Рефераты. Роль и значение международных корпораций в мировом хозяйстве






4. На четвертом этапе (1970 гг.- конец ХХ в.) процессы диверсификации зарубежных производств были приостановлены. Возникли новые прибыльные сферы для вложения транснационального капитала – инновационный бизнес, новые технологии в транспорте, информатике и средствах связи. В это же время увеличилась открытость развивающихся стран по отношению к транснациональному капиталу, повышалась квалификация рабочей силы, и МК развитых стран инвестировали в организацию «отверточных» предприятий либо среднетехнологичной трудоинтенсивной продукции в тех странах, где относительно низкая оплата труда.

Стремление предпринимателей снизить издержки производства обусловило выход на мировую арену европейских и японских МК, а либерализация международной торговли привела к интеграции таких форм предпринимательской деятельности, как реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, маркетинг, послепродажное обслуживание – все они унифицировались в соответствии с общими стандартами и принципами. МК были вынуждены повысить прозрачность своего функционирования и отказаться от громоздких многоотраслевых структур – конгломераты уступили место специализированным вертикально-интегрированным корпорациям.

5. Современный, пятый этап эволюции МК связывают со становлением сетевых структур и новых типов «глобальных компаний», превосходящих предыдущие не только по количественным показателям, но и по качественным характеристикам, таким, как координация действий филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация отдельного производства, адаптивность организационной структуры корпорации, единая организация бухгалтерского учета и аудита и пр.

При этом на новый уровень функционирования выходят не только МК развитых стран, но и корпорации из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Важным фактором создания предприятий за рубежом становится стремление снизить экономические и политические риски. МК стран с нестабильной политической ситуацией либо иными высокорисковыми факторами ищут безопасные места для размещения своих активов. Примерами этому может служить зарубежная экспансия российских предприятий нефтегазовой и металлургической отраслей.

Количественный потенциал, приобретенный МК на этапах своего развития (по данным ЮНКТАД, на долю МК в международной торговле приходится 2/3)[10], становится основой для качественных изменений: МК последнего поколения функционируют как самостоятельный экономический субъект мирового рынка, имеющий собственные цели развития и специфическую структуру.

1.3. Причины существования и развития международных корпораций

Основной причиной существования МК являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта. Такие преимущества возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами.

При помощи вертикальной интеграции большинство МК может обеспечить поставку сырья и промежуточных товаров на наиболее выгодных условиях из соответствующих зарубежных регионов. При этом появляется возможность избежать (используя более эффективную внутрифирменную торговлю) часто встречающееся несовершенство иностранных рынков, которое могло бы в полной мере проявиться, если бы необходимые ресурсы пришлось бы приобретать у независимых местных фирм. МК также могут предоставить лучшую дистрибьютерскую и сервисную сеть. Вертикально-интегрированные МК, опираясь на свои иностранные филиалы, могут лучше охранять и использовать свое доминирующее положение на рынке, приспосабливать свою продукцию к местным условиям и вкусам, а также гарантировать высокое качество товаров.[11]

МК могут эффективно использовать эффект масштаба в производстве, финансировании, организации и использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), конъюнктурных исследованиях рынка. Большие объемы производства позволяют МК осуществлять рациональное разделение труда и специализацию намного лучше, чем более мелким национальным фирмам.

МК могут получать преимущества, используя различия в ценах факторов производства, существующие между странами, в которых расположены ее подразделения. Те промежуточные продукты, для производства которых достаточно применение неквалифицированной рабочей силы, могут быть произведены в странах с низкой зарплатой и транспортированы для последующей сборки в другие страны.

Кроме того, по сравнению с чисто национальными фирмами МК и их филиалы имеют, как правило, лучший доступ на международные рынки капитала. Это позволяет им легче финансировать большие проекты. МК также в состоянии концентрировать НИОКР в развитых странах, которые наиболее подходят для этой цели из-за большей доступности технического персонала и оборудования.

