Рефераты. Реформа ЖКХ






При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.

Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:

§                   снижение производственных издержек;

§                   снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;

§                   смягчение для населения негативных последствий реформы;

§                   повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

§                   повышение качества жилья;

§                   повышение уровня технического содержания жилищного фонда;

§                   повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;

§                   обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;

§                   повышение качества содержания придомовых территорий и др.

Как следует из этого перечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.

Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:

5 баллов – полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);

4 балла – соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);

3 балла – выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла – невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);

1 балл – полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).

Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.

Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.

Таблица 1

Стратегические цели и целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения приняты условно)



Цель


Целевой показатель

Значение целевого показателя


Примечание

2000 г.

2003 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения

Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя

17,8



19,5



22


Норма составляет 22-24 кв.м.(в европ.городах 40-60 кв.м.)

2. Повышение качества жилья

Качество жилья, баллы

2,0

2,5

3,5

Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам

3. Повышение качества работ и услуг в ЖКХ

Качество работ и услуг, баллы

2,0

3,0

4,0

В соответствии со стандартами

4. Снижение производственных издержек

Степень снижения издержек, %

-

20-30

40-60

По отношению к базовому периоду

5. Снижение рас-ходов бюджета на содержание ЖКХ

Степень снижения бюджетных затрат, %

-

30-40

60-80

По отношению к базовому периоду

6. Смягчение для населения нега-тивных послед- ствий реформи- рования

Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей

16

20

25

В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ

7. Повышение уровня техниче-ского и санитар-ного содержания жилищного фонда города

Уровень техниче-ского и санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы

3,0

3,5

4,0

Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе

8. Повышение качества коммунальных услуг

Качество услуг для населения:

- воды;

- газа;

- электричества;

- тепла



3

4

3

3



3,5

4,5

3,5

3,5



4,0

4,5

4,0

4,0

Определяется экс-пертами в соот-ветствии с дейст-вующими норма-ми и стандартами

9. Обеспечение потребностей населения в воде

Уровень обеспечен-ности населения во-дой, л/чел. в сутки

300

220

180

Фактическое потребле-ние воды в европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки

10. Обеспечение потребностей населения в электроэнергии



Уровень обеспечения потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес

60

80

100

обеспеченность населе-ния электроприборам определяет рост объе-мов электроэнергии


Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.

Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой системы планово-программных и проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость разработки комплексной Программы реформирования и развития жилищной сферы города, включающей систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К их числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, программу реконструкции центральных районов и модернизации типового жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Правовое обеспечение предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с законодательной инициативой на более высокий уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.