Рефераты. Русский вопрос






3. Утрата трансцендентных качеств, т. е. качеств, связанных с потребностями внутреннего  мира человека: а) дефицит пассионарности (воодушевления в любом деле). Нарастание тенденции к физическому и психическому выживанию в ущерб стремлению к самореализации; б) прогрессирующее ощущение бессмысленности своей преобразующей деятельности, чувство пресыщенности жизнью; в) утрата жизненных идеалов (личностных и общественных) и нацеленности на творчество; г) стремление к личностной и социальной упрощенности, вытеснение высокодуховного содержания личности элементами низшего содержания; д) ориентация на суперобладание вещами и суперпотребительство; е) девальвация личности как общественного существа, эгоцентризм; ж) искаженное восприятие мира в целом и своего места в нем12.[9]

В литературе выделяются 3 подхода к процессу девальвации личности: пессимистический, оптимистический, реалистический.

Пессимистический подход основан на соответствующем пессимистическом взгляде на развитие цивилизации. Например, современные философы называют проблемы, появившиеся в XX в. и беспо-коящие уже в XXI в. Это - тенденция к выхолащиванию демократизма, связанная, во-первых, с рож­даемым глобализацией новым авторитаризмом, носителями которого выступают международные кредитно-денежные и торгово-экономические организации, транснациональные корпорации; и, во-вторых, с необходимостью противостоять международному терроризму. Это - тенденция к выхола­щиванию социальной ориентированности, опять-таки связанная с процессами глобализации: недос­татки рыночной системы (нежелание инвестировать в здоровье и образование граждан, в сбережение естественных ресурсов и защиту окружающей среды), отчасти нейтрализуемые на национальном уровне сложившимися механизмами государственного регулирования, воспроизводятся в расширен­ном масштабе на глобальном уровне, где эти механизмы отсутствуют.13[10]

У пессимистического подхода обнаруживаются свои корни, каковыми являются реальные трудности коррекции личности. Наглядной иллюстрацией этого могут служить социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки: снижение моральных критериев во взаимоотношениях между собой; неразвитая способность к со­страданию и сопереживанию; девальвация в их глазах ценности образования и труда; отсутствие ин­тереса к культурному наследию и истории своего народа; рост криминальной активности и откло­няющихся форм поведения и т. п.14

Оптимистический подход связан с коррекцией (исправлением) девальвации личности. Пре­дусматривается социальная коррекция, зависящая от государства. В настоя­щее время, когда обесценились слова, многие понятия и идеалы, встает вопрос о том, чтобы укрепить человека духовно, иначе мы никогда не выберемся из кризисного состояния. Укрепление духовного приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции.

В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности. Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью, требующей ответственности личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.

Формирование национальной идеологии не может происхо­дить директивно, в виде законодательных актов органов государственного управления, хотя отдель­ные элементы нормативной регуляции, очевидно, необходимы, но они будут эффективны лишь тогда, когда явятся фиксаторами уже сложившихся устойчивых тенденций общественного развития. Речь идет о том, что в основе национальной идеологии должна лежать не воля законодательного или ис­полнительного органа государства, а национальная идея - стихийно возникающее и объективно су­ществующее представление народа об его месте и роли в ряду других народов. Национальная идея, возникшая как синтез потенциальных, неосознаваемых устремлений всех слоев общества, существует в нем хотя и объективно, но латентно и нерационально. Задача перевода ее в плоскость ясных, одно­значных понятий стоит перед общественными науками и в первую очередь - перед философией. Эт­ническим вариантом национальной идеи является русская идея.

В настоящее время понятие «русская идея» используется очень широко и часто не во вполне очевидном смысле. Представляется, что определение содержания этого понятия связано с выяснени­ем его генезиса и эволюции в общественном сознании России, и в самом общем виде под ним пони­мается проблема определения места и роли России в мире.

В последнее время русская идея стала темой множества конференций и «круглых столов», предметом обсуждения в СМИ и активно бытует как в обыденном, так и в научном сознании, отличаясь крайностями, обусловленными эмоционально-некритическим отношением к ней. С одной стороны, русская идея поднимается как флаг националистических общественных объединений типа «Русского национального единства» или «Русского национально-освободительного движения»: «Права и интересы русского народа, призванные обеспечить его выживание, - это абсолютный приоритет, вне которого русской политики не может быть. Технология решения указанной задачи - это и есть «русская идея» XXI в15.



5. РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ[11]


«Русский вопрос». Чтобы дать на него исчерпывающий ответ, необходимо понять, что такое Россия, что есть русский народ и почему судьба всего человечества сегодня вновь решается здесь, в России. По  мнению  вице-президента  Академии  геополитических  проблем  генерал-полковника Л. Г. Ивашова, роль русского народа в мировой истории в геополитических координатах определяется одной фразой: «Святая Русь». Смысл сказанного состоит в том, что человечество, погрязшее в грехопадении и разврате, нуждается в примере иного пути развития с традиционными для России ценностями, отличными от тех, которые сегодня принято называть «общечеловеческими». Ни США, ни Западная Европа никак не могут претендовать на предикат «святая», ибо их национальные идеи име­ют иной центр притяжения - «Священная Римская империя», т. е. господство над миром. А «Святая Русь» - это идея без претензий на мировое господство, общество торжества духа и разума, справед­ливости и согласия, симфония Церкви и Государства, «спасительная симфония» 16 титульной нации со всеми коренными народами России.

Так что же такое Россия? Во-первых - это государство, созданное русскими. Во-вторых - это континентальная сверхдержава с ландшафтом, по западным меркам мало пригодным для комфортно­го проживания. С распадом СССР ее территория «комфортного проживания» сократилась более чей в 2 раза17. В-третьих. Россия - это страна, на природные ресурсы которой претендуют страны НАТО. Им наши энергетиче­ские ресурсы нужны не для отопительных нужд (ибо их земли отапливаются теплым течением Гольф­стрим совершенно бесплатно), а для глобальной экспансии и построения нового мирового порядка, ко­торый, как выразился 3. Бжезинский, создается против России, за счет России и на обломках России.

До недавнего времени мы жили в двухполюсном мире, когда две цивилизации (западная и славянская) имели паритет сил, а другие две (исламская и конфуцианская) включали в себя страны третьего мира. Этот паритет сил был установлен в результате победоносного окончания Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг. Прошло 60 лет со дня этой славной Победы. Но мир уже не тот, каким был полвека назад. Славянская цивилизация в результате североатлантической экспансии практически утратила свое геополитическое пространство и оказалась в оккупации Запада. Причина данного поражения - в бесправном положении государствообразующего народа в его родном царстве-государстве. Именно она и поставила на повестку дня «русский вопрос». Так кто же такие русские?[12]Это те, кто создал государство Российское и в годины лихолетий и смут, войн и угроз защитил его суверенитет, самобытность, религию и культуру. История свидетельствует, что во вре­мена, когда власть в стране стояла на страже интересов русских, могущество России достигало своего пика. И, наоборот, когда эта власть выражала интересы различных меньшинств (социальных и на­циональных), наступали годы упадка и распада.

В 1547 г. Иван Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный император­скому. Такое положение дел было узаконено Вселенским патриархом и иерархами Восточной церкви, видевшими в нем единственного защитника православной веры. Неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая восстановлению в мире гегемонии европейских государств. Разумеется, Иоанн не мог согласиться с мировой системой, при которой Россия должна была отдать северо-запад Польше и Швеции, Поволжье - Турции, ввести на всей остальной территории, власть императора Священной Римской империи германского народа и подчинить Русскую православную Церковь папскому престолу. Именно такую цель поставила перед собой Европа в XVI в. и почти до­билась своего в смутное время. Если очистить царствование Ивана Грозного от клеветы и домыслов, то его эпоха - это время создания могучей православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении 400 лет объединяла русский народ.

В 1917 г. к власти в России пришел «интернационал», который стал вести борьбу со всем русским - Красный террор, антирусские погромы обрушились на страну, уничтожалось казачество - со­словие, способное покорять и обживать земли, непригодные для «комфортного проживания». Покорители Хартленда пошли под нож. Тем самым уничтожался ресурс пассионарности русского этноса. Россия катилась в пропасть. Остановить этот погром удалось группе государственников во главе со Сталиным. И это тут же сказалось на укреплении державы. Разгром пятой колонны «интернационалистов» в 1937-1938 гг. и опора на государствообразующий народ позволили в дальнейшем возродить былое могущество России, разгромить германский фашизм и установить паритет сил между славянской и западной цивилизациями. Но как только во времена Н. С. Хрущева власть в стране перестала считаться с интересами русского народа (передача Крыма Украине, реабилитация чеченцев и ингушей, подавление русского восстания в Грозном в 1958 г., преследования духовенства и уничтожение православных храмов и т. д.), доверие народа к власти стало падать и СССР медленно покатился к своему развалу.

Россия не может существовать без русских, так же как и русские не могут жить без России. С распадом СССР начался процесс вымирания русского народа. Русский крест (пересечение кривых рождаемости и смертности) - это реакция государствообразующего народа на развал государства. Поэтому и возрождение России возможно лишь в случае возрождения русского народа, его национального самосознания и духовности. Только в этом случае можно переломить ситуацию и обеспечить пересечение кривых рождаемости и смертности в обратную сторону.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.