Рефераты. Роль идеологии как основы национальной безопасности






Первая колонна — это территория государства. Территория является, во-первых, историческим наследием каждого народа, и, во-вторых, главным его богатством.

Вторая колонна национальной безопасности — это население государства. Как бы ни были велики территории, они значимы только тогда, когда населены, освоены, потому рейтинг каждого государства измеряется более всего категорией населения, параметры которой определяются способностью народа генерировать мировой прогресс, экономический и научно-технический.

Третья колонна национальной безопасности — это материально-техническое богатство государства.

Четвертая — последняя колонна – это образ жизни народа, самобытность народа, его цивилизация.

Каждый народ живет в своей цивилизации, он обладает своим набором духовных ценностей, спецификой формирования человека. Разрушение этой особенности является признаком разрушения национальной безопасности. [7]

Как уже указывалось, национальные интересы отражены в идеологии государства через общественно-экономические отношения, т.е. форму государственного устройства. Такие отношения весьма специфичны для каждого типа общественно-экономической формации, интегрируются в духовный уровень общественных масс и формируют в сознании будущих поколений, стремление к поддержанию сложившегося государственного строя и общественных отношений, посредством их воспитания в рамках сложившейся государственной идеологии. Такая характеристика соответствует четвертой (цивилизационной) колонне, выделяемой Леоновым Н.С.

Т.о. можно сделать вывод, что национальная идеология, как самобытность народа, является неотъемлемой частью национальной безопасности, обеспечивающей ее прочность и развитие. В целях обеспечения национальной безопасности была разработана «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», как гарант сохранения главных объектов национальной безопасности России - ее населения, территории и уклада жизни общества, отраженных в конституции РФ. Практическое выполнение поставленных задач обеспечивает система национальной безопасности, как комплекс институтов и мер по обеспечению защищенности общества и его интересов.


2.                 ИДЕОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Идеология, как указывает В.Н. Коновалов, (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) является осмыслением политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.

Идеология – это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых концентрируются отношения собственности, отношение людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Т.е. идеология является проявлением самобытности народа, оказывая активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Т.е. имеется взаимосвязь с обеспечением национальной безопасности, требующей актуальной концепции для постиндустриального общества, в котором живет современный человек. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества.

На современном этапе развития общества, идеологическую работу проводят различные институты власти, представляющие определенный политический режим, поскольку идеология является манипулятором сознания людей, способствующим сохранению действующего политического режима и политической системы.

Т.о. составляющими идеологии являются:

Ø    Всесторонняя политика, проводимая государственным аппаратом во всех сферах жизнедеятельности общества;

Ø    Следование национальным интересам общества в целом;

Ø    Законы, нормы и правила, регулирующие общественно-экономические отношения;

Ø    Геополитика, т.е. международные отношения;

Ø    Вопросы обороноспособности государства;

Ø    Культурно-духовные ценности общества.

Основная направленность идеологии – социум, как главная основа экономики. Т.к. особое свойство идеологии – ускорять или тормозить развитие общества. «Каждое политическое решение имеет в основе экономическую выгоду».

По направленности воздействия на социум, в России выделяют три идеологических потока: либерализм, социализм, национализм.

Социализм исходит из принципов коллективизма, необходимости государственного управления всей жизнью общества и предоставления государством социальных гарантий гражданину. Целями и идеалами социализма являются осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя воплощающего эти принципы. Общественные объединения являются продолжением аппарата, их зависимое положение окупается государственной поддержкой. Основа национальных отношений - интернационализм.

Опыт реального социализма показал, что внутренняя логика этого течения настоятельно требует ограничения свобод, власти партийно-чиновного сословия, централизованного регулирования экономикой, регламентирования потребления. Правда, современные российские социалисты в большинстве своем социал-демократичны, т.е. вполне вписываются в либеральную модель парламентаризма.

Опыт СССР показал возможность обеспечения защищенности граждан, территории, обеспечение динамичного развития государства с выходом на экономически конкурентоспособный мировой уровень посредством идеологии, но невыполнение одного из аспектов национальной безопасности, например, обеспечение гражданских прав, свобод и равноправия – не сможет привести общество к национальной безопасности, а способствует распаду государства, что и случилось с СССР в 1991 году.

