. Такое толкование впервые можно встретить у Платона и Аристотеля. В эпоху возрождения и Нового времени политику представляли как отношения к обществу власти и между властями.

Во-вторых, в политологии существует отождествление политики с другими политическими явлениями, такими как господство, власть, следовательно, и государство.

В-третьих, есть широко используемое объяснение политики через её функции: управление, поддержание порядка, сохранение внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны"

Исходя из выше перечисленного, сущность политики как социального явления заключается в коммуникации, взаимодействии, управлении и контроле. Для осуществления подобных действий игра является подходящей формой, так как в ней гармонично соединяются личная инициатива с социальной направленностью, серьёзность с несерьёзностью. В общем, все необходимые составляющие, которые целесообразно могут эксплицироваться в игровой форме.

Следует не забывать, что с греческого языка политика означает "искусство управления государством". Как всякое искусство, политика включает в себя элементы игры. Хотя, казалось бы, в такой серьёзной сфере общественных отношений игры быть не должно. Это ещё раз подтверждает парадоксальность игры как социального феномена, проникающего в различные процессы.

При этом мы отдаём отчёт в том, что политика не состоит полностью из игровых практик. Более того, попытаемся установить, когда игра может быть частью политического процесса, а когда это невозможно. С этой целью определим базовые признаки игры вообще:

"Во-первых, в игре должна быть детерминанта, выраженная в правилах и условиях.

Во-вторых, все игроки должны иметь равные шансы на выигрыш и проигрыш.

В-третьих, обязательно должна существовать неопределённость в отношении результатов"

Исходя из данных обязательных посылок, политика далеко не всегда способна выступать "как нормальная игра с непредсказуемым результатом"

Стоит отметить возможности игры — отображая происходящее, преображать саму действительность — представляют собой одно из главных её преимуществ. Тем более что, обладая всем комплексом методологических принципов и сущностными особенностями, игра как политическая технология сконцентрировала все свои свойства на решении конкретных проблем в конкретных ситуациях, поэтому немало важными качествами стали ситуационность и воздействие на актора.

Также следует отметить, что игры в политике несут в себе обширную информационную нагрузку и практическую значимость. Политическая игра как самостоятельный вид социальной игры, как возможность социального поведения даёт основание понять действительную, а не декларируемую позицию социальных отношений. Она является субъективной формой объективной политической действительности, когда речь идёт о высших эшелонах власти.

"Политическое поле — игровое поле" согласно П. Бурдье. Он характеризует его как динамическое взаимодействие политических субъектов, а именно парламентариев, членов политических партий, министров, государственных служащих, чьи действия продиктованы с одной стороны требованиями и интересами общественных групп, а с другой стороны собственным статусным положением. При этом отношения статусных позиций диктуют собственные правила игры. Таким образом, политика есть поле игры между социальными субъектами за право обладания государственным капиталом.

Субъектами политических игр выступают политики, т.е. они являются непосредственными игроками. Но это лишь поверхностное представление. На самом деле в политической игре участвуют целые социальные группы, государства и даже целые системы гос-в. В современном гос-ве выделяются институты трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. К игрокам, порождённым гос-вом, можно также отнести контролируемые гос-вом предприятия, средства массовой информации и общественные объединения. Гражданское общество выделяет следующий перечень политических игроков: семья, церковь, группы давления, профсоюзы и прочее не входящие в гос-ные структуры. "Крупнейшими игроками на политическом поле являются государство и гражданское общество. И государство, и гражданское общество состоят из множества институтов, структурных подразделений, объединений людей". Хотя, бесспорно, тон в этой игре задают политические лидеры.

У последних, благодаря применению игры, расширяются возможности, воздействия на эти социальные группы. Игра, в позитивном её понимании, способна донести до людей ту информацию, которую сложно передать через другие политические приёмы. Таким образом, игра даёт свободу действий в столь сложной общественной сфере как политика.

Соответственно, участниками политической игры выступают политические субъекты или акторы, у которых есть особые амплуа — вождь, лидер, соратник, оппонент, оппозиционер, критик, аналитик. Определённые правила политической игры зафиксированы в законодательных актах, указах, протоколах, традициях, ритуалах.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.