Далее, наличие иностранных филиалов во многих странах мира позволяет головному предприятию получать и аккумулировать огромное количество стратегически значимой информации о состоянии конъюнктуры в различных регионах мира, отслеживать изменения цен, предпочтений и вкусов потребителей и т.п. Без наличия филиалов получение такой информации было бы связано с гораздо большими издержками, а сама эта информация оказалась бы менее надежной.

Мотивом осуществления инвестиций за рубежом для МК является возможность получения там более высокой отдачи от дополнительных капиталовложений.[12] В принципе, какая-либо корпорация могла бы рассмотреть возможность инвестирования для получения более высокой прибыли в любой другой отрасли в своей стране. Однако, как правило, корпорация лучше знает ситуацию в «своей» отрасли. Поэтому она вряд ли будет анализировать возможность инвестирования в любую другую отрасль национальной экономики до принятия решения об инвестициях за рубежом. Следовательно, критерием принятия решения об иностранных инвестициях будет сопоставление потенциальной нормы прибыли при дополнительных капиталовложениях в рамках избранной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конечно, если перспективы «своей» отрасли как внутри страны, так и за рубежом окажутся не слишком привлекательными, корпорация рассмотрит возможности диверсификации своего бизнеса.

МК по сравнению с национальными фирмами имеют существенно лучшие возможности для выбора среды функционирования. По определению, национальные фирмы осуществляют свою деятельность в своей стране, сталкиваясь с заданными условиями функционирования. В отличие от них ТНК при принятии решения о местонахождении завода для производства того или иного вида продукции могут выбирать подходящую страну, учитывая уровень зарплаты, налоговое законодательство, возможность получения субсидий, внешнеторговый режим и т.д. соответствующих стран.

Так как МК по масштабам своих операций сопоставимы, а иногда и превосходят многие страны, в которых размещаются ее филиалы, они оказываются в состоянии воздействовать на политику местных правительств гораздо эффективнее, чем чисто национальные фирмы. Финансовое могущество ТНК позволяет им в случае необходимости скупать местные фирмы, чтобы избежать конкуренции с их стороны и установить таким образом контроль над рынком принимающей страны. Причем приобретенные местные фирмы могут быть даже попросту закрыты.

Далее, вследствие больших масштабов МК имеют возможность диверсифицировать свою деятельность, оперируя одновременно на рынках различных продуктов, становясь, тем самым, менее зависимыми от периодов затруднений со сбытом основной продукции корпорации. Они оказываются в состоянии перераспределять финансовые ресурсы между различными сферами своей деятельности, концентрируясь каждый раз на наиболее перспективных на данный момент направлениях.[13]

Наконец, МК могут использовать т.н. трансфертные цены во внутрикорпоративной торговле. Искусственно завышая их при поставке, например, комплектующих в филиалы, расположенные в странах с высоким уровнем налогов, МК могут сократить свои затраты на выплату налогов. Этот способ невозможно было бы использовать при торговле между независимыми фирмами.

Использование всех или некоторых из перечисленных преимуществ МК по сравнению с национальными фирмами объясняет распространенность МК и высокую степень их влияния в мировой экономике. В результате МК стали на сегодняшний день наиболее мощной формой частных экономических организаций.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Развитие международных корпораций прошло пять этапов. На каждом этапе происходила эволюция международных корпораций: от вовлечения в орбиту сырьевой базы колоний до глобализации международного производства.

Существование и развитие международных корпораций обусловлено рядом причин, основной из которых являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта. Такие преимущества возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами.

2. Анализ роли международных корпораций в мировом хозяйстве

2.1. Влияние международных корпораций на международное хозяйство

К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру. Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. - в развивающихся, 3 тыс. - в государствах с переходной экономикой.[14]

Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2, 5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.[15]

60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% - в сфере услуг, 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Среди 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) в наибольшей степени представлены США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.