К.Маркс определял социализм как последнюю ступень развития общества, исходя из этого, возможно, что при достижении необходимого экономического потенциала в СССР, можно было приступать к постепенному формированию гражданского общества основанного на равноправии, что могло бы позволить сохранить государство на больший промежуток времени.

Либерализм в РФ явился полной противоположностью социалистическому строю, причем в крайней, радикальной форме. Политический радикализм ведет к дестабилизации государства и его гибели.

Либерализм исходит из принципа индивидуальной свободы, отстаивает необходимость демократии и приоритет частной собственности, он строится на последовательном осуществлении принципа толерантности. Либерализм предполагает наличие развитых институтов гражданского общества. В области национальных отношений предполагает предоставление нациям широкой культурной автономии.

Наблюдаемая в России, с 90-х годов ХХ в., либеральная программа сводится к формированию политической системы, предполагающей многопартийность, широкие возможности участия граждан в политической жизни, их эффективное влияние через общественные организации и избирательную систему на политическую повестку; создание значительного среднего класса на основе частной собственности через процедуру приватизации; предоставление нациям широкой автономии.

Логика осуществляемой либеральной программы привела к неожиданным, для политически неграмотного общества того времени, но вполне закономерным результатам. Приватизация способствовала становлению номенклатурного капитализма. Большинство гражданских объединений, сохранили зависимость от государства, от администраций предприятий. Снизился уровень социальной защищенности граждан. Широкая национальная автономия обернулась сепаратизмом, противоречиями республиканских законов федеральным, массовым исходом русских из автономных образований. В средствах массовой информации развернулась глобальная кампания навязывания потребительских стандартов.

Т.е. наблюдалась явная дестабилизация обстановки в стране и многие политологи прогнозировали гибель государства при условии сохранения либерального курса. Следовательно, национальная безопасность РФ в 90-е годы ХХ в. была крайне низкой и требовала новой идеологической программы.

Третье государственное течение – национализм - также противопоставляется социализму, который направлен на его преодоление, на основе утверждения национального равноправия, суверенитета содружества народов.

Национализм определяется как идеология и политика в национальном вопросе, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности, где нация трактуется как высшая внеисторическая форма общности.

Самое сложное и нечетко выраженное в общегосударственном масштабе течение. Национализм имеет в современной России особое звучание и проявляется в активном использовании национальных символов (герб России, флаг России, славянский «коловрат», православные символы и т.п.), в возвращении к славянским традициям, все большему отказу от западных влияний. Эти тенденции говорят о возможности формирования новой идеологии на основе национализма.

Но жесткий национализм в России невозможен, что исключает радикальную политику, которая может негативно сказаться на состоянии государства. Невозможность развития национализма связана с многонациональностью государства, сохранностью социалистических настроений СССР, пропагандирующих межнациональное равноправие (интернационализм). Национализм не может быть построен в демократичном обществе и требует готовности национального сознания к принятию этих идей. Русское национальное сознание не сформировано, об этом свидетельствует неперсонифицированность русской идеи.

Державность не предполагает национального угнетения. Именно вследствие этого все народы России сохранили себя. В этой связи актуальной становится проблема поиска новой державной формулы, такой как: Москва - Третий Рим; православие, самодержавие, народ; интернационал.

Публикуемые в последнее время результаты многочисленных социологических опросов свидетельствуют о состоянии усталости населения от идущих в стране преобразований. Это вызвано чрезвычайным напряжением сил, снижением уровня правовой и материальной обеспеченности граждан, неопределенностью будущего.

Такие результаты приводят к выводу, что в обществе имеют место консервативные настроения, основанные на успешном опыте СССР, который так близок, проверен и надежен, в отличие от Западных тенденций.

Корреспондент журнала «Власть» Виктор Хамраев в статье «Традиционная нетрадиционность» указывает, что навязываемые Западом либерализм и демократия раздражают простого россиянина, т.к. они не работают в условиях русского менталитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.