Рефераты. Развитие гражданского общества в Марокко






По официальным данным, в 1997 г. женскими проблемами и защитой прав женщин занимались 76 организаций. Среди них Демократическая ассоциация женщин Марокко, Союз за женскую активность, Марокканская ассоциация прав женщин9. В области социальной поддержки семьи и ребенка Марокко активно сотрудничает со структурами ЕС, помогавшими открыть Национальный центр по поддержке женщин.

Женщины постоянно являются объектом дискриминации, им трудно доказать и в полиции, и в суде факт жестокого обращения в семье и добиться развода. Женские проблемы, касающиеся замужества, развода, наследства, сохранились и после реформы 1983 г., в результате которой претерпел изменения персональный статут Муддавана. Больше всего от неравенства страдают женщины в деревне, занятые домашним трудом.

Особое противодействие разрешению проблемы женской эмансипации оказывают исламисты и некоторые исламские деятели. Так, 12 марта 1999 г. около 50 тыс. манифестантов прошли по улицам Рабата, отмечая Международный день женщин и требуя политических реформ в области женских прав. В тот же день исламисты организовали контрманифестацию в Касабланке в 150–200 тыс. человек против этих реформ.

Президент Всеобщей национальной организации женской солидарности А. Шенна предложила правительству проект социальной реинтеграции в общество незамужних матерей и внебрачных детей. С резким протестом против проекта выступили в июне 1999 г. имамы мечетей, находящихся под контролем государства. Организация возложила ответственность на правительство за то, что происходит в мечетях.

Некоторые женские организации занимаются такими конкретными проблемами, как планирование семьи, вопросы общей гигиены, обучение своих детей грамотности. Неграмотность женщин в деревне в 1998 г. составляла 85%, в среднем по стране – 65%10.

В начале 2004 г. по инициативе короля Мухаммеда VI был принят новый семейный кодекс, который уравнял в правах мужчин и женщин. Местной прессой он был назван «революционным». В соответствии с кодексом марокканки получили право самостоятельно решать вопрос о замужестве, не подчиняясь воле отца. Они могут требовать развода, принимать решение о том, какое образование давать детям. Пока все это, правда, теоретически. По-прежнему сохраняется многоженство, но оно тоже будет строго регламентироваться. Появилось понятие «брачный контракт», в который изначально можно внести пункт об отказе супруга обзавестись второй женой.

В мае 2004 г. в целях пропаганды женского равноправия по инициативе почтового ведомства и Международной амнистии открылась филателистическая выставка, посвященная правам женщин. Был организован «круглый стол» с участием правозащитников, журналистов и представительниц женских организаций. Они обсуждали, в частности, проблему насилия в семье.

В сферу внимания правозащитников попали и проблемы подрастающего поколения. Согласно закону, обязательным считается начальное школьное образование для детей 7–13 лет. Однако не все дети посещают школу, особенно в сельской местности. Это касается прежде всего девочек, которые эксплуатируются в домашнем хозяйстве. Часто они используются в качестве прислуги, помогая таким образом своей семье дополнительным заработком. Особенно это касается сирот. Тысячами человек насчитывается детская проституция в городах (по большей части девочки, в меньшей степени мальчики).

По инициативе принцессы Лаллы Айши, давно занимающейся женскими проблемами, бюро ЮНИСЕФ в Марокко – Национальный наблюдательный пункт по правам ребенка – начал кампанию, направленную на улучшение участи «маленьких бонн». Эта кампания широко освещается в официальной прессе. Еще одна проблема – отсутствие гражданского положения о сиротах обоих полов, что необходимо для составления актов о рождении, выдачи удостоверений личности и для женитьбы. Некоторые организации, среди которых – Бейти и Марокканская лига помощи ребенку, специализируются на юридической помощи детям, особенно тем, кто подвергался насилию. 3а особые заслуги правозащитной деятельности президент Бейти Н.Мжид, возглавляющая ассоциацию в течение 17 лет, была в 1999 г. награждена французским правительством престижной медалью. В декабре этого года ООН назначила Мжид на пост специального докладчика по проблемам торговли и эксплуатации детей. В главных городах Марокко было создано несколько центров, где находят приют и материальную поддержку дети улицы. Среди них есть филиал международной организации, находящейся в Швеции.

Одной из проблем, которой занимаются частные организации, стало вовлечение в жизнь общества инвалидов. Их насчитывается 2,2 млн. чел. или 7% населения. Ежегодные отчисления из государственного бюджета на нужды инвалидов составляют всего 0,01%11. В марте 1999 г. власти создали специальную комиссию по интеграции инвалидов в общественную жизнь, которую возглавил премьер-министр. Ее задача – разработка программы реабилитации инвалидов. С этой целью комиссия провела в марте же «Национальный день инвалидов», надеясь привлечь к этой проблеме общественное мнение. 30 марта король Мухаммед VI посетил центр для детей-инвалидов в провинции Хемисет и выделил 7,2 млн. дирхамов на его расширение12.

