Рефераты. Религиозный аспект идеологии белорусского государства






·                   Второй уровень – конституционные нормы и законы Республики Беларусь;

·                   Третий уровень – указы Президента Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти.

Совершенствование законодательства в сфере свободы совести должно проходить по нескольким направлениям:

·                   Привидение национального законодательства в соответствие с международными нормами;

·                   Обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в нем норм;

·                   Формулирование и закрепление основных принципов конфессиональной политики государства;

·                   Закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов в стране.

Конфессиональная политика государства это прежде всего:

1.                 Комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;

2.                 Политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);

3.                 Сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.

Стратегия религиозной политики государства определяется:

·                   Ход политического развития в целом;

·                   Место религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;

·                   Уровень развития демократических институтов;

·                   Стратегия сотрудничества государства, общества и религиозных организаций, статус религиозных организаций близок к общественным;

·                   Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).

Государственная религиозная политика осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства Республики Беларусь.

Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована (ст. 23 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий (ст. 36 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда (ст. 37-38 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Запрещены:

·                   Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

·                   Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;

·                   Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Так уже традицией стало вручение премии «За духовное возрождение» накануне православного Рождества (по юлианскому календарю), проводимое совместно Президентом Республики Беларусь и митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом Всея Беларуси.

Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности была религия. В конце X в. на землях современной Беларуси появляется христианство, принятое от Византии (православие). Язычество (политеизм, многобожие) уступает более развитой религии – христианству, которое более отвечает интересам правящих слоев и позволяет княжествам Восточной Европы вступать в общение со странами Западной Европы и Византией «на равных». В XIV в., после заключения Кревской унии с Польшей, начинает распространяться католичество (после раскола в 1054 г. появляются греко-кафолическая церковь или православие (ортодоксия) и римско-католическая церковь). Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV в. на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары). Таким образом, Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство традиционное (евангелические лютеране), иудаизм, ислам.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» основывается на принципах:

·                   Признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

·                   Духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

·                   Неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

По состоянию на 01.01.2003 г. на Беларуси функционировало 2825 религиозных общин (1265 православных, 432 католических, 33 старообрядческих, 432 ХВЕ (христиан веры евангельской), 268 ЕХБ (евангельских христиан-баптистов), 29 – Совет церквей ЕХБ, 13 греко-католических (униатских), 20 новоапостольских, 27 иудейских, 27 исламских, 26 свидетелей Иеговы, 6 бахаи, 3 мормонов, 6 кришнаитов, 1 первых христиан). Всего имеется 25 зарегистрированных конфессий. В настоящее время осуществляется перерегистрация всех религиозных общин в Республике Беларусь. В 2005 г. Была официально зарегистрирована армянская апостольская церковь – одна из древнейших ветвей христианства (с III в.).

Действует 1003 православных храмов, 371 костел, другие культовые здания (всего на 01.01.2003 г. – 1986). Строится 234 новых здания (157 православных церквей, 37 костелов, 39 протестантских молельных домов).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.