Спектр деятельности правозащитников оказался достаточно широк. В сферу их внимания входит защита гражданских прав политических и общественных деятелей, профсоюзных работников, участников демонстраций и забастовок, а также религиозных деятелей. Своей обязанностью они избрали защиту политических заключенных, жертв политических репрессий, родственников заключенных. Они отстаивают права на объединение в общественные группы, политические партии, ассоциации, выступают за свободу прессы, борются против цензуры, защищают от репрессий журналистов. Правозащитники отвергают дискриминацию по расовому, языковому, половому признаку, социальному статусу, защищая женщин, детей, инвалидов. Они отстаивают право на труд, на свободу перемещения по стране, на эмиграцию и возвращение на родину.

По-существу, правозащитники выступают адвокатами общества перед государством, на практике обучая граждан тому, как пользоваться своими правами. При этом они действуют в рамках существующего законодательства, защищая конституционное право граждан на свободный выбор с помощью формальных судебных процедур. И хотя правозащитники по идее должны быть независимы от политики, на деле же они волей-неволей превращаются в политиков. Поэтому в течение многих лет правозащитники, требовавшие конституционного поведения от властей, соблюдения норм гражданского и семейного права, сами подвергались давлению и ограничениям со стороны правительства за защиту прав граждан от государства, а также и от других граждан. Например, с 9 по 11 декабря 1999 г. по всей стране разгоняли активистов в области прав человека, членов Организации справедливости и милосердия и безработных выпускников университетов. Силы порядка дубинками разогнали 9 декабря и демонстрацию перед парламентом активистов МАПЧ во главе с президентом А. Бенамором и Форума за правду и справедливость, выступавших против произвольного заключения в тюрьму, похищения людей и других нарушений гражданских прав. Сорок демонстрантов были арестованы, из них 39 предстали перед судом. У журналистов были конфискованы фотокамеры. Свою озабоченность инцидентом выразила Международная федерация по правам человека. Ведь мировое сообщество выработало единые нормы правового поведения, которые считаются обязательными для всех государств, стремящихся занять подобающее им положение в системе международных отношений. Формы и методы обращения государства со своими гражданами на законных основаниях стали объектом внимания всей мировой общественности.

Обращение к проблеме прав человека связано и с общими процессами глобализации, развитие которых характерно для периода 90-х годов. Эта проблема стала одной из составляющих процесса демократизации общества, перестала быть только внутренним делом. Это проблема, в решении которой заинтересовано все мировое сообщество. Совершенствуя конституционное законодательство, Марокко приводило его в соответствие с нормами ООН, поскольку властям было небезразлично мнение «цивилизованного» Запада. Марокко ратифицировало большинство международных конвенций в области прав человека. В том числе о запрещении пыток, о правах ребенка, о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.

В 1990 г. при короле был создан Консультативный совет по правам человека. Он состоит из пяти групп, которые занимаются уголовным правом, условиями содержания осужденных, поисками политзаключенных, связями национальных организаций по защите прав человека, негуманными условиями содержания военнопленных марокканцев в лагере Фронта ПОЛИСАРИО в Тиндуфе (Алжир), а также вопросами экономических, социальных и культурных прав населения. В своей тронной речи 30 июля, а затем в речи 9 декабря 2000 г. в день 52-й годовщины Всемирной декларации прав человека король Мухаммед VI объявил о планах реформирования деятельности совета, сделав ее более эффективной.

Одним из требований политической оппозиции стало проведение глубокой конституционной реформы с тем, чтобы создать правовое государство, в котором закон гарантировал бы демократизацию и модернизацию органов власти на всех уровнях. В преамбулу принятой на референдуме 1992 г. конституции было включено положение о том, что королевство Марокко подтверждает свою приверженность правам человека. Власть постепенно пришла к пониманию, что социальные конфликты надо решать в рамках закона, гарантирующего демократические права граждан в соответствии с конституцией и международными требованиями. Это повлекло за собой прогрессивные перемены, отвечающие интересам общества.

Проблема прав человека была возведена в ранг государственной, хотя на ее решение оказывают влияние различные общественные и политические силы. Впервые в арабском мире был создан министерский департамент по правам человека, а затем и соответствующее министерство. В мае 2000 г. правительство присвоило статус «общественной полезности» ассоциациям и организациям по защите прав человека, что обеспечило им финансирование и признание службой общественных интересов. Таким образом, была выстроена иерархическая структура правозащитных организаций, пошедших на компромисс с властью, которая, в свою очередь, взяла на себя обязанность соблюдать законность. В результате, с одной стороны, государство возглавило борьбу за права человека, а с другой, поставило под контроль организации, призванные защищать граждан от произвола государства. Некоторые руководители правозащитных организаций заняли административные посты в правительстве Юсуфи. Получилось, что государственные органы, по-прежнему допуская произвол, сами себя контролируют.

Министерство организовало просветительскую работу в области прав человека для полицейских и других властных чиновников. Оно направило усилия для внедрения просвещения в области прав человека в школьные программы пока в качестве эксперимента. В марте 1999 г. Ассоциация марокканских адвокатов открыла в Рабате центр по правам человека, который занимается приведением в соответствие местных законов с международными конвенциями по правам человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.